Чуть больше года назад Джеффри Шушкевич, 31-летний бухгалтер из Калгари, начал анализировать свои ежемесячные расходы. Результаты его поразили: «Каждый месяц я тратил так много, что, сколько бы я ни зарабатывал, денег никогда не прибавлялось». Примерно в то же время его подруга Джули Филипс, 29-летняя сотрудница администрации Университета Калгари, планировала переехать в новую квартиру, но сделка сорвалась. «Джефф предложил мне переехать к нему, но сказал, что у него свободна только одна комната, – вспоминает она. – Все остальные были забиты его вещами. Так что мне пришлось за три дня избавиться от 80% моих вещей». Тогда она предполагала, что через год ей, возможно, снова придется переезжать на другую квартиру, эти вещи в любом случае оказались бы лишними. Но она все равно раскисла: «Сначала я была в ужасе – боже, что я наделала? А потом я задала себе вопрос: а мне правда все это нужно?»
Откупорив бутылку вина по случаю начала совместной жизни, Софи и Джефф начали обсуждать, насколько им нужны все те предметы, которые опустошают их банковские счета. В итоге этот разговор привел к спонтанному решению провести год без покупок. Доменное имя и твиттер-аккаунт BuyNothingYear («Год без покупок» - http://buynothingyear.com/ и https://twitter.com/BuyNothingYear) были свободны. Через неделю национальное телевидение сделало про них репортаж. Тогда они всерьез осознали, что после того, как они выступили на глазах у всей страны, отступать некуда.
В первые три месяца (с августа по октябрь 2013 года) они отказались от покупок всех потребительских товаров, таких как хозтовары, бытовая электроника и одежда. Потом они отказались от разных услуг, включая общепит, парикмахерские и расходов на бензин. Вместо этого начали устраивать домашние обеды, перемещались исключительно пешком и на велосипедах, даже холодной и долгой канадской зимой. Чтобы добраться до работы, Джеффу нужно 35 минут, поэтому перед выходом из дома он надевал термобелье, зимние ботинки, шарф, варежки и шапку. Хотя и перед началом эксперимента он был в неплохой физической форме, за год он сбросил еще 4,5 кг. Если же добираться нужно было особенно далеко, он ехал на автобусе. Джефф и Джули сами изготавливали жидкость для стирки и уборки, но не смогли отказаться от магазинной жидкости для мытья посуды, так как самодельная оставляла жирную пленку на тарелках.
В ходе завершающей фазы эксперимента, которая началась в июле 2014 года, они по плану должны были отказаться от покупки продуктов питания и начать самостоятельно выращивать себе овощи на гидропонике. Однако того, что им удалось вырастить, не хватало. Сезон урожая начинается в августе, а 3 августа проект закончился. Однако, как говорит Джефф, к этому моменту «Год без покупок» уже помог им добиться многого, а именно изменить образ жизни, сократив потребности.
Кроме того, они неплохо сэкономили. Джеффри в общей сложности отложил за год $42 300, а Джули —$13 800. «Я зарабатываю в год меньше, чем Джефф смог сэкономить», - объясняет Джули разницу их результатов.
Вот их рассказ о том, как им это удалось, как проект изменил их жизнь и от каких приобретенных за прошедший год привычек они не собираются отказываться. И 7 советов, как повторить этот подвиг.
Какие потребительские привычки у вас были раньше?
Джеффри: Я закончил учебу в 2012-м, и у меня началась эйфория в стиле: «Теперь я могу покупать себе взрослые штуки!» Я купил себе машину, крутой диван, всякие модные штучки для дома, часто ездил в путешествия. Я покупал все, что мне нравилось. Я запросто мог пойти в HudsonBay (крупная канадская торговая сеть) и оставить там $1000. Типичный консюмеризм. Я часто ездил в США, побывал в Берлине, каждый год ездил на фестиваль Burning Man, постоянно ездил в Сан-Франциско или Ванкувер, а на выходные выбирался в горы.
Джули: Я всегда была очень общительной и легкой на подъем и часто встречалась с друзьями, поэтому я часто ходила в рестораны, бары, кафе. Джефф убедил меня ежемесячно отслеживать свои расходы, и я была в шоке от того, как улетают мои деньги. $15 за выпивку здесь, $40 за обед там. Не то чтобы я бросала деньги на ветер и покупала по сто бутылок вина, но дело в регулярности.
Джеффри: Очень много денег уходило на кафе и рестораны, а еще я тратил по $150 в месяц на стрижку в салоне.
Джули: Каждые три месяца я тратила на стрижку и окраску $250, так что за год я на одних только волосах сэкономила больше $1000. Я могла пойти в London Drugs (канадская аптечная сеть) за зубной пастой или еще какой-то мелочью, накупить там в результате барахла на $75— декоративную косметику, журнал, шампунь. Я об этом просто не задумывалась. Теперь я не хожу так часто по магазинам, только за продуктами.
Какие чувства вы испытывали в начале года без покупок? Переходный период был сложным?
Джули: Эмоциональная сторона эксперимента, кстати, очень интересный момент, потому что, когда мы начинали, мы были полны энтузиазма: мы завели блог, нас начали приглашать на интервью.
Джеффри: А потом, когда начинаешь это делать дальше и дальше, то думаешь: «Черт, я не предполагал, что это будет так».
Джули: Приходится приспосабливаться к новым условиям. Мы жили в том же доме с теми же людьми, но внезапно обнаружили, что не можем делать то, к чему привыкли.
У Джеффа были кое-какие знания из области психологии, и мы воспользовались моделью, которая называется «терапия принятия и ответственности», когда ты берешь на себя ответственность за достижение важных целей, но в то же время принимаешь себя как человека, которому свойственно ошибаться. Поэтому мы с Джеффом позволяли себе время от времени сознательно жульничать. Например, если за окном жуткий мороз и у меня был не самый лучший день, я могла просто заказать пиццу.
Это было похоже на пост или на программу по избавлению от зависимости, когда ты медленно меняешь паттерны поведения, постепенно отказываясь от привычек. Труднее всего давались встречи с коллегами и друзьями. Помню, однажды мне стало совсем грустно — мы с коллегами собирались вечером на мероприятие. Перед этим они все пообедали.
Дело было зимой, я ела свою пасту из контейнера на лавочке на улице, а они все сидели в хорошем ресторане и пили вино.
Я чувствовала себя как тот малыш из диккенсовской «Рождественской песни», малютка Тим. «Боже, - думала я, – во что превратилась моя жизнь? Зачем я это делаю?»
От чего было сложнее всего отказаться и с чем не возникло проблем?
Джули: Мне было довольно просто перестать покупать одежду. Трудно было перестать ходить с друзьями в кафе и рестораны. И не ездить на машине. Мне нравится быть занятой, делать несколько вещей одновременно, а отказ от машины заставил меня замедлить темп. Мне уже не удавалось сделать за день так же много.
Джеффри: Мне тоже было легко отказаться от одежды. Обходиться без парикмахерской было поначалу тяжеловато. В первые два или три месяца я прямо-таки страдал, так мне нужна была настоящая стрижка. У меня просто была потребность в этих ощущениях. Я стригусь в салонах с 15 лет. Это была существенная часть моей жизни – иметь возможность в любой момент пойти в салон и изменить прическу. В какой-то момент я даже хотел стать стилистом. Теперь я вообще об этом не думаю. Со многими вещами было так – сначала страшные ломки, но через месяц-другой — совершенно никаких сожалений. Перестать питаться в ресторанах было трудно из-за логистики: я прихожу домой в 10, потом готовлю ужин, так что спать ложусь в 11, а еще мне надо приготовить себе обед на завтра или проснуться пораньше. Отказаться от машины было не так трудно, как я поначалу себе представлял.
Не потеряли ли вы в процессе эксперимента друзей?
Джеффри: Это самое тяжелое. Не все из наших знакомых соглашались в этом участвовать, так что некоторые из них пытались продолжать задействовать нас в типичном потребительском образе жизни, приглашая нас на дорогостоящие мероприятия и при этом еще вызывая у нас комплекс вины: «Это отстой, мы так давно не виделись». Так что были моменты, когда я чувствовал себя одиноким, как будто жизнь проходит мимо меня, особенно с наступлением лета. Лето в Калгари длится всего месяц, и все ходят на пляж, гуляют, встречаются в барах.
Коллеги и знакомые то и дело подкалывали меня в духе: «Я собираюсь устроить себе «Год сплошных покупок» вместо «Года без покупок» или «Зачем тебе это вообще?» Теперь, когда они увидели результаты, многие из них отнеслись к нашему эксперименту всерьез. Они подходят и спрашивают, сколько мне удалось сэкономить. Так что мы смогли убедить людей, что это стоящая затея.
Но в начале эксперимента многие знакомые и друзья отдалились от меня или я от них, потому что наша дружба была основана на трате денег, а они не хотели менять свое поведение.
Я все понимаю, это их выбор.
В ходе проекта мы также обнаружили много союзников там, где не ожидали. Например, в художественной среде или среди дауншифтеров, а также в сообществах людей, которые занимаются городским фермерством.
Каково это было, терять друзей? Вас это не заставило усомниться в своей затее?
Джеффри: Конечно, заставило. Я чуть было все не бросил. Я был практически готов выйти из игры, когда упал с велосипеда, сломал зуб, и это обошлось мне в $5000. Я пришел домой и заорал: «Джули, зачем мы это делаем?»
Джули: Я определенно изменила набор совместных занятий с друзьями. Одна компания моих друзей любит ездить в путешествия, в походы и на концерты, и могут потратить $150 на фестивале Coachella или поехать в Лас-Вегас, если есть дешевые билеты. С ними я не встречалась полгода. Они перестали звонить. Они все работают в крупных компаниях и зарабатывают, наверное, вдвое больше меня. А я все это время пыталась не отставать. Я дружу с ними с юности. Но сейчас мы в разных весовых категориях.
Этим летом меня позвали на свадьбу в качестве подружки невесты, и мне пришлось купить платье и туфли до окончания «Года без покупок». Поскольку это свадьба моей лучшей подруги, я, конечно, не могла отказаться, но это заставило меня задуматься о социальном давлении, которое постоянно вынуждает нас тратить больше денег. Я надену это платье и эти туфли, которые выбрала не я, один раз в жизни. И это происходит постоянно. Можно, разумеется, этого не делать, но я сказала подруге, что не буду создавать проблем. Я знаю, что ей хватает связанных со свадьбой забот. Я не хотела говорить, что лучше возьму платье напрокат и поищу похожие туфли.
Я верю в сознательный выбор. Мы часто пытаемся поддерживать определенный образ жизни из-за чужих ожиданий…
Джеффри: Или социальных обязательств.
Джули: Ага. Нас часто спрашивают, с чего начать, и мы всегда говорим — начните с недели или с месяца без покупок. Как только вы начнете, вы увидите, где ваши слабые места. Это понимание действительно может помочь.
Как изменилась ваша жизнь?
Джули: Этот проект, который мы с Джеффом затеяли как развлечение, изменил мою жизнь. Бережливость, которой я научилась, останется со мной. Чтобы обзавестись новыми привычками, нужно всего 30 дней, а после года они стали довольно прочными.
У меня появился более осознанный взгляд на жизнь. Я научилась правильно расставлять приоритеты и цели. Раньше я постоянно испытывала потребность в вещах: больше, лучше, интереснее, дешевле. Я провела год без этого чувства, так что моя жизнь теперь богаче. Это духовное развитие, на которое я вообще не рассчитывала.
Я стала лучше осознавать окружающую действительность, потому что я больше не смотрю на нее из окна машины. Я хожу пешком или езжу на велосипеде, и это помогает мне увидеть объемную картину нашего общества – вот потоки денег, вот искушения. Калгари – благополучный город. От тебя ждут, что после работы ты пойдешь куда-нибудь выпить, что ты будешь поддерживать определенный образ жизни человека, работающего в крупной корпорации. Что нужно, чтобы сопротивляться этому и задуматься, откуда появляются все эти продукты, и увидеть глобальный круговорот товаров?
Джеффри: Провинция, в которой мы живем (Альберта) - это экономический двигатель Канады. Здесь самые высокие по стране зарплаты, но также и самый высокий уровень долгов. Люди здесь много тратят. Ты постоянно это видишь – все эти машины, одежда. Быть потребителем в нашем обществе – это настройка по умолчанию.
Это один из главных уроков, которые я извлек. Раньше, если у меня хватало денег на что-то, я это покупал. Если только я не выходил за рамки своего дохода и мог дожить до зарплаты, меня это устраивало.
Теперь я предпочитаю откладывать половину своей зарплаты, потому что деньги приносят свободу и возможности. Если я сберегу достаточную сумму, я смогу подумать о других карьерных возможностях, не сосредотачиваясь на деньгах, потому что теперь у меня есть этот буфер и я знаю, что могу обходиться малым. Этот навык будет мне полезен всю мою жизнь. Я не буду бояться меньше зарабатывать или принимать решения, не основанные на деньгах. Я могу сделать выбор, который больше отвечает моим духовным, интеллектуальным и общественным запросам.
Теперь, когда этот год закончился, какие привычки вы сохраните?
Джеффри: Я планирую продолжать в том же духе, на другом уровне, но я сокращу расходы на общепит и подобные вещи. Я надеюсь в этом году сэкономить еще больше денег. Меня привлекает дауншифтинг и то, что называется финансовой независимостью — когда люди, которые живут экономно и откладывают существенную часть своего дохода, могут перестать работать уже в 30-40 лет.
Джули: Мне этот опыт помог найти людей и отношения, которые обогащают мою жизнь, а не просто происходят. Я понимаю, что если не буду следить за этим, то снова вернусь к старым привычкам. Например, вчера был день рожденья у моей двоюродной сестры. Я спросила у тети, что ей подарить, она сказала – с едой я разобралась, принеси воздушный шар. А я спросила: «Что? Воздушный шар для 28-летней женщины?»
Так что, как и Джефф, я буду пореже ходить по кафе и ресторанам, а также буду следить за своими расходами в поездках. Я обожаю путешествовать, но обычно в отпуске слишком легко расстаюсь с деньгами. А сейчас я проверю, могу ли я оставаться в рамках своего бюджета во время путешествия.
С чего бы вы посоветовали начать?
Джули: Обратите внимание на вещи, которые помогают вам себя лучше чувствовать. Каждый месяц подводите баланс. Я не уверена, что нужно идти на такие крайности, как мы с Джеффом. Пусть это будет весело. Делайте это вместе с друзьями и родными. Мы смогли справиться в том числе потому, что поддерживали друг друга.
Джеффри: Это влечет за собой огромные перемены, поэтому хорошо, если есть с кем поговорить об этих переменах. Другие наши друзья не могли поставить себя на наше место, не понимали нас или не особенно сочувствовали. Они говорили: «Ну, вы же откладываете много денег, чего же вы жалуетесь». И это правда, но вместе с тем происходят изменения, с которыми не так легко справиться.
Джули: Я надеюсь, этот проект вдохновит людей на то, чтобы пересмотреть свои потребительские привычки, и они почувствуют в себе силы изменить свое финансовое состояние. Необязательно загонять себя в ловушку. Это может быть легко и весело. Не надо доводить себя до того, чтобы плакать на холодной лавочке. Просто разумный подход к расходам может принести прекрасные результаты. Преимущества перевешивают сложности.