К сожалению, сайт не работает без включенного JavaScript. Пожалуйста, включите JavaScript в настройках вашего браузера.

Почему бизнес-образование теряет престиж в США

фото Fotobank/Getty Images
фото Fotobank/Getty Images
Выпускники программ MBA американских бизнес-школ в 2008 году столкнулись с крахом крупнейших работодателей с Уолл-стрит. Как складывается их карьера сегодня?

Выпускники программ MBA 2008 года вышли на рынок труда аккурат в разгар глобального кризиса. Устроиться на работу было непросто даже выходцам из самых престижных бизнес-школ. «Моя карьера после MBA началась как ночной кошмар – я присоединился к Lehman Brothers ровно за три недели до краха», – рассказывает Петр Остапенко, получивший степень в бизнес-школе Booth при Университете Чикаго. Начинающий управленец неожиданно оказался на улице, а обанкротившийся работодатель потребовал у него вернуть подписной бонус. В итоге Остапенко устроился в ЛУКОЙЛ и сегодня признается, что не жалеет о двух упущенных годах карьеры.

Крах гигантов Уолл-стрит масштаба Lehman и Bear Sterns и сложный процесс преодоления кризисных последствий в других ведущих банках, таких как Goldman Sachs и Morgan Stanley, всерьез пошатнули репутацию бизнес-образования. Темпы роста зарплат инвестбанкиров во многих компаниях замедлились, что ослабило и эффективность отдачи вложенных в образование инвестиций. Однако большая часть участников программ MBA нынешним положением все равно удовлетворены. Даже при том, что Остапенко и его соученикам по чикагской школе, к примеру, в среднем пришлось вложить в два года своего образования в среднем $300 000 (сумма включает и непосредственную стоимость программы, и недополученный доход от основной деятельности, и все сопутствующие издержки).

Методология

Рейтинг лучших программ MBA по версии Forbes берет за основу критерий отдачи на инвестиции. В составлении рейтинга поучаствовали 27% из 17 000 выпускников 100 бизнес-школ. Пятилетняя прибыль от MBA рассчитывалась как разница между совокупным доходом выпускников в 2008-2012 гг. и их совокупными, прямыми и косвенными затратами на обучение.

 

Согласно свежему рейтингу программ MBA, в среднем по 25 американским бизнес-школам срок окупаемости инвестиций в образование для выпускников 2008 года в этот раз составил 3 года 7 месяцев. Это ровно на год больше, чем было 10 лет назад. Зарплаты уменьшились даже по сравнению с предыдущим выпуском, хотя есть и исключения (Стэнфордская школа бизнеса и школа бизнеса Ross при Университете Мичигана).

Стэнфорд в этом году вернул себе лидерство по показателю отдачи на инвестиции среди американских школ (школа уже занимала первое место в 2009-м, но опустилась на вторую строчку в 2011-м). Средняя зарплата выпускников Стэнфорда 2008 года до поступления на программу составляла $80 000 (это самый высокий результат среди 25 вошедших в рейтинг школ). Но спустя пять лет по завершении школы медианный доход вырос до $221 000 (еще два года назад для выпуска-2006 он составлял $205 000). Пятилетний доход выпусников Стэнфорда составляет $99 700.

 

При этом попасть на MBA в Стэнфорд сложнее всего: всего 7% претендентов в наборе-2014 смогли доказать свое право участвовать в программе. Зато выпускники пользуются ажиотажным спросом у работодателей и по окончании программы нередко имеют на руках сразу несколько предложений от ведущих компаний. Школа регулярно поставляет свежие управленческие кадры в ведущие консалтинговые фирмы Bain, Boston Consulting Group и McKinsey и технологические гиганты Apple и Google. Эти пять компаний наняли больше всего выпускников MBA в Стэнфорде в прошлом году. Они же входят в шестерку самых желанных мест трудоустройства для участников программ MBA, согласно опросу Universum.

Вторую сторочку в рейтинге в этом году заняла бизнес-школа Booth (пятилетний доход здесь составляет $92 600). 549 выпускников 2008 года получали до поступления на программу $76 000, спустя пять лет по ее завершении – $200 000. Lehman был вторым по активности работодателем для участников MBA в Чикаго, трудоустроив 23 человека. Большая часть из них сегодня перебралась в Barclays и Nomura, который приобрел часть активов Lehman после банкротства инвестбанка. Среди других работодателей Booth – McKinsey, Merrill Lynch, BCG и Bain. Отчасти высокий результат школы объясняет низкая стоимость проживания на Среднем Западе в сравнении с востоком США, где расположены Бостон и Нью-Йорк.

Лидер прошлого рейтинга – Гарвардская школа бизнеса – в этот раз опустилась на третью строчку. Как и в Стэнфорде (а также в занявшей четвертую строчку Уортонской школе бизнеса Университета Пенсильвании), средний доход выпускников-2008 до поступления на MBA в Гарвард составлял $80 000. А в 2012-м они получали уже $205 000. Это на 11% меньше, чем спустя пять лет по завершении MBA  получали выпускники-2006. В результате пятилетний доход от MBA сократился до $79 600 со $118 000 в рейтинге-2011.

 

За 10 лет пятилетний доход от MBA в среднем по американским школам уменьшился почти вдвое – со $118 000 до $68 000. Зарплаты через пять лет после выпуска в этом году в среднем составили $159 000, что всего на 1,8% больше, чем в 2003-м, а с учетом инфляции и вовсе фактически меньше.

Все большее число студентов с трудом «отбивают» инвестиции в образование, особенно если ради получения степени MBA им приходилось влезать в долги, порой превышавшие $100 000 (средний размер задолженности для выпуска-2008 составлял $65 000). Один из респондентов Forbes, участвовавший в программе бизнес-школы Stern Университета Нью-Йорка откровенно признался: «Бизнес-школа – потеря времени и денег. Если хотите потратить $100 000, лучше отправляйтесь прямиком в Вегас».

В совокупности программы MBA в США к 2011 году выпустили более 126 000 человек — на 74% больше, чем 10 лет назад, свидетельствуют данные министерства образования. Рабочих мест на всех уже не хватает. Если в 1990-е инвестбанки нанимали выпускников сотнями каждый год, то сегодня те же компании хаотично ищут пути сокращения штатов. Когда вернутся и вернутся ли вообще «славные времена», сказать сложно.

Одной из компаний, отчасти заполнивших образовавшийся по вине инвестбанков вакуум, стала Amazon.com, 20 лет назад вообще не существовавшая. Если пять лет назад онлайн-ритейлер входил в топ-5 работодателей всего в двух бизнес-школах в США, то сегодня империя Джеффа Безоса распространила свою экспансию на 22 программы MBA — прежде всего, благодаря троекратному росту выручки до $67 млрд с 2009 года. Amazon ежегодно рекрутирует сотни обладателей степени MBA. В прошлом году сразу 20 выпускников программы школы менеджмента Sloan при Массачусетском институте технологий устроились работать к Безосу. Компанию им составили и 14 участников программы MBA из Университета Мичигана. Многие из новоявленных менеджеров Amazon дополнительно прошли корпоративную программу повышения квалификации. «Мы восхищены качеством подготовки студентов и выпускников MBA и ожидаем дальнейшего роста по этому важному каналу подбора талантливых лидеров», — прокомментировал официальный представитель Amazon.

Свои позиции как крупного работодателя для выпускников MBA сохраняют консалтинговые фирмы. Bain, BCG, Deloitte и McKinsey каждый год нанимают сотни человек из разных бизнес-школ. Например, в McKinsey в 2012-м устроились 108 выпускников Insead. В 2008 году примерно 1000 человек начала карьеру в консалтинге со средней зарплаты в $142 000.

 

Самый впечатляющий прогресс в США в прошлом году продемонстрировала школа бизнеса Fuqua при Университете Дюка, которая поднялась на четыре строчки до восьмой позиции в рейтинге. Несмотря на то, что зарплаты спустя пять лет по завершении программы MBA в Fuqua тоже снизились по сравнению с рейтингом-2011, школа всерьез нарастила объем льготной программы для студентов, чем сократила их издержки на образование.

Читайте далее: Лучшие американские программы MBA — 2013: рейтинг Forbes

Мы в соцсетях:

Мобильное приложение Forbes Russia на Android

На сайте работает синтез речи

Рассылка:

Наименование издания: forbes.ru

Cетевое издание «forbes.ru» зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, регистрационный номер и дата принятия решения о регистрации: серия Эл № ФС77-82431 от 23 декабря 2021 г.

Адрес редакции, издателя: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Адрес редакции: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Главный редактор: Мазурин Николай Дмитриевич

Адрес электронной почты редакции: press-release@forbes.ru

Номер телефона редакции: +7 (495) 565-32-06

На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети «Интернет», находящихся на территории Российской Федерации)

Перепечатка материалов и использование их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, возможны только с письменного разрешения редакции. Товарный знак Forbes является исключительной собственностью Forbes Media Asia Pte. Limited. Все права защищены.
AO «АС Рус Медиа» · 2024
16+