К сожалению, сайт не работает без включенного JavaScript. Пожалуйста, включите JavaScript в настройках вашего браузера.

Перегнать Америку: почему европейские бизнес-школы остаются лучшими в мире

фото Reuters
фото Reuters
В свежем рейтинге лучших мировых бизнес-школ по версии Forbes европейские программы MBA по экономической эффективности опередили американских конкурентов

Бизнес-образование долгие годы оставалось прерогативой исключительно американских университетов. Гарвард запустил первую программу MBA еще в 1908 году. Спустя 16 лет эта же бизнес-школа представила метод изучения кейсов как основной инструмент обучения в рамках MBA. Сначала методология Гарварда была взята на вооружение по всем Соединенным Штатам, и лишь через 50 лет Insead сделала MBA доступной и для жителей Европы.

Элитные американские бизнес-школы с точки зрения репутации остаются глобальными лидерами, но когда дело касается экономических показателей эффективности образования, европейские программы оказываются предпочтительнее.

Forbes составляет рейтинги лучших мировых бизнес-школ каждые два года на основании критерия возврата инвестиций (return on investment – ROI). Мы сравнивали доходы студентов программ MBA 2008 года за первые пять лет после выпуска с их издержками на образование (недополученный доход от основной деятельности, стоимость обучения и сопутствующие расходы – жилье, оборудование и т. д.). На разнице двух показателей рассчитывалась сумма «пятилетней прибыли от MBA» (5-year MBA gain). Данные собирались на основе опроса студентов. Из 17 000 выпускников респондентами Forbes согласились стать 27% (около 4600 человек). Подробнее методологию исследования можно изучить на сайте американского Forbes.

 

Для американских бизнес-школ и бизнес-школ, расположенных за пределами США, составлялись отдельные рейтинги. В общем списке европейские MBA по пятилетней прибыли заняли бы сразу первые семь мест. Лидер – лозаннская IMD, студенты которой, «отбив» инвестиции в образование, в среднем заработали с 2008 года $196 300. Если при поступлении в IMD участник программы в среднем получал $84 000 в год, то спустя пять лет по ее окончании – $211 000.

По уровню дохода спустя пять лет по окончании школы выпускники IMD уступают лишь выпускникам Стэнфорда и Лондонской бизнес-школы. Одним из решающих факторов в эффективности лозаннской программы является ее годичная продолжительность. В Европе 12-месячные программы вообще пользуются большей популярностью, чем в более консервативных Штатах. Все школы, опередившие американского лидера – Стэнфорд, предлагают годичные программы (за исключением Лондона).

 

В Штатах 12-месячный формат тоже набирает популярность, по мере того как студенты отказываются от идеи терять два года карьеры на бизнес-образовании. Одной из первых сдалась школа менеджмента Kellogg при Северо-Западном университете – здесь годичная программа MBA, которая появилась еще в 1964 году, через три года собирается удвоить число студентов с нынешних 100. Однако большинство американских программ по-прежнему рассчитаны на два года.

MBA в IMD рассчитан на интенсивные занятия в классе, но, по сути, больше других напоминает программу Executive MBA (рассчитанную на топ-менеджеров), благодаря минимальному порогу опыта работы для студентов в семь лет. Лозаннская программа стоит немало – $90 000, а скидки предоставляются менее чем 20% студентов. В то же время годичная продолжительность предполагает всего один год недополученного дохода от основной деятельности и более низкую долговую нагрузку по окончании. В среднем выпускник IMD отбивает инвестиции в программу за 2 года 3 месяца.

Как и большая часть элитных программ MBA, IMD направляет значительную часть выпускников на высокооплачиваемые рабочие места в консалтинге и финансах (40% каждого выпуска). У некоторых конкурентов, впрочем, этот показатель еще выше. Например, Уортонская школа может похвастать тем, что 79% ее выпускников уходят в финансовую сферу (данные прошлого года). Среди студентов IMD также популярные менеджмент и маркетинг/продажи. Основные работодатели для выпускников лучшей мировой бизнес-школы – Samsung Electronics, Nestle, Solera, Siemens и Boston Consulting Group.

 

IMD уникальна еще и своим масштабом: ежегодный набор в Лозанне составляет всего 90 человек. Гарвард и Уортон, для сравнения, рекрутируют по 700 студентов, Insead – более 1000. Между тем, компактность предполагает более тщательный подход к каждому участнику программы. «Я был впечатлен теми наставлениями и поддержкой, что мне оказали в подготовке к продолжению карьеры и поиске работы моей мечты», – говорит выпускник IMD Радж Каппали.

Гигант Insead удерживает в рейтинге Forbes «серебро». Разница между зарплатой студентов перед поступлением в 2008 году и в 2012-м – более $100 000 ($71 000 против $175 000). При этом показатель текущих зарплат выпускников снизился и в IMD, и в Insead – на 15% и 9% соответственно. Сказывается влияние кризиса, с которым выпускники 2008 года знакомы не понаслышке.

Читайте далее: Лучшие годичные программы MBA - 2013

Мы в соцсетях:

Мобильное приложение Forbes Russia на Android

На сайте работает синтез речи

Рассылка:

Наименование издания: forbes.ru

Cетевое издание «forbes.ru» зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, регистрационный номер и дата принятия решения о регистрации: серия Эл № ФС77-82431 от 23 декабря 2021 г.

Адрес редакции, издателя: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Адрес редакции: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Главный редактор: Мазурин Николай Дмитриевич

Адрес электронной почты редакции: press-release@forbes.ru

Номер телефона редакции: +7 (495) 565-32-06

На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети «Интернет», находящихся на территории Российской Федерации)

Перепечатка материалов и использование их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, возможны только с письменного разрешения редакции. Товарный знак Forbes является исключительной собственностью Forbes Media Asia Pte. Limited. Все права защищены.
AO «АС Рус Медиа» · 2024
16+