Forbes Life прошелся по офисам трех больших и очень разных российских компаний — «Газпрома», «Билайна» и «Интерроса» — и убедился, что стены говорят об обитателях больше, чем кажется.
«Газпром»
Газпром» — настоящий город в городе. Режимный населенный пункт для газовиков в нескольких поколениях. Газпромовский офис на улице Наметкина строили три года, закончили в 1995 году. Работали быстро и за долги — заказ выполняли турецкие строители, в счет платы по газовому контракту. Газпромовскую «свечку» — так называют центральную башню в 35 этажей — переделывали из гостиничного проекта, рассказывают в компании, так что офис «Газпрома» до сих пор напоминает гостиницу с типовыми комнатами-номерами и длинными коридорами. В городе есть и отдельная гостиница на 120 номеров. А еще инженерный и хозяйственно-бытовой корпуса, свой корпоративный институт, оздоровительный центр, банк (Газпромбанк) и даже своя речка Вяхиревка, обнесенная забором. Когда проектировщики обнаружили речку, решили ее не высушивать, а сохранить, преобразовав овраг в зону отдыха. У Москвы с городом газа визовый режим. Попасть в «Газпром» можно только по пропуску, а на некоторые этажи — председательский 4-й (здесь сидит предправления Алексей Миллер) и этаж правления 5-й — и вовсе по спецразрешению, оно нужно и штатным сотрудникам «Газпрома». После смены власти в газовой отрасли и ухода вяхиревской команды председательские этажи отремонтировали, а в 2010 году не обошлось без скандала. В прессу просочились детали конкурсной документации — заказывали новую подсветку, вентиляцию, укрепляли пулестойкость окон и обновляли «морально устаревшую технику», требовалось 3D. Но главное, ванны типа джакузи. Совсем скоро председатель совета директоров Виктор Зубков от джакузи публично отрекся.
Номера отеля-офиса типовые. Каждый помимо газпромовской символики украшен изготовленной в Польше картой газа Европы. А вот в кабинете Миллера предусмотрительно висит карта Российской империи. Местная достопримечательность — кабинет начальника Департамента по информационной политике Александра Беспалова (когда-то крупного функционера «Единой России» и знакомого президента Путина по питерскому периоду). Тут и железная табличка петербургской Газовой улицы, и коллекция фуражек, и автомат, и мозаика с гербом России, и фотогалерея — Путин в Смольном, Миллер с Путиным выходят из джипа, Дмитрий Медведев — портрет.
В здании «Газпрома» весь штат монополии собраться не сможет — разве что в момент пожарной тревоги долго спускается со всех высотных этажей. Конференц-зал вмещает 475 делегатов разных подразделений компании. Здесь собираются акционеры. Здесь же газпромовцы встречают гостей — «от Кобзона до Билана», первый выступал перед газовиками трижды, зато последний снискал особенное признание женщин «Газпрома». Недавно в конференц-зале выступал поэт Евгений Евтушенко.
В принципе из зданий «Газпрома» можно и не уходить. Здесь есть все, что нужно человеку для жизни. Цветочный магазин, микрохирургия глаза, тренажерный зал, столовая с блюдами традиционной кухни, грилем, воком, роллами и меню здорового питания. Тут продают колбасы, икру, парфюмерию, бриллианты и иконы. Лучше всего берут Всецарицу — она помогает от опухолей, уверяет продавец. Рядом — выставка-продажа пейзажей. «Ландыши». Недорого.
«Билайн»
Офис «Билайна» — живой улей, каждая сота пронизана боевым духом компании. Этажей восемь, последний по офисной традиции — начальственный. Executive-floor, или VIP-этаж, состоит из кабинетов гендиректора, вице-президентов и их ассистентов, кофе-зоны, каминного зала и нескольких больших переговорных.
Для «Билайна» важно, что стены в офисе, включая кабинет гендиректора, прозрачные. Скрывать нечего — демократично и западнически сигнализирует стекло. Шторы только в ситуационном центре, в зале видеоконференций — чтобы не было отблеска на экранах. На этом этаже нет даже спецохраны, ее сняли четыре года назад. А в прошлом году перед кабинетом руководителя сменили ковер. Раньше он был темный, теперь в желтую и черную полоску. Это ковер для гостевых селфи. В офисе вообще осталось мало монохромных предметов — теперь сюда свозят все желто-черное, что попадется под руку. По полосатому ковру в год Козы ходила буквальная коза в желто-черном шарфе, в зоне библиотеки — брендированная улитка, свинья-копилка в желто-черном кашне и клоун в комбинезоне корпоративных цветов. В кабинете гендиректора Михаила Слободина — экспозиция желто-черных подарков: китайские шахматы, коллекция брендированных носков, желто-черные галстуки, полосатые конфеты, карандаши и даже макароны. Никто уже и не помнит, что когда-то пчела жужжала на синем фоне. Слободин забрендировал даже собственный «ягуар»: провел конкурс рисунков, и теперь из черной застежки-молнии выпрыгивают радостные желтые шары. За особые достижения в труде сотрудников премируют пчелами — золотой и бриллиантовой. Обе — дизайна гендиректора Слободина. Раньше была только бриллиантовая пчела — с бриллиантом. Со временем бриллиант секвестировали, но в дополнение появилась золотая пчела. Впрочем, у руководства есть и другой способ поощрения. Кабинет гендиректора, когда тот уходит в отпуск, сдается одному из передовиков «Билайна». Счастливчик получает служебную машину босса, право пользоваться его переговорными, телефоном и секретарем. Такой квази-Слободин может делать все, но не руководить компанией.
Этажом ниже расположились диджитал-дирекция и маркетинг. Это лаконичный опенспейс, украшенный панно из разных моделей сотовых телефонов, от доисторической раскладушки Motorola до изящных смартфонов. Гордость этажа — to-do-desk со следами поминутного планирования. На каждом этаже по две кухни, цветы — живые. Желто-черный логотип есть даже над кнопкой лифта.
Первый этаж офиса представительский. И это не пустые слова. Раньше совет директоров и серьезные совещания проходили на восьмом. Теперь начальство спускается на первый — тут тише. На первом же — конференц-зал на 200 мест. Он не только для веселья, его используют для корпоративного изобретения — Открытого диалога с Михаилом Слободиным. Это ежеквартальный сбор штаб-квартиры «Билайна». Тут обсуждают корпоративные правила, новые проекты, точки прорыва — все, что составляет билайновскую «белую книгу». Конференц-связь обеспечивает коммуникацию с регионами. Право на собственные диалоги есть и у вице-президентов компании. Еще в конференц-зале проходят лекции Билайн-университета.
Гордость «Билайна» — переговорная с трансформирующимися в зависимости от состава участников и цели мероприятия столами. Стол может быть круглым, квадратным, коротким или длинным. Одновременно за таким столом может сидеть до 60 человек. В вестибюле стоит Деревянная коза добрых дел, или «Душевная коза», — «Билайн» шефствует над особыми мастерскими, Центром социальной адаптации и профессиональной подготовки.
«Билайн» — это помещение площадью 32 000 кв. м, с двумя этажами парковки. У особой зоны офиса прозвище «катерпиллер» — в честь оптико-механического завода, на месте которого теперь компания сотовой связи. Здесь располагается «Мобио Лаб», мобильная лаборатория, — имитационное пространство, где тестируют новые продукты. Тут есть квазиквартира, квазикинотеатр, квазиофис. И наконец, на первом этаже здания — офис продаж. Тут стажеры и руководители «Билайна» учатся общаться с живыми клиентами. Тут же «линейка Apple» — стеклянная витрина со всеми номерами айфонов и айпадов, брендированный велосипед-зарядка и телевизор. Что он показывает? «Билайн»ТВ.
«Интеррос»
Особняк «Интерроса» на Большой Якиманке 15 лет назад достался компании по наследству от Samsung. «Интеррос» жил на два дома — на улицах Щепкина и Марии Порываевой. Пришло время объединиться. Корейское представительство даже не успело достроить офисное здание и переуступило его Владимиру Потанину. «Интеррос» достроил и сам дом, и дополнительный седьмой этаж — об исходном проекте тут напоминает разве что лифт, у которого всего шесть кнопок.
Сейчас топ-менеджмент тоже мигрирует между двумя офисами — кабинеты боссов есть еще и в «Норникеле». Но «Интеррос», что называется, семейное гнездо. Тут каждый сантиметр отремонтирован с любовью и личной визой руководителя. Стены помнят ссоры и радости «родителей», а сейчас с достоинством переносят гулкую пустоту.
«Интеррос» — офис грациозно-буржуазный. 300 человек штата располагаются в солидном пространстве с белым и вишневым мрамором, креслами из гладкостриженного меха и бледно-зеленым текстилем разных оттенков. Он перекликается с корпоративной символикой. Зеленым был первый логотип компании. Зоны труда от зон отдыха тут отличаются разве что функционально. В «Интерросе» принято работать с комфортом, если не сказать с шиком.
Отдыхать всерьез в офисе сотрудникам «Интерроса» и не нужно, для этого есть подмосковный пансионат «Лужки» — своеобразный семейный клуб с членскими картами, дом отдыха для топ-менеджмента, партнеров и друзей компании (они могут приобрести гостевую карту). С бассейном и самым разным спортом — от тенниса до горных лыж.
В «Интерросе» вообще практикуют корпоративные выезды, а теперь для этого стали использовать и олимпийский «Роза Хутор». В компании предпочитают активный отдых на грани экстрима. Джиппинг, каньоннинг, трекинг и скалолазание.
И все же седьмой этаж занят ресторанной зоной. VIP-бар — его используют для переговоров топ-менеджмента, в том числе самого Потанина, — отделен от общего зала дверью-купе. Тут достойное меню и внушительная карта алкоголя, гостей не может не обрадовать расслабляющая барная тележка. На стенах акварели японского художника Безана Хирасавы «Жизнь и обычаи айнов». Это совместный проект компании с Омским областным музеем изобразительных искусств. И вообще офис «Интерроса» — в некотором смысле библиотека благотворительности фонда Потанина. То и дело на глаза попадаются музейные гиды, репродукции живописи и даже собственный глянец — Вестник международного олимпийского комитета в Сочи. У «Интерроса» есть и издательская программа. Хотя от бумаги для личных целей и тут постепенно отказываются — раньше у компании была корпоративная газета «Интеррос» review», теперь силы брошены на заполнение сайта.
Шестой этаж отдан под кабинет Потанина, переговорную и конференц-залы. На 5-м расположились кабинеты гендиректора и замов. Департаменты — на трех этажах ниже. Зеленая переговорная Потанина — типичный интерьер для телеинтервью. Изящно и лаконично — длинный стол, оливковые стулья. Здесь проходят и бизнес-переговоры, и даже готовятся сделки, хотя мировое соглашение по «Норникелю» заключалось все же не тут, а в офисе Сбербанка.
Раньше этаж делился между Потаниным и Прохоровым. Когда курение в офисах было разрешено, Прохоров запретил пепельницы на своей половине. После «развода» бизнесменов этаж отремонтировали, частично изменив планировку, а вопрос с курением решился государственным путем.
Конференц-зал — с остроумной галереей из работ французских конструктивистов (Потанин вообще любит французское и свободно по-французски говорит) — в свое время принимал у себя комиссию Общественной палаты по благотворительности, пока ее возглавлял глава «Интерроса».
Пятый, «гендиректорский» этаж — получил в распоряжение дизайнерскую ценность — сливочно-белую лифтовую зону, монохромную от пола от потолка. На стенах этажа — специально сделанные для этого проекта реплики дневнерусской азбуки. Белый камень переходит в бордовый, а за поворотом — шахматная мини-гостиная. Какое-то время назад здесь был кабинет увлеченного шахматиста Андрея Бугрова (бывший управляющий директор «Интерроса», сейчас заместитель гендиректора в «Норикеле»), но Потанин тоже любит шахматы.