«Если это не хороший год, то мне надо менять профессию!» — написал в своем первом комментарии к винам Бордо 2015 года лучший французский дегустатор и винный критик Мишель Беттан. Cудя по развитию ситуации на рынке винных фьючерсов, работу ему менять пока не придется. По сравнению с предыдущим урожаем бордоские «голубые фишки» уже поднялись в цене в среднем процентов на двадцать.
Продажи вин en primeur в Бордо начинаются с традиционной недели профессиональных дегустаций в конце марта — начале апреля. Само вино в это время еще находится в бочках, а к розливу оно будет готово только через 12–18 месяцев, за это время полярно может поменяться и мнение об урожае, и рыночная конъюнктура. Поэтому в приобретении винных фьючерсов всегда есть риск. Но в Бордо четыре года подряд не было по-настоящему хорошего урожая. Репутацию славного региона поддерживали лишь несколько десятков «топовых» шато, а в 2013-м даже грандам бордоского виноделия стали пенять на качество.
Наконец в прошлом году небеса улыбнулись труженикам села: нужное количество осадков выпало весной, нужное количество солнечных и теплых дней выдалось достаточно сухим летом, так что даже сентябрьские дожди в северной части Медока не испортили картины. Дожди эти, впрочем, дали повод производителям с правого берега Бордо (Сент-Эмильон и Помероль) для более решительного повышения цен. Так, эмблематический сент-эмильонский Chateau Cheval Blanc в этом году начал свое фьючерсное ралли с €620 за бутылку, тогда как лучший из лучших на левом берегу Chateau Lafite Rothschild — с €480. Модный сент-эмильонский Chateau La Mondotte назначил стартовую цену €201, а аристократический Chateau Leoville Las Cases из Сен-Жюльена — только €155. Винные хозяйства правого берега сейчас в тренде, и причины тут не только климатические. Средний размер виноградника у них едва ли не на порядок меньше, чем у левобережных Grand Cru, — условно говоря, 10 га против 100 га. Небольшой размер после революционного прорыва в теоретической и практической энологии в конце XX века перестал быть помехой для достижения регулярного качества и превратился в маркетинговое преимущество. Так называемое гаражное виноделие родилось и окрепло в правобережном Бордо.
В современном маркетинге этот принцип называется желательной маргинальностью (desired marginality). Потребителю эпохи постмодернизма становится скучен мейнстрим, и всяческие «мелкие фишки» неожиданно оказываются актуальнее фишек самых голубых. Виноделы это прочувствовали даже без погружения в маркетинговую науку. Феномен «вторых вин», изначально вызванный к жизни необходимостью как-то продать второсортные виноматериалы, переродился в полноценное альтернативное течение, востребованное рынком. Теперь «вторые вина» больших шато, имеющие в разы меньшую цену, все чаще становятся стилистическими alter ego главных вин. Отличный урожай 2015 года дал виноделам Бордо пространство для маневра и на этом поле. «Вторые вина» лучших замков ярки, свежи, фруктовы и рассчитаны на потребление в более молодом возрасте, что сполна оправдывает их цены. Цены, кстати, далеко не «второсортные»: к примеру, €120 за прекрасное Le Petit Mouton (против €450 за Chateau Mouton-Rothschild), €138 за утонченное Carruades de Lafite (при €480 за Chateau Lafite) или €68 за Le Carillon d’Angelus (против €294 за Chateau Angelus).
Хороший год дал шанс заявить о себе и незнаменитым производителям. Такие шато, как Faugeres, Fleur Cardinale, Gloria при фьючерсной цене €25–27 получили в ведущих рейтингах оценки выше 90 баллов из 100 и подтвердили квалификацию золотой середины. А например, La Vieille Cure (€13), Bele Air Ouy (€14) или Bad Boy (вообще €9) в этом году доказали реальность существования доступной роскоши. Впрочем, станет ли она действительно доступной, зависит от аппетита негоциантов, импортеров, розничных продавцов, рестораторов и всех остальных безусловно уважаемых участников винного рынка. Будем честны: хороший год располагает к хорошему аппетиту не только во время еды.