Капли скотча: интервью N+1 с автором космической галереи про испаряющийся виски
Недавно мы рассказали о необычном исследовании — физики из Принстонского Университета объединились с Эрни Баттоном, фотографом из Финикса, чтобы раскрыть механизм одного любопытного эффекта. Оказалось, что высыхая виски оставляет за собой гораздо более равномерные покрытия, чем, например, кофе. Работа стала источником идей для нового способа создания тонких пленок. Мы поговорили с Эрни, и выяснили, как продвигалась работа над фотопроектом Vanishing Spirits, вдохновившим физиков на исследование.
N+1: Что вдохновило тебя на этот проект? Как ты обнаружил такое необычное поведение виски?
Ernie Button: Мне повезло, что я натолкнулся на это явление. Мне нравится наблюдать за миром и разными вещами, происходящими вокруг, отмечать детали, которые могли быть незамечены или проигнорированы. Идея этого проекта появилась когда я убирал в посудомоечную машину использованные бокалы для виски. Я обратил внимание на пленку на дне бокалов и пригляделся к ней поближе. Тогда я и обнаружил эти тонкие, похожие на кружево линии, покрывавшие донышко.
Поэкспериментировав, я выяснил, что увиденные мной текстуры и картины можно было воссоздать с помощью небольших количеств односолодового скотча, которые оставались в бокале после того как большая часть напитка была выпита. Алкоголь высыхал и оставлял за собой разнообразные узоры осадка. Словно снежинки — каждый новый узор, остававшийся в бокале после испарения скотча был неповторим. Я использовал многоцветную подсветку чтобы добавить жизни донышку бокала, создавая иллюзию ландшафтов, земных и неземных.
Некоторые фотографии — отсылки к небесным объектам, они выглядят так, словно бы были получены в космосе.
Такими могли бы быть снимки «Хаббла» или изображения Земли, сфотографированной из космоса.
Круглая же форма снимков отсылает к форме бокала для виски. Это то, что может увидеть человек на дне бокала, заглянув в него после того, как виски высохнет.
Все фотографии названы по брендам шотландского виски, с помощью которого они создавались, но трехзначный номер в названии не имеет ничего общего с выдержкой скотча. Это просто число, помогающее различить снимки.
За этот проект я благодарен своей жене, она из семьи, где ценится шотландский виски и именно благодаря ей я познакомился и научился разбираться в нем. По сути этот проект начался с семейного интереса, но те удивительные узоры, которые высохший виски раз за разом оставлял за собой подогревали мой интерес и помогли сделать проект долгосрочным.
N+1: Можешь ли ты описать процесс съемки? К примеру, сколько виски нужно налить в бокал, чтобы увидеть узоры?
E.B.: Лучше всего эффект проявляется с одной-двумя каплями в бокале, а работает он с любым выдержанным виски. Если оставить в бокале слишком много напитка, то он тоже высохнет, но не оставит четких линий. Но даже если вы выпьете все до последней капли, то на стекле по прежнему останется достаточно виски чтобы создать рисунок из линий. Для подсвечивания дна бокала я использовал множество различных по размерам источников света.
N+1: Каким оборудованием ты пользовался?
E.B.: Поначалу я пользовался пленочной среднеформатной камерой, но примерно шесть лет назад я перешел на цифровой фотоаппарат (Nikon). Это определенно ускорило процесс.
N+1: Какой виски ты назвал бы самым фотогеничным?
E.B.: Надеюсь, мой ответ не будет слишком дипломатичным, но все они оказались изумительными. У меня больше снимков некоторых конкретных брендов просто потому что мы предпочитаем пить виски из определенных регионов: Спейсайда (The Macallan, The Balvenie, Glenlivet) и Высокогорья (Glenmorangie).
N+1: Недавно мы узнали о работе команды физиков, вдохновленных твоими снимками. Какова была твоя роль в исследовании?
E.B.: Мне показалось бесконечно очаровывающим то, что кажущаяся чистой жидкость может оставлять, высыхая, такие четкие и ритмичные узоры. Я знаю, что я не первый человек, обративший внимание на явления, которые происходят на дне бокала для виски. Но у меня оказались ровно те навыки, которые были нужны чтобы сделать этот эффект наглядным визуально и фотографически, а природная любознательность помогла задать правильные вопросы и начать исследование с научной точки зрения.
В 2011 году я связался с доктором Питером Юнкером, написавшим статью «Подавление эффекта кофейных колец с помощью форма-зависимых капиллярных взаимодействий» («Suppression of the Coffee-Ring Effect by Shape-Dependent Capillary Interactions»). Мной двигало любопытство и желание понять почему и как возникали узоры из виски. Обменявшись несколькими письмами с Юнкером я выяснил, что обнаруженные им эффекты, связанные с кофейными кольцами были не совсем тем, что я искал.
Вернувшись к Google я ввел в поиск «Искусство», «Механика жидкостей и газов» и «Гарвард». Доктор Говард Стоун оказался вверху поисковой выдачи. Я нашел его электронную почту и сформулировал свои вопросы. Он оказался достаточно добрым и любезным, чтобы ответить мне. Однако ответом все не ограничилось и после некоторой переписки Стоун вместе со своей командой принялся разбираться с моими вопросами. Я помогал по ходу исследования, отвечая на вопросы о моей технике создания узоров.
N+1: Знаком ли ты с проектом Bevshots? Не думаешь попробовать использовать поляризованный свет в своих снимках, как это делают они?
E.B.: Да, я видел этот проект и мне нравится то, что они делают. Но я скорее всего буду и дальше использовать мой собственный процесс создания фотографий.
N+1: Планируешь ли ты использовать результаты исследования в своих будущих работах? Другими словами, ждать ли «Vanishing Spirits No.2»?
E.B.: Я продолжу заниматься фотографией и искать новые образы и идеи для фотографий. Я по прежнему работаю над «Vanishing Spirits» — этот проект не прекращает меня изумлять и я продолжу создавать новые изображения. «Vanishing Spirits» будет и дальше развиваться и изменяться, но я не уверен, что назвал бы это «Vanishing Spirits 2.0».