К сожалению, сайт не работает без включенного JavaScript. Пожалуйста, включите JavaScript в настройках вашего браузера.

Цветная революция в бывших США: фильм недели – «Голодные игры: Сойка-пересмешница. Часть 2»

Фото WDSSPR
Фото WDSSPR
Последняя, четвертая серия самой знаменитой антиутопии 2000-х заставляет зрителя помыслить о собственной политической позиции

Заключительную, четвертую часть «Голодных игр» в России ждали, в чем вчера убедился автор этих строк. Пойдя в первый день проката на утренний сеанс, я нашел почти полный зал. Хотя обычно на утренних четверговых сеансах пусто.

Разумеется, многие юные зрители пришли на фильм потому, что это волнующие мрачные приключения со смертоубийствами. А еще потому, что их интересовало, кого из двух поклонников – Пита или Гейла – предпочтет героиня фильмов Китнисс Эвердин, которую играет Дженнифер Лоуренс, ставшая к своим 25 годам (на самом деле она успела стать еще к 23) оскаровской лауреаткой и трижды номинанткой на главную голливудскую кинопремию – правда, не за «Голодные игры», а за другие работы.

Меня же больше тревожило, как раскрутится политическая интрига и не разочарует ли в итоге фильм, который поначалу (первые две серии – точно) так нравился. Не разочаровал. «Голодные игры» - самая мощная киноантиутопия нового века. Антиутопия, напомню, это жанр, описывающий будущее, в котором все плохо, – в отличие от утопии, живописующей прекрасное далеко. «Игры» - антиутопия прежде всего политическая, наследница романа «1984» Джорджа Оруэлла. Конечно, по литературному таланту автор романов «Голодные игры» Сьюзен Коллинз никак не может соперничать с Оруэллом: он-то, в отличие от нее, был настоящим писателем. Зато – парадокс, который нельзя не отметить для читателей Forbes, - Оруэлл никогда и мечтать не мог о тех баснословных гонорарах, которые за «Голодные игры» получила Коллинз.

 

О ЧЕМ ЭТО.

О том, что в отдаленном будущем, где на месте США после войн и прочих катаклизмов возникло государство Панем, состоящее из столичного Капитолия и 12 подчиненных дистриктов (первые из которых – элитные, а почти все остальные – голодные, рабоче-крестьянско-шахтерские, эксплуатируемые), угнетенные восставшие рабы продолжают атаку на Рим. Аналогия с древними веками очевидна, не зря представители элиты носят в фильме такие имен, как Цезарь, Антоний и даже не относящийся к Риму Плутарх. Правда, Рим разрушили так называемые варвары. А тут его атакуют рабы. Но про варваров в Голливуде, возможно, не знают, а про рабов помнят – смотрели классический фильм Кубрика «Спартак» с Кирком Дугласом.

 

Для развлечения, а заодно устрашения народа кровавый Капитолий раз в год устраивал соревнования под названием «Голодные игры», где по два представителя от каждого дистрикта, всего 24 человека, высаживались в особое, полное ловушек место и должны были насмерть сражаться друг против друга – выжить и победить мог только один (писательницу Сьюзен Коллинз явно вдохновил сюжет японского сатирического боевика «Королевская битва», в котором ради торжества духа нации на подобное сражение отправлялся один из школьных выпускных классов). В результате Капитолий неожиданно для себя обрел символ Сопротивления – благородную и отчаянную Китнисс Эвердин.

В конце второго фильма ее прямо с площадки «Голодных игр» похищали представители Сопротивления, Цветной революции. В третьей части фильма они манипулировали Китнисс, делая ее звездой пропагандистских роликов, цель которых – поднять боевой дух повстанцев.

Ход известный. Подобные ролики с участием прогремевших звезд войны снимали во Вторую мировую и в СССР, и в США, и тем более в Германии. Читайте про то, кто именно и как водрузил Знамя Победы над Рейхстагом (см. также наш фильм этого года «Битва за Севастополь» или «Флаги наших отцов» Клинта Иствуда, где трех героев из числа поднявших флаг над покоренной японской Иводзимой отправляют в агитационный тур по Штатам. Но парадокс в том, что эти трое флаг над Иводзимой не водружали – они лишь позировали присланному фотографу, когда тот спустя несколько дней после реального поднятия флага стал делать постановочные агитфотки, которые показывали, как все это якобы было (и ставшие, что тоже должно быть интересно для читателей Forbes, классикой военной хроники, отпечатанной даже на почтовых марках).

 

Но к «Голодным играм». Еще в прошлой серии у героини возникает подозрение, что повстанцы и прежде всего их президент (которую изображает Джулианна Мур) ее используют. И что цели главы повстанцев не вполне чистые. В новом фильме она убедится в этом окончательно.

ЧТО В ЭТОМ ХОРОШЕГО.

Опасался, что революция будет показана в «Голодных играх» торжеством справедливости. При всей моей нелюбви к тоталитаризму, революции справедливыми не бывают. Их всегда возглавляют психопаты типа Робеспьера, Ленина и Троцкого, они всегда неизбежно порождают красный террор.

Между тем опасаться следовало. Только две страны в истории кино регулярно порождали фильмы о том, что революция – это хорошо. Причем эти фильмы всегда завершались на мажорной ноте: революция – свершилась. А что дальше – не важно. Другой вариант развития сюжета: люди поженились – и счастливы. И зрители должны верить, будто счастливы навечно.

Две страны, которые производили такие фильмы, - это СССР и США. Они навязывали зрителям идиллию даже в своих лучших фильмах. Финалы «Трех толстяков» и «Звездных войн» ничем не отличаются друг от друга. В обоих случаях побеждает торжествующий народ – и на этом точка.

 

«Голодные игры» из этого выкрутились. Не могу разглашать сюжет, но героиня и фильм в целом – за истинную независимость. За отстраненность и собственную позицию по отношению как к тоталитаризму, так и революционным сдвигам, тем более, что их зачастую форсируют люди, у которых своя корысть.

Другая ситуация, связанная с этим фильмом, тревожит меня куда сильнее. Тревожит то, как повлияет на его восприятие ситуация в мире после террористических атак на наш самолет в Египте и Париж.

Когда несколько лет назад в мировом кино вдруг стали одна за другой появляться антиутопии, я, по своему обыкновению, решил, что это «вдруг» надо бы проанализировать. И пришел к выводу, что испуг цивилизованного общества перед будущим (которое стало казаться ему неизбежно тоталитарным) вызван прежде всего массовым поправением сознания. После терактов в Нью-Йорке даже американцы стали соглашаться на ограничение либеральных свобод ради безопасности.

Кроме того, мир видел, что рядом с цивилизованными странами нормально сосуществуют абсолютно тоталитарные. Где все бесправны, бедны, зато проблемы безопасности и вовсе нет.

 

Популярность антиутопий XXI века объяснима тем, что цивилизованный либеральный мир боится грядущего фашизма, который вполне возможен на Земле под лозунгами безопасности и борьбы с терроризмом. Начало которым - массовое поправение взглядов (которое очевидно даже в либеральных разделах фейсбука).

При чем тут «Голодные игры»? А вот при чем. Этот фильм – урок для интеллигенции (но она его не воспримет, сочтя коммерческой туфтой): нельзя, ни при каких обстоятельствах, влезать в политику. Более сильные тебя используют в своих интересах. Но можно и должно сохранять собственное видение ситуации, видение событий. Нужно сохранять свою личность. Именно тогда в критический момент ты поступишь как надо.

НАШ ВАРИАНТ РЕКЛАМНОГО СЛОГАНА. Какой тут может быть слоган? Будь собой, верь себе – всё. Не верь, не бойся, не проси.

Мы в соцсетях:

Мобильное приложение Forbes Russia на Android

На сайте работает синтез речи

Рассылка:

Наименование издания: forbes.ru

Cетевое издание «forbes.ru» зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, регистрационный номер и дата принятия решения о регистрации: серия Эл № ФС77-82431 от 23 декабря 2021 г.

Адрес редакции, издателя: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Адрес редакции: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Главный редактор: Мазурин Николай Дмитриевич

Адрес электронной почты редакции: press-release@forbes.ru

Номер телефона редакции: +7 (495) 565-32-06

На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети «Интернет», находящихся на территории Российской Федерации)

Перепечатка материалов и использование их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, возможны только с письменного разрешения редакции. Товарный знак Forbes является исключительной собственностью Forbes Media Asia Pte. Limited. Все права защищены.
AO «АС Рус Медиа» · 2024
16+