В Москве прошла премьера последнего фильма про Джеймса Бонда «007: Спектр» - в прокат он выйдет на следующей неделе. Главной звездой премьеры стал Рейф Файнс, сыгравший начальника Бонда, главу МИ-6 по прозвищу М. Он сменил на этом посту в финале прошлого фильма «007: координаты Скайфолл» погибшую героиню Джуди Денч, возглавлявшую самую засекреченную службу британской контрразведки целых семь серий бондианы. Как и в фильмах про Бонда 1960-80-х, М вновь мужчина. Жаль: Файнс, конечно, суперактер, равно эффектный в ролях Волан-де-Морта и Евгения Онегина, но Денч в образе жесткой начальницы шпионов смотрелась хорошо.
Фильм сделал знаменитый английский кино- и театральный режиссер Сэм Мендес, создатель получившей пять «Оскаров» (в том числе за лучший фильм года и лучшую режиссуру) «Красоты по-американски» и уже упомянутых «Координат Скайфолл» - возможно, лучшего и уж точно самого кассового фильма в истории бондианы – в одном только прокате он заработал больше миллиарда ста миллионов в твердой валюте.
Про «Спектр» заранее говорили, что это фильм еще более мощный. Но не могу сказать, что после просмотра пребываю в полном восторге.
О ЧЕМ ЭТО.
О том, что агент 007, которого четвертый раз изображает Дэниел Крейг, пускается в несанкционированную авантюру по поиску некоего Марио Скьярре. Его (как потом окажется) просила найти и уничтожить в посмертном видеописьме М – Джуди Денч. Найдя этого Марио во время массового гуляния в День Мертвых в Мехико, Бонд хочет устранить его по-тихому. Но по-тихому у Бонда никогда не получается: посреди города и праздничной толпы гремят взрывы, рушатся здания, а главная драка с Марио происходит на борту вертолета, где надо замочить еще и пилота. Вертолет при этом теряет высоту и вот-вот врежется в гущу народа на главной площади мексиканской столицы. Таков пролог фильма.
В итоге не первый раз за последние фильмы Бонда – за излишнюю инициативу - отстраняют от службы, он вынужден пуститься в самостоятельное плавание и прятаться даже от собственного начальства (при этом традиционно меняя города и страны как перчатки). В результате он выходит на след законспирированного спрута – наднациональной преступной организации «Спектр», которая, похоже, вот-вот обретет власть над миром.
Как выясняет Бонд, к спруту-«Спектру» имели отношение все главные противники, с которыми он сталкивался в трех предыдущих фильмах: персонажи Мадса Миккельсена из «Казино Рояль», Матье Амальрика из «Кванта милосердия» и Хавьера Бардема из «Скайфолла».
В 1960-е террористический «Спектр» был главным врагом Бонда, желавшем столкнуть две сверхдержавы – СССР и США – в ядерной войне. Для этого придумывал черт знает что типа космических кораблей, заглатывающих советские и американские спутники, и таких же подлодок, разевающих пасть и пожирающих субмарины – то с красным, то со звездно-полосатым флагом на корпусе. Русские сразу начинали думать, будто на них напали американцы, а американцы – будто русские.
Нынешнему «Спекстру» не нужен ядерный конфликт. В новейших условиях ему достаточно полного контроля над информацией. Именно этот контроль дает сейчас абсолютную власть, в чем мы можем убедиться воочию на примере знакомых нам стран.
Пока Бонд отыскивает главную базу «Спектра», внутри разведслужб происходит реструктуризация. На кону слияние девяти главных спецслужб мира (я не понял, есть ли среди них наши) в единый железный кулак с общим управлением. Все жители мира – ради их безопасности – окажутся под колпаком («Страшный сон Оруэла», - комментирует М). Самого Бонда тоже будут пасти как быка: в его кровь внедрены наночастицы, позволяющие не только отследить его перемещения, но и дистанционно, в случае необходимости, улучшить состояние его здоровья. Или ухудшить. Ему это, понятно, не нравится, тем более, что новый потенциальный начальник всемирной дирекции объединенной разведки считает работу МИ-6 средневековой и намерен упразднить программу агентов 00 (с правом на убийство), заменив их дронами.
Этот начальник, весьма молодой, предлагает именовать его по-дружески Максом. Но Бонд по аналогии с М придумывает ему кличку С.
Ничего больше не выдам, тем более, что прокатчики фильма перед показом «Спектра» для московской прессы просили избегать спойлеров, а в фильме есть детективная интрига (которую, я, впрочем, раскусил сразу).
Отдельно про редкостный актерский состав.
Главу «Спектра» изображает дважды «оскароносец» Кристоф Вальц, уже игравший суперзлодея в «Бесславных ублюдках» Тарантино. В ролях «девушек Бонда» - Моника Белуччи (самая возрастная девушка за всю историю бондианы – впрочем, роль у нее небольшая) и, что тоже необычно, Леа Сейду – не суперкрасавица, но девушка с изюминкой, что называется, на вкус, самая знаменитая на сей день работа которой – в откровенном, премированном на Каннском фестивале фильме про девичью любовь «Жизнь Адели» (в скобках отмечу, что Леа – наследница доброй половины французской киноиндустрии. Михалковым в России, как мы сошлись в разговоре с коллегой, понадобятся десятилетия, чтобы стать как Сейду во Франции).
В роли С - Эндрю Скотт, Мориарти из телевизионного «Шерлока». Занятно и то, что активно действует изобретатель Кью, обычно появляющийся в бондиане на минуту-другую. А в его роли Бен Уишоу, прославившийся в экранизации культового «Парфюмера».
ЧТО В ЭТОМ ХОРОШЕГО.
Мощный суперзрительский фильм! Возможно, он станет самым прибыльным в истории бондианы!
Я его достаточно похвалил?
Тогда –
СТРАННОСТИ.
В «Казино «Рояль», вышедшем в 2006-м, история агента 007 началась с нуля. Хотя до этого он пять раз менял лицо и просуществовал в кино более сорока лет, по умолчанию предполагалось, что это один и тот же персонаж. Бонд Крейга – другой, новый. В его прошлом нет и не может быть ни 1960-х, ни 1970-х, потому что он стал шпионом только в 2000-е. Революционность, впрочем, заключалась не в этом, а в полном изменении стиля бондианы, внешности и имиджа героя. Бонд впервые оказался не красавцем и даже не брюнетом, а голубоглазым блондином с лицом профсоюзного лидера. Завиральная прежде бондиана, всегда остававшаяся полупародийным кинокомиксом, вдруг превратилась чуть ли не в реалистическое кино почти без компьютерных спецэффектов. Уж точно – в кино психологическое: у Бонда появилась личная история. Ему дали право на серьезные сомнения и переживания.
В итоге бондиана одолела двух сильных конкурентов, которые появились у нее в 1990-2000-е: «Миссию», которая «невыполнима» и киноэпопею про Борна. Джейсон Борн не сломал Джеймса Бонда.
В «Спектре» режиссер Сэм Мендес вроде бы гнет новую линию бондианы.
Бонда все еще мучают призраки прошлого – от не спасенной им героини Евы Грин из «Казино Рояль», которую он искренне любил, до героини не спасенной им Джуди Денч.
Естественно, что Бонд 2010-х, история которого с появлением Крейга стартовала заново, опять сталкивается с прежде неведанным «Спектром», своим основным противником в 60-е.
Но уже во время мексиканского пролога смущает, что «007: Спектр» по степени завиральности напоминает не обновленную бондиану с Крейгом, а давнюю классическую. И дальше - в том же духе. Вместо новаторства – спецэффекты и клише. Заставка со стреляющим в зал Бондом опять идет перед начальными титрами (в прошлом фильме Мендес революционно переместил ее в конец). Опять герой представляется как «Бонд. Джеймс Бонд». Опять все немыслимо напридуманно. Опять он стреляет в манометр, вынесенный на поверхность – и это порождает взрывы, уничтожающие целую засекреченную базу, где системы безопасности были якобы идеальными – ее по идее нельзя было взорвать единственным выстрелом.
Или: жесточайшая драка в поезде. А на лице Бонда потом ни следа. И ладно бы без следа. Меня больше волнует, откуда он, путешествуя с двумя скромными саквояжами, достает и надевает ежевечерне то деловой серый костюм, то строгий черный. А то и вовсе белый смокинг. Вы скажете: бондиана – сказка, подобные вопросы задавать глупо.
Но три последние серии настроили на то, что не глупо. Что бондиана поддается логическому осмыслению – именно благодаря этому она и подкупила зрителей во всем мире. «Спектр» возвращает нас к старой завиральной бондиане. В финале, в частности, Бонду, которому все три серии при Крейге не везло с девушками, достается, по традиции 60-80-х, новая любимая. Он отправляется с ней в неведомые сладкие края.
И не говорите мне, что возвращение к классической бондиане началось еще в прошлом «Скайфолле», где Бонд, спасая М от преследования, пересаживал ее из современного автомобиля в Aston Martin DB5, который Бонд-Коннери 60-х использовал в «Голдфингере» и «Шаровой молнии». А на вопрос М: «Куда мы едем?» - отвечал «В прошлое. Там у нас больше козырей». Это была дань полувековому юбилею бондианы, которой «Скайфолл» был посвящен.
Бондиана вернулась к себе прежней. Возможно, в том был и замысел. Крейга позвали, чтобы вернуть жизнь в франшизу (как же я ненавижу этот термин! Но если говорить о коммерческом замысле, то он уместен). И чтобы в итоге в четвертом фильме скинуть ее на старые рельсы.
Вот только есть ли у этого перспектива? И что будет играть Крейг в следующих фильмах, если, как было объявлено, у него контракт аж на семь картин? По идее Крейг завершил цикл, взорвав бондиану и вернув ее на круги своя. И теперь надо искать нового Бонда. Чтобы опять начать все заново?
НАШ ВАРИАНТ РЕКЛАМНОГО СЛОГАНА. Бонд жил, Бонд жив. Бонд будет жить?