В последние недели мы уделяли внимание голливудским супербоевикам, оставив за бортом, в частности, «Иррационального человека» Вуди Аллена (но лишь потому, что подробно написали о нем в одном из каннских репортажей).
Пора вспомнить об артхаусе. Тем более что недавно созданная компания «Артхаус» Сэма Клебанова (который уже полтора десятилетия привозит в Россию исключительно фестивальное кино) выпустила на экраны «Гордость», признанную лучшей британской независимой картиной 2014-го и получившую награду второй по авторитетности – после «Оскара» - кинотелеакадемии BAFTA за лучший дебют.
За дебют наградили сценариста и продюсера, но не режиссера Мэттью Уорчаса, поскольку «Гордость» - его вторая киноработа. Между тем Уорчас – признанный театральный постановщик, в прошлом году сменил Кевина Спейси на посту худрука легендарного лондонского театра «Олд Вик».
Сам же фильм – классическая английская социальная драма с элементами комедии. Подобные драмы, которые смотришь как детектив и простым персонажам которых искренне сочувствуешь, любят и умеют снимать только англичане.
О ЧЕМ ЭТО
К концу июня 1984 года в Англии уже четыре месяца продолжалась забастовка шахтеров, профсоюз которых был влиятельной политической силой. Правительство Тэтчер, проводившее жесткие экономические реформы, намеревалось закрыть двадцать шахт, оставив без работы двадцать тысяч горняков. Неафишированной целью было сломать хребет шахтерскому сообществу и лишить его профсоюз общественного влияния – чего Тэтчер в итоге и достигла. Это стало одним из самых жестоких противоборств правительства с обществом в недиктаторских странах XX века.
С хроникальных кадров, как полиция дубасит шахтеров, как те в ответ используют булыжники – еще со времен русской революции 1905 года главное оружие пролетариата, — фильм и начинается. На фабричной стене висит лозунг: на пролетарски красной материи начертано Thatcher out! Все это идет под песню Solidarity forever, for the Union makes us strong («Солидарность навсегда ради союза, который придаст нам силу»), которая стала шахтерским гимном во время забастовки 1915 года в США и была теперь заново востребована в Англии.
В это же время, 30 июня 1984-го, в Лондоне проходил парад ЛГБ-сообщества, которое вскоре переименовало себя в ЛГБТ. Подобные парады в Британии были запрещены. И один из участников шествия притащил с собой пластиковые ведра, предложив друзьям колотить в них и таким образом выразить поддержку бастующим шахтерам. Свою идею он изложил так: «Вы заметили, что от нас слегка отстали? А почему? А потому, что Тэтчер, полиция, продажные СМИ переключились на шахтеров. Их притесняют, как прежде нас. Значит, мы должны им помочь».
Так возникла идея собирать для забастовщиков деньги, еду и вещи. Проблема заключалась в том, что трудно сопоставить два более несовместимых сообщества, чем ЛГБ и шахтерское: консервативное, нетерпимое к инакости. Среди представителей ЛГБ нашлись те, кто в свое время покинул родные шахтерские пенаты, поскольку их там избивали.
Шахтеры тоже отвергли помощь со стороны извращенцев: согласилась лишь одна шахта из маленького городка в Уэльсе, но и там многие, плюясь, покинули вечер, на котором благодарили тех, кто пожертвовал деньги на забастовку, стоило зайти в зал маленькой перепуганной делегации геев и лесбиянок. Когда отношения с этим городком наладились, в дело вмешались шахтерские профсоюзные боссы, постановившие не принимать помощь от выродков. Ибо это вредит имиджу забастовки. Хотя ЛГБ-сообщество принесло забастовщикам больше всего пожертвований.
Фильм, короче, о том, как два абсолютно чуждых друг другу мира людей сумели в итоге найти взаимопонимание.
Исторический факт: поддержка со стороны ЛГБ-сообщества реально помогла забастовщикам. И впоследствии возник союз между движением ЛГБ и рабочим движением как таковым. Поддержать гей-парад следующего, 1985 года, приехали делегации шахтеров из многих городов Англии и Уэльса. В итоге парады были разрешены.
Я не уверен, что они так уж необходимы. Меня занимает сам по себе, отраженный в «Гордости», факт удивительного социального антиправительственного союза. Который по идее никак не должен был состояться.
Примечательно, что в фильме сочли за честь сняться многие известные британские актеры. От молодых сериальных звезд (среди них и Эндрю Скотт – профессор Мориарти из нового «Шерлока») до звезд старшего поколения – легендарных Билла Найи и Имельды Стонтон, известной у нас прежде всего по роли мерзкой Долорес Амбридж из «Гарри Поттера».
ЧТО В ЭТОМ ХОРОШЕГО
Удивительно: Тэтчер вывела страну из кризиса. Но как ее до сих пор ненавидят! За то, что ломала людей через колено. Это в России с присущим нам национально-патриотическим мазохизмом любят, когда нас ломают через колено – ради наполовину выдуманного великого прошлого и постоянно обещаемого прекрасного будущего. А в Англии такого не прощают.
Все фильмы про отчаяние и комические надежды, которое пережили простые работяги во время реформ Тэтчер, и не перечесть. Напомню хотя бы о лентах классика английского социального реализма Кена Лоуча. О знаменитом «Полном стриптизе», в котором шестеро металлургов, оставшихся при Тэтчер без работы и подавленных ею профсоюзов, решают устроить шоу для женщин. О часто идущем по кабельным каналам фильме «Дело – труба» с Эваном Макгрегором, в котором шахтерский любительский оркестр пытается в 1984-1985-х выиграть национальный конкурс, несмотря на полную нищету и закрытие их шахты, которую объявляют нерентабельной с помощью бухгалтерских подтасовок. Известен и документальный фильм мэтра Майкла Уинтерботтома «Доктрина шока», в котором реформы Тэтчер названы антинародными, приведшими к беспредельному обогащению олигархов. Тэтчер руководствовалась при этом рекомендациями так называемой чикагской школы экономики и ее идеолога Милтона Фридмана.
Самое главное для меня, однако, в «Гордости» - изумительная и совершенно непредставимая в современной России идеология солидарности. В России она – на самом зачаточном уровне. Россия остается страной, где правит пословица «моя хата с краю». Пожалуй, из всех стран, порожденных европейской историей и идеологией, Россия, если говорить о солидарности, на последнем месте. У нас дом, двор не могут объединиться, чтобы восстать против единоличного хамства. Что же говорить о стране в целом и ее сообществах.
Причем эта солидарность в цивилизованных странах действительно принимает невероятные обороты. Нетрадиционалисты и традиционалисты способны найти общие интересы, не перетягивая одеяло на себя. Изумительный диалог из «Гордости»: «Вы – первый гей, которого я встретил в жизни. – А вы – первый встреченный мною шахтер». Именно этот шахтер, выступая в ЛГБ-клубе, где его поначалу встречают кисло, оказывается достаточно умным и чутким, чтобы произнести примерно такую речь: «Если ты воюешь против большего и куда более сильного врага, то найти друга, о котором ты и не подозревал, это самое лучшее, что может быть».
Это опять же к России, где даже во время общих шествий оппозиции все выступают под своими флагами и лозунгами и тихо ненавидят друг друга. Поэтому в стране и нет ни системной оппозиции, ни оппозиционных кандидатов, которые смогли бы куда-либо пройти даже при условии честных выборов.
И я знаю, почему нет. Вновь возвращаюсь к «Гордости». Самое изумительное в британском социальном кино, что оно всегда про честных искренних людей, в которых нет и доли вождизма. У нас же, что ни чувак, будь он лысый, с шевелюрой или в кепке, - всегда маленький ильич. И выходя на выборы, он заставляет своих дураков-приверженцев голосовать исключительно за себя. Чтобы с гордостью набрать свою треть процента.
НАШ ВАРИАНТ РЕКЛАМНОГО СЛОГАНА. Миру – мир. Обществу – сообщества.