На этой неделе есть что посмотреть. Мало кто разочаруется, пойдя на философский триллер/боевик «Вне/себя», сделанный работающим в Голливуде выходцем из Индии Тарсемом Сингхом – я обратил внимание на режиссера еще после «Клетки» 2000 года, изобразившей визуально богатый страшный внутренний мир маньяка-изувера. В новом фильме речь о цинике-богаче, который умирает от рака и соглашается заплатить четверть миллиарда тайной компании, готовой перенести его душу и сознание в новое молодое тело. Его заверяют, будто оно выращено искусственно. Выясняется, однако, что у тела есть своя судьба, и, обретя его, богач вынужден нести ответственность за все, что с этим телом произошло.
Тем не менее, главным фильмом недели сочтем «Левшу». Оригинальное название фильма Southpaw как раз и есть термин для обозначения спортсмена-левши. Сделал фильм один из самых знаменитых афроамериканских режиссеров Антуан Фукуа, еще в начале 2000-х прославившийся злым антиполицейским триллером «Тренировочный день». Сейчас Фукуа, кстати, трудится над ремейком «Великолепной семерки». На главном мировом киносайте imdb.com у «Левши» высокий рейтинг: 8 из 10.
О ЧЕМ ЭТО
О 43-летнем боксере, которому бы на пенсию. Но он обладатель всех мировых чемпионских поясов. Он белый (его играет Джейк Джилленхол). При этом его менеджер — гад-афроамериканец (поскольку фильм сделал режиссер-афроамериканец, упрекать его в неполиткорректности некорректно).
Главный герой из детдомовцев. Он не мудр, но добр, честен и богат. А заодно щедр. Каждому из своей команды, готовящей его к поединкам (а там, как легко понять, большинство — нахлебники) он после очередной победы дарит золотые часы «Ролекс». В этот момент я вспомнил о Борисе Беккере, пусть не боксере, но выдающемся теннисисте, который тоже отличался щедростью и неспособностью отличить истинных друзей от прилипал.
Однако главные, ради кого живет герой фильма, ради кого он купил роскошный особняк и проливает кровь на ринге, — его жена и дочь. Жену играет Рейчел Макадамс. Она моложе, но тоже из детдомовских. И не только красавица, но и умница: принимает за мужа все решения, в том числе финансовые. Она уверена: мужу надо остановиться. Если он продолжит карьеру, то вскоре станет инвалидом, и тогда все якобы друзья разбегутся как тараканы.
И тут на горизонте появляется молодой колумбийский боксер Мигель Эскобар. Он ради самопиара начинает публично оскорблять главного героя. Во время одного из оскорблений тот не выдерживает, бросается в драку… И тут раздается выстрел.
Далее последует спойлер. Если не желаете знать содержание фильма, то прекратите чтение. Но без спойлера не объяснить суть.
Случайная пуля убивает верную жену главного героя. Происходит это в первой четверти фильма. Убийство странное — напоминает об истории с Тальковым: все случилось на людях, но никто не ведает, кто именно выстрелил.
Герой впадает в депрессию. Вскоре оказывается, что он, миллионер, полностью в долгах (всем заведовала жена; его адвокат и менеджер, пользуясь непосвященностью клиента, явно его разорили). Однажды, напившись, он пытается покончить с собой. И в итоге лишается всего: не только особняка, но и дочери, которую забирают органы опеки. А дочь, помещенная в детдом, где начинали свою жизнь герой и его погибшая жена, отказывается общаться с отцом.
Это универсальная современная коллизия для людей любых профессий. Ты все еще считаешь себя молодым и актуальным. Но стоит достигнуть определенного возраста да еще оступиться — тебя мгновенно сдадут. Это фильм о современной сволочной жизни.
А еще — о вроде бы прогрессивной, но страшнейшей системе наказания родителей и их детей, когда государство разлучает ребенка с отцом за случайные отцовские провинности. Буквально оттягивает дитя от отца в суде, хотя дочь кричит: «Я хочу к папе» — и обрекает ее на детский дом. И государство уверено, что так полезнее.
Герой оказывается на самом дне. Сумеет ли он вернуться — не вопрос. Ясно, что сумеет. Особенно после того, как находит в негритянском клубе из проблемного района нового тренера с лицом любимого киноманами афроамериканца Фореста Уитекера. Но вот как возвращение подано — в очередной раз диву даешься! Все-таки у Голливуда — невероятный творческий запал.
ЧТО В ЭТОМ ХОРОШЕГО
«Левша» — пример фирменной, классно выстроенной голливудской истории. Удивительно, почему американцы умеют снимать спортивные драмы, а мы — нет? И почему у них столь много фильмов про бокс?
Набираешь на уже упомянутом imdb.com слово boxing — получаешь 1732 названия. Boxer — 652. При этом заметьте: многие фильмы про боксеров созданы режиссерами-мэтрами и стали оскаровскими хитами: «Бешеный бык» Скорсезе, «Али» Майкла Манна, «Малышка на миллион» Клинта Иствуда, «Нокдаун» Рона Ховарда, «Боец» Дэвида О. Рассела. Не стоит забывать про «Рокки», выигравшего главный «Оскар» за лучший фильм 1976-го. Список продолжайте сами. Все эти истории про comeback — про триумф человека, которого уже списали.
Это про «один на один». Не ныть. Не просить о пощаде. Не жаловаться на судьбу. Это про то, мужчина ты или нет — надо встать и драться дальше до победы. Сколько раз в Голливуде побеждал боксер, на которого никто не ставил? Он побеждал всегда.
Возможно, именно бокс (который я в жизни вообще-то не смотрю) — лучшая метафора человеческого сопротивления. Тебя бьют намертво — а ты не падаешь. А если падаешь, то находишь силы не сдохнуть и завалить более грозного соперника. Фильмы про бокс — это идеология оптимистической нации, которая знает только одну тактику: не отступать и не сдаваться.
Как бы нам тут чему-то поучиться? И каждому отдельному мужчине, и всему нашему государству?
ПОЧЕСТИ
Музыку к фильму сочинил Джеймс Хорнер — один из самых знаменитых голливудских композиторов, получивший два «Оскара» за музыку к «Титанику» и песню My Heart Will Go On и разбившийся на своем самолете в Санта-Барбаре 22 июня.
НАШ ВАРИАНТ РЕКЛАМНОГО СЛОГАНА
Не стоит ничего измышлять. Слоган: «Высококлассный Голливуд».