Долгожданная оттепель: весенние выставки художников-шестидесятников в Москве

«Вперед, к Злотникову!» в галерее «Граунд Солянка»
Когда: до 22 апреля
Художник Юрий Злотников (1930–2016) — безусловный лидер выставочных проектов Москвы и Петербурга последних лет. Абстракции из знаменитой «Сигнальной системы» все чаще показывают и продают на площадках от Третьяковки до «Винзавода». Новый проект, созданный при поддержке галереи pop/off/art, расширяет контекст восприятия работ Злотникова. Графика и живопись художника сравниваются с работами новаторов в области музыки, анимации и архитектуры.
«Юрия Злотникова традиционно причисляют к поколению шестидесятников, однако на момент августовских событий 1968-го ему было почти 40 лет, как художник он уже полностью сложился в 1950-е, сформировалась междисциплинарная направленность его творчества», — объясняет куратор выставки Никита Спиридонов. По его мнению, еще одна важная черта Злотникова — это ореол одиночки: он не примыкал ни к одному направлению, не входил ни в одну творческую группу. Выставкой «Вперед, к Злотникову!» ее организаторы хотели отчасти развенчать этот статус через пересечения с работами других художников, пусть и живших в иное время, но словно «дышавших» со Злотниковым одним воздухом.
«Свечность» в галерее pop/off/art
Когда: до 24 мая
Название персональной выставки Евгения Михнова-Войтенко, «Свечность» — неологизм самого художника, который он придумал во время работы над серией «Люди-свечи» в 1960-е годы. В камерном филиале галереи pop/off/art в Большом Палашевском переулке собрали более 30 графических работ художника.
Михнов-Войтенко (1932–1988) — ключевая фигура ленинградского андеграунда 1960–1980-х годов. Популяризацией его творчества галерея pop/off/art активно занимается несколько лет подряд, включая произведения художника в групповые проекты и успешно продавая на крупных ярмарках. Одна из его «Композиций» в 2023 году ушла на Cosmoscow за 4,5 млн рублей.
Как рассказывает куратор выставки Анастасия Котельникова, Михнов-Войтенко — один из первых последовательных абстракционистов в советском искусстве второй половины XX века. Он не просто стал подражателем абстрактного экспрессионизма, а нашел свой подход к процессуальной живописи, экспериментировал с техникой, менял ее в зависимости от особенностей материала. «Несмотря на небольшой размер представленных на выставке работ, они впитали то чувство и жажду свободы, суть которой лежит в направлении живописи-действия. Каждый жест художника, запечатленный на листе бумаги, это эмоциональный отпечаток переживания того периода времени», — добавляет Анастасия Котельникова в разговоре с Forbes Life.
«Опыты умозрения» в Новой Третьяковке
Когда: до 25 мая
Художника Валерия Юрлова (родился в 1932 году) называют одним из пионеров абстрактного искусства 1950-х. Первая официальная выставка его работ в 1992 году открылась в Третьяковской галерее. В этот раз ретроспектива в Новой Третьяковке собрана из знаковых произведений прошлого и свежих произведений. В новую экспозицию их вошло примерно полторы сотни, дополненных архивными материалами.
Куратор выставки Игорь Волков стремился собрать максимально широкую панораму творчества Юрлова. Она включает в себя ранние ученические работы конца 1940-х и начала 1950-х, в которых прослеживается влияние Матисса и Пикассо. С ними соседствуют более поздние произведения, в которых вырабатывалась уникальная творческая философия Юрлова. «Его идеи очень симптоматичны для эпохи оттепели, хотя он и не входил ни в какие нонконформистские сообщества, стоял от них немного особняком, — объясняет Волков. — При этом мы можем провести параллели с другими авторами той поры, которые тоже вдохновляясь техническими достижениями эпохи, вроде Юрия Злотникова, чья «Сигнальная система» создавалась на фоне развития кибернетики и других областей научного знания».
Одна из главных линий творчества Юрлова, так называемые «Пары форм», возникла во второй половине 1950-х годов, когда художник подолгу жил у моря в Абхазии. Наблюдая за отшлифованными прибоем камнями и корягами, он пришел к созданию собственной изобразительной системы, в которой противопоставляются два начала: формы, как магнитные полюса, сталкиваются, создавая напряжение между тяжестью и легкостью, геометрией и органикой, статикой и движением.
«Время цветенья» в Музее Вадима Сидура
Когда: до 25 мая
В московском Музее Вадима Сидура помимо постоянной экспозиции есть два зала для временных выставок. В них попеременно показывают экспозиции, раскрывающие неожиданные грани творчества и самого Сидура, и проекты молодых современных авторов. Выставка «Время цветенья» объединила оба подхода: скульптурные и графические работы Вадима Сидура дополнили произведениями Бориса Свешникова, Владимира Яковлева, Анны Желудь и Ильи Долгова.
Творчество Вадима Сидура (1924–1986) было во многом определено трагедией войны и неизбывной жаждой жизни. Двойственный образ цветущего райского сада стал метафорой пересечения этих противоположностей. Ему же будет посвящена целая выставочная серия, которую открывает этот проект.
Как рассказывает Надя Дегтярева, научный сотрудник музея, Сидур занимает уникальное место среди художников-шестидесятников. Несмотря на новаторский, далекий от соцреалистического канона пластический язык, он никогда не причислял свое творчество ни к каким направлениям, движениям или стилям. «Даже на фоне полного отсутствия официального признания, государственных заказов и выставок на родине он никогда не считал себя диссидентом, до конца жизни оставаясь членом Союза художников. Но если при жизни он был подвергнут официальному остракизму, то музей его творчества возник уже в конце 1980-х, всего три года спустя после смерти автора», — объясняет Надя Дегтярева. По задумке кураторов, выставка «Время цветенья» стала размышлением об одном из ключевых моментов в истории шестидесятников, когда на рубеже 1960–1970-х годов начали рассеиваться иллюзии молодости.
«Темная Оттепель» в Центре Вознесенского
Когда: до 25 мая
Изнанку оттепельной культуры предлагает изучить Центр Вознесенского. Наиболее мрачные образы нонконформистского искусства собраны в экспозицию, поделенную на четыре тематических раздела. Например, в центральном зале, стилизованном под колумбарий, представлены работы наиболее именитых мастеров-шестидесятников — Дмитрия Краснопевцева, Бориса Свешникова, Дмитрия Плавинского. Как объясняют кураторы, каждый из них по-своему демонстрирует художественную «смерточувствительность». В графике Плавинского она может выражаться в образах умершей собаки, а на полотнах Краснопевцева — в аскетичных как по форме, так и по палитре натюрмортах.
«Темная Оттепель» открывает широкой аудитории целый ряд малоизвестных имен. Например, оформленный как советская рюмочная зал почти полностью отведен под мрачно-ироничные линогравюры Владимира Ковенацкого. Подборка произведений Натальи Прокуратовой позволяет проследить ее неожиданный творческий путь от группы «Движение» к более поздним мистическим работам, включая масштабные ткацкие произведения. Есть в экспозиции и жемчужины вроде пугающего «Портрета Аллы Онищенко» (1973) Олега Целкова или «Ночного бульвара» Бориса Смирнова-Русецкого (1962), неожиданно напоминающего гималайские пейзажи Николая Рериха.
«Расположение картин зависит от вкуса» в МАММ
Когда: до 15 июня
По мнению коллекционера Антона Козлова, художники-шестидесятники — первые авторы, создававшие современное искусство в нашей стране. На выставке «Расположение картин зависит от вкуса» в МАММ работы классиков нонконформизма соседствуют с произведениями наиболее востребованных художников современности: Ирины Кориной, Анны Желудь, Романа Сакина, Алины Глазун. Здесь же можно увидеть серии первых абстрактных работ Юрия Злотникова и Бориса Турецкого конца 1950-х, произведения Эдуарда Штейнберга и Лидии Мастеровой.
Отдельный зал посвящен наследию арт-группы «Движение», чья деятельность тоже пришлась на 1960-е годы. Среди этой подборки Антон Козлов особо выделяет «Волну в серо-магнитном поле» Льва Нусберга, которая была создана основателем группы в 1961 году, а также творения Риммы Заневской-Сапгир. В целом же выставка в МАММ позволяет пунктирно проследить всю историю отечественного искусства от хрущевской оттепели до сегодняшнего дня.
«Пробуждение» в Музее нонконформизма
Когда: до 17 августа
Основательница Музея нонконформизма Надежда Брыкина отобрала для выставки «Пробуждение» более сотни работ шестидесятников из своего собрания. Это старт масштабного выставочного проекта, который позволит проследить пути развития художников-нонконформистов со второй половины 1950-х до 1990-х годов. Среди экспонатов — работы Марлена Шпиндлера, Игоря Вулоха, Юрия Злотникова, Владимира Андреенкова, Валерия Юрлова, Алексея Каменского, Владимира Яковлева и Анатолия Зверева.
Как объясняет Надежда Брыкина, многие яркие художники той эпохи сегодня остаются неизвестными широкой публике. Ее саму в первую очередь интересуют авторы, которые не входили в творческие объединения, практически не выставлялись, а работали сами по себе. Яркий пример — Марлен Шпиндлер (1931–2003). На выставке «Пробуждение» представлены его работы 1950-х годов, в которых прослеживается влияние древнерусской живописи, а также ранее не экспонировавшиеся эскизы товарных знаков, которые художник создавал в 1960-е ради заработка. «Индивидуальность, несгибаемость, борьба за свои принципы и за ощущение творческой свободы — вот качества, которые я ценю в художниках той эпохи», — подчеркивает Надежда Брыкина.