От Хичкока до Финчера: главные фильмы про маньяков в истории кино

«Молчание ягнят»
Рейтинг IMDb: 8,6
Вчерашняя выпускница школы ФБР Кларисса Старлинг получает первое серьезное задание — поймать серийного маньяка, похищающего молодых женщин. Но чтобы вычислить преступника, важно понять его мотивацию и ход мыслей. За консультациями Кларисса отправляется к опытному психиатру Ганнибалу Лектеру — большому профессионалу и людоеду, отбывающему наказание в одной из самых строгих тюрем Америки. Знания Лектера бесценны, а советы помогают делу двигаться вперед. Вот только с Клариссой он ведет собственную непредсказуемую игру.
Культовая картина Джонатана Демме по мотивам одноименного криминального романа Томаса Харриса. Фильм с Джоди Фостер и Энтони Хопкинсом стал живой классикой по многим причинам и неслучайно воспринимается многими как редкий пример того, что экранизация может оказаться лучше литературного источника.
На счету фильма пять премий «Оскар» в ключевых категориях. Энтони Хопкинсу хватило менее 25 минут (24 минуты и 52 секунды, если быть точнее) из почти двухчасового хронометража фильма, чтобы выиграть актерский приз. Зрители и критики равно поставили картине 95% одобрения на сайте-агрегаторе Rotten Tomatoes. На «Кинопоиске» у него — рейтинг 8,3 и 96-е место в топ-250 фильмов всех времен.
«Семь»
Рейтинг IMDb: 8,6
Два детектива, пожилой Сомерсет (Морган Фриман) и молодой Миллс (Брэд Питт), вынуждены работать вместе. Но это их первое и последнее совместное дело: матерый Сомерсет готовится уйти на пенсию, рвущийся в бой Миллс, переведенный из другого города в Нью-Йорк, изо всех сил старается впечатлить начальство. Вместе им предстоит поймать загадочного и изощренного убийцу. Неизвестный преступник раскидывает по городу тела жертв, которые символизируют семь смертных грехов. Но и они сами — важная часть плана маньяка.
Есть известная история, рассказанная самим Дэвидом Финчером и процитированная в книге издательства «Сеанс» о нем. Вспоминая знакомство с проектом, он рассказывал, как его покорил нестандартный сценарий: мрачный, с непредсказуемыми поворотами сюжета, спорными героями и финалом, далеким от правил жанра. Когда он поделился своими восторгами с агентом, тот его поправил: Финчеру отправили не ту версию текста, в исправленном виде он лишился всех перечисленных черт.
Финчер расстроился, но настоял на своем — снять эту историю беспощадно и не стремясь угодить зрителю. Вероятно, режиссер бы проиграл спор с продюсерами, если бы в него не вмешался Брэд Питт. Актер, поддержав Финчера, поставил ультиматум: он остается в проекте только если режиссеру будет дозволено снять историю так, как он ее видит. Продюсеры уступили, и результат превзошел все ожидания. У фильма 84% одобрения от критиков, а на «Кинопоиске» рейтинг 8,3 и 62-я строчка в топ-250.
«Психо»
Рейтинг IMDb: 8,5
Настоящая классика жанра от Альфреда Хичкока. Главная героиня Мэрион (Джанет Ли) похищает на работе крупную сумму денег и пытается скрыться в придорожном отеле на холме, которым управляет симпатичный Норман Бейтс (Энтони Перкинс). Молодой человек рассказывает новой гостье, что живет в доме рядом с отелем. Там он ухаживает за своей пожилой мамой. И вообще считает, что быть хорошим сыном — важнейшая обязанность для любого мужчины. В первую же ночь Мэрион погибает страшной смертью в арендованном номере отеля: неизвестный исколол ее ножом, пока она принимала душ. На поиски девушки отправляются следователи, даже не подозревающие, какие тайны хранят в себе стены «Мотеля Бейтса».
«Психо», основанное на романе Роберта Блоха, кино не просто легендарное, а настоящий учебник для каждого кинематографиста. Немаловажную роль в этом сыграли не только оригинальный сценарий (фильм мог похвастаться в то время еще редким примером неожиданного финального твиста) и талантливая режиссура, но и звуковое сопровождение. Считается, что Хичкок был так впечатлен работой композитора Бернарда Херрманна, придумавшего узнаваемое «рвущее» струнное звучание, что удвоил ему гонорар. Рейтинг фильма среди критиков — 97% одобрения.
«Джокер»
Рейтинг IMDb: 8,3
Неожиданный авторский взгляд на известного злодея вселенной про супергероев DC. Готэм 1980-х. Неудачливый комик Артур Флэк (Хоакин Феникс) безуспешно пытается построить карьеру в стендапе, ухаживает за больной мамой и страдает от необычного невралгического заболевания: в моменты повышенного напряжения он начинает бесконтрольно смеяться. Когда жизнь окончательно летит под откос, а терпеть нападки и насмешки окружающих больше нет сил, Артур «срывается».
«Джокер» — первый в истории Венецианского кинофестиваля фильм, связанный с супергероикой, сумевший выиграть в основном конкурсе смотра. Роль Джокера принесла Фениксу и заветный «Оскар». Картина Тодда Филлипса, наследуя узнаваемые черты многих предшественников по жанру, умело их комбинирует. Здесь есть и элементы «Психо», предлагающие знакомый образ затравленного героя с расстройством психики, и новая авторская вариация того, каким мрачным, гнетущим и глубоким может быть привычный кинокомикс. Тем понятней и справедливей кажется успех ленты: 68% положительных рецензий от журналистов и 8,0 от российских зрителей, а также 129-е место в рейтинге топ-250.
«Пленницы»
Рейтинг IMDb: 8,2
Напряженный триллер Дени Вильнева, который снимал жанрово разнообразное кино до того, как шагнул в дорогие и масштабные студийные проекты вроде «Бегущего по лезвию 2049» и франшизы «Дюна».
Келлер Довер (Хью Джекман) столкнулся с кошмаром любого родителя — его шестилетняя дочь вместе с подругой пропала без вести. Расследование полиции тянется долго, время бежит. От бессилия Келлер берет ситуацию в свои руки и решается на самосуд — он подозревает в преступлении местного парня Алекса (Пол Дано), молодого человека с ментальными особенностями. И хотя официальное следствие под руководством детектива Локи (Джейк Джилленхол) настаивает, что это ложный след и Алекс безобиден, обезумевший от горя отец решает добиться справедливости собственными методами.
Картина Вильнева — запутанный лабиринт, в котором автору интересней всего разобраться не в психике и мотивах маньяка, а в том, как его действия ранят и влияют на родственников жертв. Как горе может сломать человека изнутри и толкнуть на не менее страшные поступки. Оригинальный взгляд «Пленниц» на расхожий сюжет понравился критикам (81% одобрения), а на «Кинопоиске» он занимает 207-ю строчку в топ-250.
«Воспоминания об убийстве»
Рейтинг IMDb: 8,1
Основанный на реальных событиях фильм Пон Джун-хо («Паразиты», «Окча»), рассказывающий о серии преступлений в середине 1980-х в южнокорейской провинции. Для поимки опасного маньяка из столицы приезжает опытный следователь, который наблюдает, при каком уровне коррупции и всеобщего равнодушия действует неизвестный преступник. Местные полицейские, чтобы поддерживать хорошую статистику высокой раскрываемости убийств, ловят невиновных, подтасовывают факты и не испытывают по этому поводу угрызений совести. А число жертв загадочного убийцы только растет.
Картина Пон Джун-хо — то самое кино, которое известный синефил Квентин Тарантино внес в список 20 самых любимых проектов. А также показывал на большом экране в собственном кинотеатре в Лос-Анджелесе. «Воспоминания об убийстве» — картина уникального свойства. Она не стремится следовать за реальным преступником, а всматривается в ту действительность, в которой его появление стало возможным.
История фильма еще и в очередной раз доказывает, что искусство способно влиять на реальную жизнь, — виновника преступлений не смогли найти сразу, но после выхода картины в 2003 году и широкой огласки дело вновь вернули в производство. И спустя 30 лет серийный убийца все же был пойман. «Воспоминания об убийстве» понравились и критикам (95% одобрения), и пользователям «Кинопоиска» (рейтинг 7.6).
«Я видел дьявола»
Рейтинг IMDb: 7,8
Еще один южнокорейский детектив о маньяке, предлагающий зрителям иной взгляд на привычный сюжет. Невеста специального агента Ким Су Хен (Ли Бён-хон) была со всей мыслимой жестокостью убита и расчленена. Пока тяжеловесная и неповоротливая система правосудия пытается отыскать преступника, герой выходит на его след. Но ожесточившийся Ким Су Хен не спешит отвести подозреваемого в полицию. Мужчина выстраивает собственный жестокий план мести.
«Я видел дьявола» — кино, требующее от зрителя особой стойкости и выносливости. Но его ключевая особенность заключена именно в этом — вызвать у аудитории иммерсивный опыт соучастия во всем происходящем на экране и дискомфорт.
Режиссер картины Ким Джи-ун («Горечь и сладость») с интересом наблюдает за опасной и непредсказуемой игрой, в которую вовлечены оба персонажа: преступник и идущий по его следу агент. При этом периодически они меняются местами. «Я видел дьявола» следит за героем в период его внутреннего распада, когда жажда мести подталкивает его оказаться по другую сторону закона, снижая степень различий между ним и преступником, которого он преследует. На Rotten Tomatoes у фильма 82% одобрения от критиков, а на «Кинопоиске» рейтинг — 7.6.
«Девушка с татуировкой дракона»
Рейтинг IMDb: 7,8
Другое важное для жанра произведение, исследующее тему маньяков с разных сторон: то, как происходит их становление, и на какой почве созревает их стремление убивать. А также то, как бороться с этим злом и какие методы считать возможными, а какие — недопустимыми.
Главная героиня фильма Дэвида Финчера (в ее основе одноименная книга шведского писателя Стига Ларссона, у которой есть также шведская адаптация) Лисбет Саландер (Руни Мара) — проницательная одиночка, травмированная в детстве и зрелом возрасте. Лисбет сторонится людей, но ее хакерским талантам нет цены. Благодаря этому она может найти все что угодно и кого угодно. Вместе с журналистом Микаэлем Блумквистом (Дэниэл Крэйг) она отправляется на поиски загадочно исчезнувшей много лет назад наследницы обеспеченного семейства.
Кажется, что с годами картина Дэвида Финчера, исследующая природу зарождения зла в, казалось бы, благополучной и богатой среде, стала только лучше. Хотя в год выхода она удивительным образом провалилась в прокате. При этом у нее высокий рейтинг одобрения как со стороны критиков, так и зрителей. Пресса отметила фильм 86% положительных отзывов, рейтинг на «Кинопоиске» 7,8, как и на IMDb.
«Американский психопат»
Рейтинг IMDb: 7,6
Сложно найти более зловещего, притягательного и завораживающего маньяка, чем Патрик Бэйтман (Кристиан Бэйл), — настоящего американского яппи, любимца женщин, успешного финансиста и просто щеголя, маниакально ухаживающего за собой. Но таковым идеалом он предстает перед окружающими днем, а ночами он — опасный преступник, мотивы которого сложно понять.
Фильм сняла режиссер Мэри Хэррон на основе одноименного романа Брета Истона Эллиса. Оригинальный текст задумывался не только как увлекательное жанровое упражнение писателя, но и как критика современного общества: порочного, ненасытного, эгоцентричного и абсолютно равнодушного к миру вокруг. Эллиса и Хэррон интересуют не только причины, по которым герой совершает преступления (а мы постоянно слышим его закадровые размышления), но и то, почему зло в его обличье обладает такой свободой и неприкосновенностью перед лицом закона и справедливости.
«Забавные игры»
Рейтинг IMDb: 7,6
Обычная семья, состоящая из мужа, жены и их 10-летнего сына, приезжает в загородный дом. К супругам заглядывает в гости пара молодых ребят: они одеты во все белое, включая белые перчатки, очень миловидны и вежливы. Но затем они убивают собаку хозяев дома, берут их в заложники и предлагают опасную игру на выживание.
Беспощадная, острая и точная работа Михаэля Ханеке, исследующего человеческую тягу к разрушению. При этом действует режиссер подчас абсолютно издевательски. В оригинальной картине 1997 года (а спустя 10 лет он переснял ее, но уже с американскими актерами) режиссер намеренно использует метаприемы — например, в одной из сцен антагонисты предлагают отмотать часть фильма назад, тем самым разрушая четвертую стену между собой и зрителем и даря ему ложную надежду на то, что все можно исправить. Ханеке объяснял, что хотел исследовать природу зла и степень человеческой терпимости к нему.
«Гражданин Икс»
Рейтинг IMDb: 7,4
Напряженный триллер 1995 года со Стивеном Ри и Дональдом Сазерлендом (за эту работу он получил «Золотой глобус»), который до сих пор остается важным примером жанрового кино, основанного на реальных событиях. Картина британца Криса Джеролмо получилась в меру мрачным и драматичным слепком настоящей истории поимки Андрея Чикатило — школьного учителя, годами совершавшего насилие и убийства в позднем СССР.
Создателям картины удалось избежать штампов при воссоздании жизни и быта того периода. Более того, удачным получился и образ главного злодея в исполнении Джеффри ДеМанна — его герой сразу открыт для зрителя, и он повсюду следует за Чикатило, становясь невольным свидетелем совершенных им преступлений.
«Гражданин Икс» был снят по мотивам книги Роберта Каллена «Отдел убийств» и сумел передать на экране главное — ужас от того, насколько повседневным может быть насилие: в одном эпизоде герой преподает детям в школе, а в следующих сценах ведет ни о чем не подозревающую жертву в глушь леса, где она будет убита. В этом смысле фильм получился не только хорошей драмой про маньяка, но и своего рода размышлением, как в самом обычном человеке может уместиться столько зла.
«Казнь»
Рейтинг IMDb: 6,7
В 1991 году в деле о серийных убийствах в небольшом городке, которое расследовалось на протяжении 10 лет, но уже официально закрыто, внезапно появляется новое обстоятельство — спасшаяся жертва. Следователь Исса Давыдов (Нико Тавадзе), получивший за закрытие этого дела повышение, вынужден срочно разобраться в ситуации и оправдаться перед начальством, под давлением которого когда-то закрыл глаза на несостыковки и недостаточность улик. Он решает отыскать маньяка со второй попытки, но попутно раскрывается неожиданная правда о самом герое.
В 2022 году режиссер, в прошлом клипмейкер, Ладо Кватания выпустил полнометражный дебют — надрывное, хитро выстроенное кино, впитавшее множество атрибутов криминального жанра, но при этом абсолютно самобытное и непредсказуемое. «Казнь» расширяется во времени, переносясь из года в год, и часто обманывает зрительские ожидания. Но при этом действует очень точно в том, чтобы исследовать жестокость, к которой оказывается склонен человек. Западные критики оценили картину на Rotten Tomatoes на 92%, а рейтинг отечественных зрителей составил 7,5.