Теодор Курентзис молится о мире: в Париже прошла премьера оперы «Кастор и Поллукс»

Дирижер Курентзис и режиссер Селларс много работали вместе, среди их совместных постановок — диптих «Иоланта / Персефона» Чайковского и Стравинского для Королевского театра в Мадриде в 2012 году, «Королева индейцев» Генри Перселла в Пермской опере в 2013-м, для фестиваля в Зальцбурге они ставили «Милосердие Тита» в 2017-м и «Идоменею» в 2019-м. Возможно, именно слаженность творческого дуэта позволила им создать в Париже нечто особенное, безусловно большее, чем очередная постановка барочной оперы.
На сцене Оперы Гарнье они представили оригинальную версию «Кастора и Поллукса», которую Жан-Филипп Рамо написал в 1737 году. Спустя 17 лет композитор создал вторую редакцию оперы, где, в частности, убрал аллегорический пролог, посвященный окончанию войны за польское наследство, в котором хор взывает к богине любви Венере, умоляя сковать цепями бога войны Марса. Курентзис и Селларс вернули пролог на место, поставив первоначальную версию оперы. Более того, пролог оказался важнейшей логической частью спектакля. Он называется «Молитва о мире», где аллегорические образы искусств — поэзия, живопись, архитектура, театр, музыка и танец, — скованные цепями богом войны Марсом, молят обуздать жестокость в их сердцах.
Видеохудожник Алекс МакИннис и сценограф Жоэль Аун, известная по работам в кино, в частности, с Уэсом Андерсоном и с Ридли Скоттом, выстроили на сцене неблагополучный район на окраине мегаполиса, где в полуразрушенных бетонных многоэтажках в жалких квартирах обитают действующие лица. Их оказалось предостаточно: Селларс включил в ткань спектакля танцовщиков, придумав для них особую сложную драматическую линию. Так что «Кастор и Поллукс» можно смело назвать оперой-балетом, а хореографа Кэла Ханта, который и сам танцует в спектакле, записать в полноценные соавторы постановки.
Хант не дебютант на сцене Парижской оперы: в 2019 году он солировал в опере-балете «Галантные Индии» Рамо. Тогда хореограф Бинту Дембеле решил спектакль как танцы уличных банд в стиле хип-хоп. Видео сцены «Дикари» из этого балета завирусилось в сети. Хореографию спектакля «Кастор и Поллукс» Хант поставил, замешав разные стили уличных танцев, от бруклинского флексинга до вога, поппинга, вэйвинга, брейкданса и танцевальных баттлов. Отдельная важная деталь — движения с выкручиванием плечевых суставов, которые называют bone breaking.
Парижской опере уличные танцы не в новинку. Их использовал и Бинту Дембеле в «Галантных Индии», и Анна Тереза Де Кеерсмакер в спектакле Cosi fan tutte в 2017 году. Но Ханту и Селларсу адаптация уличной культуры удалась особенно: они создали танцевальное действо такой мощи, что явственно транслирует главную мысль постановки. Спектакль «Кастор и Поллукс» — вселенская молитва о мире.
Танцоры постоянно присутствуют на сцене, представляя то разъяренную толпу, то адских чудовищ, то созвездия в небе, то тени, блуждающие в Элизиуме; то орла, на котором спускается Юпитер; то альтер эго главных героев. Благодаря специфической ломаной пластике, их танец напоминает и фигуры с картины «Герника» Пабло Пикассо, и образы Босха, и представляет собой аллегорию освобождения из цепей.
Танец выглядит как бесконечный поток движений в разных регистрах. Танцоры на сцене — с разными физическими данными: и очень высокие, и крупные, и миниатюрные, каждый с отдельной партией, — заполняют пространство, идеально синхронизируясь с оркестром под управлением Теодора Курентзиса. Вторя ему, с каждым da capo (музыкальная структура с повторяющейся темой, характерная для музыки барокко. — Forbes Life), звучащему все глубже, видео на заднике сцены уносит зрителя в космос, в пространство Вселенной, откуда уже не видно города.
Опера повествует о братьях Касторе и Поллуксе, один из которых смертный, а другой — бессмертный сын Юпитера. Действие начинается с похорон погибшего на войне Кастора. Отчаявшаяся Телаира (Жанин де Бик), возлюбленная Кастора, умоляет бессмертного Поллукса отправиться в подземное царство, чтобы вернуть брата в мир живых. Поллукс (Марк Мойон) не сразу решается на такой шаг, он влюблен в Телаиру, и возвращение Кастора-соперника помешает ему жениться на ней.
Питер Селларс эффектно иллюстрирует момент сомнений героя, усадив Поллукса на плюшевый диван в квартире Телаиры. В то время как физическое тело Поллукса буквально расползлось по уютным подушкам, его душа в смятении. В этот момент танцовщик, изображающий альтер эго Поллукса, исходит немым криком. Селларс виртуозно совмещает и аллегорических персонажей с гротескным поведением, и героев оперы с достоверными человеческими реакциями. Например, Телаира, отчаявшись уговорить Поллукса спуститься в Подземное царство, укладывается на кровать и укрывается с головой.
Наконец Поллукс решается отправиться в Подземный мир, но на его пути встает отец Юпитер (Николас Ньютон), а затем влюбленная ревнующая Феба (Стефани д’Устрак) насылает чудовищ. С помощью бога Меркурия Поллукс побеждает все напасти, находит Кастора (в интерпретации Рену ван Мехлена брат не горит желанием возвратиться в мир живых, но возвращение уже неизбежно) и остается в подземном царстве.
Воссоединившись с Кастором, Телаира не желает его отпускать, так что Юпитер позволяет Кастору остаться на земле. В честь братской верности на небе появляется созвездие Близнецов. В опере Рамо все заканчивается так называемым fête de l'univers («праздником Вселенной». — Forbes Life) на небесах. Но режиссер Питер Селларс и дирижер Теодор Курентзис возвращают своих героев с небес на землю. Но вот чудо: Вселенная сияет и в бетонных многоэтажках, и на городских пустырях, даря надежду на лучшие времена.