К сожалению, сайт не работает без включенного JavaScript. Пожалуйста, включите JavaScript в настройках вашего браузера.
Теперь Forbes можно слушать

Теодор Курентзис молится о мире: в Париже прошла премьера оперы «Кастор и Поллукс»

Фото Vincent Pontet / OnP
Фото Vincent Pontet / OnP
20 января в Пале Гарнье состоялась премьера оперы «Кастор и Поллукс» Жан-Филиппа Рамо, поставленной дирижером Теодором Курентзисом и режиссером Питером Селларсом. Курентзис вернулся в Парижскую оперу после долгого перерыва: две его предыдущие работы, постановки опер «Дон Карло» и «Макбет», датируются 2008-м и 2009-м годами. В 2025 году с ним в спектакле участвует его хор Utopiа с хормейстером Виталием Полонским

Дирижер Курентзис и режиссер Селларс много работали вместе, среди их совместных постановок — диптих «Иоланта / Персефона» Чайковского и Стравинского для Королевского театра в Мадриде в 2012 году, «Королева индейцев» Генри Перселла в Пермской опере в 2013-м, для фестиваля в Зальцбурге они ставили «Милосердие Тита» в 2017-м и «Идоменею» в 2019-м. Возможно, именно слаженность творческого дуэта позволила им создать в Париже нечто особенное, безусловно большее, чем очередная постановка барочной оперы. 

На сцене Оперы Гарнье они представили оригинальную версию «Кастора и Поллукса», которую Жан-Филипп Рамо написал в 1737 году. Спустя 17 лет композитор создал вторую редакцию оперы, где, в частности, убрал аллегорический пролог, посвященный окончанию войны за польское наследство, в котором хор взывает к богине любви Венере, умоляя сковать цепями бога войны Марса. Курентзис и Селларс вернули пролог на место, поставив первоначальную версию оперы. Более того, пролог оказался важнейшей логической частью спектакля. Он называется «Молитва о мире», где аллегорические образы искусств — поэзия, живопись, архитектура, театр, музыка и танец, — скованные цепями богом войны Марсом, молят обуздать жестокость в их сердцах.

Фото Vincent Pontet·OnP

Видеохудожник Алекс МакИннис и сценограф Жоэль Аун, известная по работам в кино, в частности, с Уэсом Андерсоном и с Ридли Скоттом, выстроили на сцене неблагополучный район на окраине мегаполиса, где в полуразрушенных бетонных многоэтажках в жалких квартирах обитают действующие лица. Их оказалось предостаточно: Селларс включил в ткань спектакля танцовщиков, придумав для них особую сложную драматическую линию. Так что «Кастор и Поллукс» можно смело назвать оперой-балетом, а хореографа Кэла Ханта, который и сам танцует в спектакле, записать в полноценные соавторы постановки.

 

Хант не дебютант на сцене Парижской оперы: в 2019 году он солировал в опере-балете «Галантные Индии» Рамо. Тогда хореограф Бинту Дембеле решил спектакль как танцы уличных банд в стиле хип-хоп. Видео сцены «Дикари» из этого балета завирусилось в сети. Хореографию спектакля «Кастор и Поллукс» Хант поставил, замешав разные стили уличных танцев, от бруклинского флексинга до вога, поппинга, вэйвинга, брейкданса и танцевальных баттлов. Отдельная важная деталь  — движения с выкручиванием плечевых суставов, которые называют bone breaking.

Telegram-канал Forbes Life
Официальный телеграм-аккаунт Forbes Life Russia
Подписаться

Парижской опере уличные танцы не в новинку. Их использовал и Бинту Дембеле в «Галантных Индии», и Анна Тереза Де Кеерсмакер в спектакле Cosi fan tutte в 2017 году. Но Ханту и Селларсу адаптация уличной культуры удалась особенно: они создали танцевальное действо такой мощи, что явственно транслирует главную мысль постановки. Спектакль «Кастор и Поллукс» — вселенская молитва о мире. 

 

Танцоры постоянно присутствуют на сцене, представляя то разъяренную толпу, то адских чудовищ, то созвездия в небе, то тени, блуждающие в Элизиуме; то орла, на котором спускается Юпитер; то альтер эго главных героев. Благодаря специфической ломаной пластике, их танец напоминает и фигуры с картины «Герника» Пабло Пикассо, и образы Босха, и представляет собой аллегорию освобождения из цепей.

Танец выглядит как бесконечный поток движений в разных регистрах. Танцоры на сцене — с разными физическими данными: и очень высокие, и крупные, и миниатюрные, каждый с отдельной партией, — заполняют пространство, идеально синхронизируясь с оркестром под управлением Теодора Курентзиса. Вторя ему, с каждым da capo (музыкальная структура с повторяющейся темой, характерная для музыки барокко. — Forbes Life), звучащему все глубже, видео на заднике сцены уносит зрителя в космос, в пространство Вселенной, откуда уже не видно города.

Опера повествует о братьях Касторе и Поллуксе, один из которых смертный, а другой — бессмертный сын Юпитера. Действие начинается с похорон погибшего на войне Кастора. Отчаявшаяся Телаира (Жанин де Бик), возлюбленная Кастора, умоляет бессмертного Поллукса отправиться в подземное царство, чтобы вернуть брата в мир живых. Поллукс (Марк Мойон) не сразу решается на такой шаг, он влюблен в Телаиру, и возвращение Кастора-соперника помешает ему жениться на ней.

 

Питер Селларс эффектно иллюстрирует момент сомнений героя, усадив Поллукса на плюшевый диван в квартире Телаиры. В то время как физическое тело Поллукса буквально расползлось по уютным подушкам, его душа в смятении. В этот момент танцовщик, изображающий альтер эго Поллукса, исходит немым криком. Селларс виртуозно совмещает и аллегорических персонажей с гротескным поведением, и героев оперы с достоверными человеческими реакциями. Например, Телаира, отчаявшись уговорить Поллукса спуститься в Подземное царство, укладывается на кровать и укрывается с головой.   

Фото Vincent Pontet·OnP

Наконец Поллукс решается отправиться в Подземный мир, но на его пути встает отец Юпитер (Николас Ньютон), а затем влюбленная ревнующая Феба (Стефани д’Устрак) насылает чудовищ. С помощью бога Меркурия Поллукс побеждает все напасти, находит Кастора (в интерпретации Рену ван Мехлена брат не горит желанием возвратиться в мир живых, но возвращение уже неизбежно) и остается в подземном царстве.

Воссоединившись с Кастором, Телаира не желает его отпускать, так что Юпитер позволяет Кастору остаться на земле. В честь братской верности на небе появляется созвездие Близнецов. В опере Рамо все заканчивается так называемым fête de l'univers («праздником Вселенной». — Forbes Life) на небесах. Но режиссер Питер Селларс и дирижер Теодор Курентзис возвращают своих героев с небес на землю. Но вот чудо: Вселенная сияет и в бетонных многоэтажках, и на городских пустырях, даря надежду на лучшие времена. 

Наименование издания: forbes.ru

Cетевое издание «forbes.ru» зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, регистрационный номер и дата принятия решения о регистрации: серия Эл № ФС77-82431 от 23 декабря 2021 г.

Адрес редакции, издателя: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Адрес редакции: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Главный редактор: Мазурин Николай Дмитриевич

Адрес электронной почты редакции: press-release@forbes.ru

Номер телефона редакции: +7 (495) 565-32-06

На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети «Интернет», находящихся на территории Российской Федерации)

Перепечатка материалов и использование их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, возможны только с письменного разрешения редакции. Товарный знак Forbes является исключительной собственностью Forbes Media Asia Pte. Limited. Все права защищены.
AO «АС Рус Медиа» · 2025
16+
Наш канал в Telegram
Самое важное о финансах, инвестициях, бизнесе и технологиях
Подписаться

Новости

20.02.2025