К сожалению, сайт не работает без включенного JavaScript. Пожалуйста, включите JavaScript в настройках вашего браузера.

Кандинский в Нидерландах: как сегодня работает бывший центр «Эрмитаж-Амстердам»

Экспозиция выставки  «Василий Кандинский» в музее H’ART (Фото DR)
Экспозиция выставки «Василий Кандинский» в музее H’ART (Фото DR)
В бывшем выставочном центре «Эрмитаж-Амстердам», ныне музее H’ART, c большим успехом завершилась выставка Василия Кандинского: за пять месяцев ее посетили более 145 000 человек. Она стала новой точкой отсчета в истории музея, неизменно бившего рекорды посещаемости, но в последние три года пережившего многие политические и юридические перипетии. Подробнее о музее H’ART рассказывает искусствовед Александра Харитонова

Эрмитаж в Амстердаме: с 2004 до 2022     

Здание на берегу реки Амстел было построено в 1681 году и сперва служило домом для престарелых женщин, а с 1817 года там могли жить и мужчины. Уже в XX веке комплекс получил название Астелхоф — здесь же в 2004 году, в одном из крыльев все еще действовавшей богадельни, открыл первую выставку филиал Эрмитажа в Амстердаме. В 2007-м здание покинул последний обитатель, а в июне 2009 года после дорогостоящей реконструкции при участии королевы Нидерландов Беатрикс (она потомок  Романовых, среди ее предков — великая княгиня Анна Павловна,  которая в 1816 году стала супругой кронпринца Вильгельма, впоследствии короля Вильгельма II) и президента России Дмитрия Медведева был торжественно открыт «Эрмитаж-Амстердам».

В течение многих лет он был одним из самых популярных музеев города: благодаря исключительным условиям соглашения с Эрмитажем в Санкт-Петербурге на каждую выставку предоставлялись интереснейшие экспонаты, в том числе из обширных запасников музея. Выставки были ориентированы на привлечение массового зрителя, стратегия музея выстроена с фокусом на сторителлинг и громкие имена, показ всего, чем славился Эрмитаж в Петербурге, — от знаменитых царских коллекций, живописи и ювелирного искусства до авангарда из бывших собраний Сергея Щукина и Ивана Морозова, а также новых приобретений.

На выставке «Василий Кандинский» в музее H’ART (Фото DR)

2 февраля 2022 года в Эрмитаже на Амстеле открылась последняя выставка «Русский авангард. Революция в искусстве», где было представлено более 500 экспонатов декоративно-прикладного искусства: в основном агитационного фарфора, образцы текстиля, работы на бумаге и знаменитый «Черный квадрат» Казимира Малевича 1932 года, подаренный Эрмитажу Фондом Владимира Потанина в 2002 году. После начала «военной спецоперации»*, экспозиция, как и вся выставочная программа, была свернута в кратчайшие сроки, экспонаты спешно отправлены обратно. Руководство «Эрмитаж-Амстердам» объявило о разрыве всякого сотрудничества и связей с Россией. 

 

Директор Эрмитажа Михаил Пиотровский тогда отреагировал достаточно резко. «Мы сами ничего не отменяем. Я убежден, культура — это мост, мост, который должен взрываться последним. Эти мосты должны держаться. Сейчас идет испытание, насколько мы готовы эти мосты защищать, не просто говорить «ах, не закрывайся», а действительно защищать. Мы стараемся сделать так, чтобы у политиков не было соблазна мосты культуры рушить», — говорил директор Эрмитажа в интервью Forbes в марте 2022 года.

В сентябре 2023-го музей объявил о ребрендинге и был переименован в H’ART, но и тут возникли непредвиденные проблемы — такое название и похожий дизайн логотипа оказался у одноименного бельгийского журнала по современному искусству. После ряда скандалов в прессе и обращений в суд, конфликт был урегулирован и музей сохранил свое новое имя. H’ART объявил о смене концепции — новыми партнерами по выставкам стали Смитсоновский институт в США, Британский музей и Центр Помпиду. 

 

Кандинский в Амстердаме

Именно в сотрудничестве с Центром Помпиду была подготовлена выставка «Василий Кандинский», на которую Бобур выдал 58 произведений из своего собрания, позволив представить мини-ретроспективу творчества выдающегося художника и теоретика абстрактного искусства, хоть и без знаменитых «композиций» и знаковых произведений.

Большая часть этих работ находилась в собрании второй жены Кандинского Нины Андриевской, которая оказалась единственной наследницей и обладательницей авторских прав на теоретические труды Кандинского. Став вдовой в 1944 году, Нина начала заниматься популяризацией его творчества: в 1946 она учредила премию Кандинского, помогала организовывать выставки, консультировала, писала мемуары. Какие-то работы были проданы в крупнейшие собрания, какие-то Андриевская дарила — так существенная часть живописи Кандинского была передана Франции в национальную коллекцию современного искусства.

На выставке «Василий Кандинский». «В сером», 1919 (Фото DR)

В 1980 году в шале Нины в Гштаде ворвались грабители, задушили хозяйку и забрали все имевшиеся в доме драгоценности —Нина Кандинская была страстным собирателем ювелирных шедевров. Они не взяли ни одной работы великого художника. Общий сын Нины и Василия Кандинских умер в раннем возрасте, поэтому все наследие, включая коллекционную мебель Марселя Брейера, по завещанию вдовы также перешло Центру Помпиду.

 

Концепция выставки «Василий Кандинский» оказалась очень проста — хронологическое распределение работ по залам, начиная от ранних эскизов мюнхенского периода, выставок «Фаланги», зарисовок из совместных путешествий с его подругой, художницей Габриэле Мюнтер, затем Мурнау, где Кандинский приходит к идее абстрактного искусства, живопись периода «Нового Мюнхенского художественного объединения», «Синего всадника» и возвращение в Россию.

Переходная зона — эффектная реконструкция знаменитого оформления павильона на Берлинской выставке Juryfreie Kunstschau 1922 года, затем «холодный период» и геометризм Баухауса, эмиграция во Францию в 1933 и «биоморфизм» последнего этапа его жизни. Выставка завершалась знаковой работой Accord réciproque 1942 года — последним крупным полотном мастера, которое по решению Нины Кандинской висело на фоне открытого гроба во время церемонии прощания с Василием Кандинским в его мастерской.

Несмотря на некоторую фрагментарность и обилие поздних произведений, организаторам выставки удалось удивить зрителей и критиков не только последовательным рассказом и эффектным дизайном, но и объемным представлением о невероятном творческом поиске, амбиции Кандинского каждый раз в новых обстоятельствах переизобретать себя на поприще абстрактного искусства.

Художественное объединение «Синий всадник» представлено только одной графической работой, что неудивительно — одновременно в галерее Тейт в Лондоне прошла выставка «Экспрессионисты: Кандинский, Мюнтер и «Синий всадник», где этот период был показан во всей полноте.  

Кандинский, женщины и культурная геополитика

Для Нидерландов «женская перспектива» — одна из важнейших тем, с которой сегодня работают практически все институции: от Рейксмузеума, где наряду с живописью Рембрандта и Вермеера в «Галерее Славы» выставлены работы Юдит Лейстер и Рашель Рюйш, до Стеделейка, стремящегося показывать в новой постоянной экспозиции 50% в работ, сделанных женщинами.

 

На этом фоне кажется удивительным, что кураторы выставки в музее H’ART мягко обошли тему сложных взаимоотношений Василия Кандинского и Габриэле Мюнтер. Молодая художница вступила с отношения с Кандинским в 25 лет и провела с ним 12 лет, ожидая его развода с женой и обещанного брака, то так и не дождалась.

Непростой судьбе Габриэле посвящен фильм немецкого режиссера Маркуса Розенмюллера «Мюнтер и Кандинский» (в России его перевели как «Кандинский и его муза»)

Несмотря на подробный рассказ о совместной жизни и представленные фотографии Габриэле, за скобками остались и подробности юридических претензий Кандинского к Мюнтер, и передача в музей части находившегося у нее наследия, которое ей удалось сохранить и спрятать во времена фашизма, и сложные выяснения отношений с Ниной после смерти художника.

Сложная судьба Василия Кандинского, работавшего в первой половине XX века, пережившего Первую мировую, две эмиграции и умершего знаменитым на весь мир художником накануне завершения Второй мировой войны, оказалась удивительно созвучной турбулентной современности и обеспечила амстердамской выставке прекрасную посещаемость. 

* Согласно требованию Роскомнадзора, при подготовке материалов о специальной операции на востоке Украины все российские СМИ обязаны пользоваться информацией только из официальных источников РФ. Мы не можем публиковать материалы, в которых проводимая операция называется «нападением», «вторжением» либо «объявлением войны», если это не прямая цитата (статья 57 ФЗ о СМИ). В случае нарушения требования со СМИ может быть взыскан штраф в размере 5 млн рублей, также может последовать блокировка издания.

 

Мы в соцсетях:

Мобильное приложение Forbes Russia на Android

На сайте работает синтез речи

Рассылка:

Наименование издания: forbes.ru

Cетевое издание «forbes.ru» зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, регистрационный номер и дата принятия решения о регистрации: серия Эл № ФС77-82431 от 23 декабря 2021 г.

Адрес редакции, издателя: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Адрес редакции: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Главный редактор: Мазурин Николай Дмитриевич

Адрес электронной почты редакции: press-release@forbes.ru

Номер телефона редакции: +7 (495) 565-32-06

На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети «Интернет», находящихся на территории Российской Федерации)

Перепечатка материалов и использование их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, возможны только с письменного разрешения редакции. Товарный знак Forbes является исключительной собственностью Forbes Media Asia Pte. Limited. Все права защищены.
AO «АС Рус Медиа» · 2024
16+