Картина робота-гуманоида за $1 млн и изумруд Ага Хана: новости арт-рынка
Новости рынка: Sotheby’s в Саудовской Аравии, копии для яхт
Портал Artnews пишет, что владельцы яхт стали чаще заказывать копии произведений искусства на время выхода в море. Тренд возник из-за порчи дорогостоящих работ: в качестве примера приводятся разбитая скульптура из богемского хрусталя, которую помыли в посудомойке, или объект Энди Уорхола в виде коробки Brillo, пострадавший из-за того, что команда яхты решила хранить его вместе с чистящими средствами. В качестве альтернативы специалисты рекомендуют заказывать реплики работ или даже их фотографии, а также арендовать застрахованные произведения у галерей строго на время плавания.
Sotheby’s запланировал первые торги на территории Саудовской Аравии на 8 февраля 2025 года. Накануне в Эр-Рияде откроется представительство аукционного дома. Оно разместится в небоскребе Аль-Фейсалия, спроектированном бюро Нормана Фостера. Сам аукцион пройдет в историческом районе Дирия. На продажу обещают выставить шедевры исламского искусства, ювелирные украшения, коллекционные часы, автомобили, предметы спортивной меморабилии и многое другое. В сентябре о получении официальной лицензии на осуществление коммерческой деятельности на территории Саудовской Аравии объявил Christie’s.
Предстоящие аукционы: Пикассо за $12 млн и Джакометти за $30 млн
На нью-йоркских торгах Sotheby’s 18 ноября, посвященных модернизму, будет выставлена картина Пабло Пикассо «Женский бюст», представляющая портрет Франсуазы Жило — возлюбленной художника, с которой он прожил 10 лет. Скончавшаяся в 2023 году Жило (она была младше Пикассо на 40 лет) родила ему двух детей: Клода и Палому. Эстимейт полотна составляет $9–12 млн. В последний раз эта работа появилась на рынке в 1981 году. Первым владельцем портрета был чикагский бизнесмен Мортон Дж. Нейман, купивший его напрямую у дилера художника Даниэля-Анри Канвейлера.
13 ноября в Женеве проходят ювелирные тоги Sotheby’s, посвященные драгоценностям с выдающимся провенансом. В общей сложности на продажу выставлено 175 предметов, самым дорогим из которых считается бриллиантовое ожерелье XVIII века, долгие годы принадлежавшее членам знатного английского рода Пэджет, носивших титул маркизов Англси. В ХХ веке ожерелье надевали на коронацию короля Георга VI и королевы Елизаветы II. В 1930-х фотограф Сесил Битон запечатлел в нем Марджори Пэджет. Эстимейт лота составляет $1,8–2,4 млн. Всего в $6000–8000 оценена золотая брошь Фаберже с бриллиантами и сапфиром, подаренная принцессе Надежде Болгарской великой княгиней Марией Павловной Романовой в 1909 году.
Christie’s анонсировал еще один топ-лот посвященных искусству ХХ века торгов, которые пройдут в Нью-Йорке 19 ноября. Им станет бронзовая скульптура Альберто Джакометти «Идущая женщина (II)» с эстимейтом в $20–30 млн. Выставленный на продажу экземпляр был отлит при жизни художника в 1961 году. Всего известно о существовании восьми, большая часть которых хранится в престижных музейных собраниях.
Список топ-лотов проходящих раз в полгода аукциона шедевров ARTinvestment.RU возглавляет картина Владимира Боровиковского «Святая Екатерина» с эстимейтом в €1 млн. На торги также выставлена скульптура Михаила Врубеля «Лель». Работа, впервые появляющаяся на рынке с 2019 года, оценена в $300 000. Она была изготовлена Врубелем в последние годы XIX века в мастерской Абрамцево. В общей сложности на продажу выставлено 40 работ. Торги завершатся 15 ноября.
Прошедшие аукционы: изумруд Ага Хана и картина робота-гуманоида
Вчера на ювелирных торгах Christie’s в Женеве за $8,7 млн был продан изумруд Ага Хана. В 1960 году он передал Cartier уникальный камень весом в 37 каратов, чтобы его оправили в брошь, предназначавшуюся для Нины Дайер, невесты Ага Хана. В 1969 году украшение было куплено на Christie’s представителями ювелирной фирмы Van Cleef & Arpels за 580 000 швейцарских франков. Впоследствии еще одним владельцем украшения стал ювелир Гарри Уинстон, по чьей просьбе оно было переделано в подвеску.
Первая в аукционной истории картина робота-гуманоида была продана на торгах Sotheby’s 7 ноября за $1 млн. Речь идет о триптихе «Бог ИИ», представляющем собой портрет знаменитого английского математика и криптографа Алана Тьюринга. Создателем работы стал человекоподобный робот Ai-Da, сконструированный в 2019 году Эйданом Меллером при поддержке компании Engineered Arts и Оксфордского университета. Ai-Da рисует при помощи рук с гидравлическим приводом. Идеи произведений Ai-Da генерирует в ходе обсуждения с командой специалистов.
Посвященные модернизму и современному искусству гонконгские торги Sotheby’s, проходившие 11 ноября, собрали $52,6 млн. Площадкой аукциона стало открытое этим летом пространство Sotheby’s в бизнес-центре Landmark Chater. Более половины общей выручки обеспечила ранняя абстракция Марка Ротко «Без названия (Желтый и синий)», проданная за $32,5 млн. Ранее полотно 1954 года принадлежало беглому малазийскому финансисту Джо Лоу. В 2015 году он купил его на Sotheby’s за $46,5 млн.
Продажи ярмарки ART021 в Шанхае
С 7 по 10 ноября в Шанхае проходила 12-я ярмарка ART021, собравшая в этом году 131 участника (в прошлом году их было 150). По итогам предпоказа для коллекционеров об успешных продажах отчитались некоторые из галеристов. Почти весь стенд удалось распродать галерее ShanghART. Самой дорогой оказалась работа Юй Юханя, ушедшая за $700 000. Представители David Zwirner подтвердили продажу нескольких работ Вольфганга Тильманса и Люка Тюйманса.
Осталась довольна результатами участия в ART021 и соосновательница московской PA Gallery Елена Паршина. По ее словам, инсталляция Ани Желудь «Универсальная картина» была приобретена в частную шанхайскую коллекцию Дэвида Чао CCFoundation за €10 000. Кроме того, были проданы несколько объектов из фарфора Анны Казьминой по ценам €2500. Картины-объекты Антона Конюхова приобрел молодой шанхайский коллекционер за €12 000.
«Участие в ярмарке оставило впечатление об активности китайского рынка и возможности взаимодействия с коллекционерами мирового уровня, — подчеркивает Паршина. — Заметным было значительное превалирование живописи (чаще всего фигуративной) над другими формами искусства, что продиктовано вкусами большинства покупателей. В этом контексте наш стенд, представляющий собой тотальную инсталляцию, сильно выделялся и был максимально сложным с точки зрения продаж. Притом что часть сделок еще закрывается, мы уже можем говорить об очень позитивных результатах».
Новое направление «Винзавода», конкурс арт-резиденции «Выкса»
ЦСИ «Винзавод» запускает новое направление деятельности, объединяющее институциональный архив с выставочной, издательской, публичной и грантовой программами. Цель направления «НИИ Архива» — систематизация и исследование накопленных за время работы «Винзавода» материалов и знаний по истории российского современного искусства. Его пилотным проектом станет выставка «НИИ Архив. Ремонтаж», которая открывается для публики 16 ноября. Она объединит артефакты и документы знаковых проектов, проходивших на «Винзаводе» с 2007 по 2024 год, включая инсталляции Ильи и Эмилии Кабаковых, персональные выставки Ирины Наховой, Владимира Дубосарского и Александра Виноградова.
В начале ноября собственное пространство и новое оборудование появилось у лаборатории Центра художественной экспертизы имени Репина. Изменения помогут специалистам центра проводить исследования с минимальным вмешательством в произведение. Один из методов работы — изготовление специальных шлифов. При их создании используется проба, которая отбирается по особой технологии с захватом всех слоев картины, а затем помещается в специальную матрицу — магнезиальный цемент. При работе с произведениями на бумаге в центре применяется уникальная технология отбора микропроб волокна и проводится микрохимический анализ основы, в том числе с использованием поляризационной микроскопии.
Арт-резиденция «Выкса» объявляет открытый конкурс для художников на 2025 год. Заявки принимаются до 1 декабря от авторов из всех стран мира, работающие в любых техниках. По итогам конкурса будут выбраны 10 участников.
Международные связи: искусство глобального Юга в Петербурге
Петербургский девелопер, владелец отеля и апартаментов Hovard Сlub Дмитрий Лебедев открыл фонд Hovard Art Foundation. Среди первых проектов фонда — исследовательские резиденции для художников глобального Юга и комнаты коллекционеров в отеле, где размещены произведения художников. Идея открыть фонд пришла бизнесмену Дмитрию Лебедеву, потомственному архитектору и коллекционеру на ярмарке «Контур» в Нижнем Новгороде. Через пять месяцев Hovard Art Foundation принял в Санкт-Петербурге первых резидентов — художниц из ОАЭ Фабиолу Киминаццо и Мозу Альматруши. В номерах отеля развесили 50 произведений из коллекции индийского современного искусства Екатерины и Андрея Теребениных. В лобби идет выставка художниц из Эмиратов. «Мы исследуем искусство глобального Юга, художники исследуют нас», — так выразил задачи фонда Дмитрий Лебедев.
В рамках проходившей в Бразилии встречи министров культуры стран G20 состоялись переговоры между главами делегаций России и других стран. С представителями Бразилии первый заместитель Министра культуры РФ Сергей Обрывалин обсудил проект «Русские сезоны», который реализуется в этом году в Бразилии. В Пекине сейчас идет выставка Третьяковской галереи «Русская душа», а в конце ноября откроется масштабный выставочный проект Музеев Московского Кремля в Национальном музее Китая. Также прошли переговоры с делегациями Турции и Индонезии.
Музейные новости: дар Михаила Карисалова и каталог Владимира Куприянова
Бахрушинский театральный музей получил в дар от председателя правления и генерального директора ООО «Сибур», коллекционера и мецената Михаила Карисалова секретер-бюро, принадлежавший основателю музея Алексею Бахрушину. До революции раритет украшал собой малую гостиную дома Бахрушина на Лужнецкой улице (ныне улице Бахрушина). В фондах музея хранится фотография бюро в интерьере, сделанная Карлом Фишером в самом начале прошлого века. После революции следы многих предметов мебели из городской усадьбы Бахрушиных были потеряны. Вернувшееся в дом бюро станет частью обновленной экспозиции в воссозданном особняке Бахрушиных.
Московский музей современного искусства совместно с галереей pop/off/art выпустил каталог к выставке «Владимир Куприянов. Возвращение времени», открытой на площадке ММОМА на Гоголевском бульваре до 24 ноября. Издание включает в себя концептуальный текст куратора выставки Виктора Мизиано, а также серию эссе Анастасии Котельниковой, представляющих основные проекты и серии художника.
Выставки в США, Дубае и Нижнем Новгороде
В ДК ГАЗ на территории Автозаводского района Нижнего Новгорода до 8 декабря проходит выставка «Скрытые чувства». Инициатором проекта выступила советник директора Пушкинского музея Анна Гор, а куратором — Дарья Болдырева. Проект стал результатом проходивших весной творческих лабораторий. Сформированные из местных школьников группы под руководством молодых современных художников исследовали район в формате тематических прогулок. Итоговые работы стали попыткой переосмысления местности с использованием тактильных, звуковых, цветовых, игровых и иных инструментов. Среди экспонатов представлены самодельные журналы, карты района, фиксирующие личные и коллективные воспоминания фотографии и коллажи, настольная игра и многое другое. Проект реализован при участии Арсенала, Горьковского автозавода и Фонда «Культурная столица Поволжья» в рамках программы «Новый социальный вектор», которую поддержал миллиардер Олег Дерипаска (№ 51, $2,8 млрд).
В Музее русского искусства (США, Миннеаполис) до 26 января проходит выставка «Шедевры сакрального искусства». В экспозиции — 60 икон XVII–XIX веков мастеров Палеха и Мстеры из собрания российского коллекционера Олега Кушнирского. По его словам, собрание формировалось из вывезенных после революции реликвий, которые его отец находил по всей территории США, включая Нью-Йорк, Техас, Миннесоту и другие города. Кушнирский также планирует показать коллекцию в Европе и создать ее виртуальную версию.
На дубайской площадке Foundry до 15 декабря проходит выставка работ женщин-художниц из постсоветских стран, Юго-Западной Азии и Западной Африки. Инициатором проекта «Вымышленные пейзажи» выступили российские галереи pop/off/art, Syntax и Alisa Gallery, а также бельгийская Nadya Kotova Gallery и армянская Sardi Gallery. В экспозицию вошли произведения 28 художниц из ОАЭ, России, Ирана, Армении, Индии, Пакистана, Украины, Казахстана, Индонезии, Исландии, США и других стран, которые живут и работают по всему миру. Все они посвящены исследованию жанра пейзажа с использованием разнообразных медиа, таких как текстиль, видео, живопись и перформанс.