Очень скучное кино: почему список рекомендуемых фильмов вряд ли понравится школьникам
Летом 2024 года глава Минпросвещения Сергей Кравцов рекомендовал составить список «ядра отечественных кинематографических произведений, рекомендованных к семейному просмотру». В конце сентября центр «Философия образования» при МПГУ представил черновой вариант такого перечня. При этом конкретное назначение списка из 191 фильма обозначено нечетко — то ли для семейного просмотра, то ли для демонстрации в школах.
Подавляющее большинство фильмов в списке было снято в советское время, больше половины — в 1960-е и 1970-е (60 и 53 соответственно). Современное же российское кино тотально обесценено. В перечне всего 10 постсоветских фильмов, то есть меньше, чем снятых в 1940-е — самое тяжелое и малопродуктивное десятилетие советской киноиндустрии. Среди этих «новинок» три фильма о Великой Отечественной войне, два военно-морских («72 метра», «Нахимовцы»), две экранизации классиков («Русский бунт», «Тарас Бульба»), один спортивный блокбастер («Легенда №17») и один фильм про современную молодежь («Коробка»). Также в перечень вошла мелодрама «Платки» 2007 года, по сюжету которой в «городок Павловский Посад, где делают старинные русские платки, приезжает американец русского происхождения, сызмала влюбленный в эти самые платки». Финал истории, судя по статистике «Кинопоиска», за 17 лет оценили только 340 пользователей (для сравнения у фильма «Бриллиантовая рука», не вошедшего в список вообще, 792 166 оценок).
Участники публичной дискуссии быстро обратили внимание и на другую странность — наличие в списке для школьников ряда фильмов с возрастным ограничением «18+» («Иди и смотри», «Обыкновенный фашизм» и «Тарас Бульба»). Возможно, не стоит упрекать в этом составителей — просто различные бюрократические инициативы наползают друг на друга. С одной стороны, государство хочет оградить детей от всего на свете (скажем, от фильмов со сценами насилия), с другой — показать им побольше всего патриотического (скажем, фильмы о войне).
Первая вещь, которая бросается в глаза при анализе предлагаемого списка: составители проводят резкую границу между детьми и подростками. В 5-м и 6-м классах, в 10–12 лет, предлагается смотреть почти исключительно киносказки («Золушка», «Морозко») и детские фильмы («Внимание, черепаха!», «Тимур и его команда») с редкими вкраплениями сталинского приключенческого кино («Семеро смелых», «Подвиг разведчика»). Стоит же детям перейти в 7-й класс, как они должны смотреть очень взрослое кино о войне («А зори здесь тихие»), непростую для восприятия киноклассику («Человек с киноаппаратом») и экранизацию литературы — причем, далеко не только той, которую изучают в школе («Анна Каренина», «Братья Карамазовы»).
Кроме того, показательными кажутся не только выбранные ленты, но и отсутствующие. Главный классик отечественного кино Андрей Тарковский представлен в списке тремя фильмами: «Иваново детство», «Андрей Рублев» и «Зеркало». А вот «Сталкера» нет, хотя это однозначная киноклассика. Еще в списке очевидно не хватает другой классической картины — «Иван Грозный» Сергея Эйзенштейна, одно из главных в истории кино произведений о тирании. Зато в списке сразу несколько фильмов Никиты Михалкова: и «Свой среди чужих…», и «Неоконченная пьеса…», и «Обломов», и слегка фрондерская «Родня», и спродюсированные Михалковым «72 метра» и «Легенда №17». Вот только нет первых «Утомленных солнцем» — оскароносной классики о сталинских репрессиях.
Из оскаровских лауреатов в списке оказалась только «Война и мир» Сергея Бондарчука. Отсутствует и «Москва слезам не верит», и «Дерсу Узала» — да, снял его Акира Куросава, но все ж таки великий отечественный фильм. Из постсоветских картин, получивших большие награды и номинации, нет ни «Кавказского пленника», ни «Вора», ни работ Александра Сокурова и Андрея Звягинцева.
Интересно, что большинство фильмов в перечне не только сняты очень давно, но и повествуют о еще более ранних временах. Намерение закреплять исторические знания детей при помощи киноклассики — вполне похвально. Только вот вышеописанный набор «изъятий» формирует выхолощенную, упрощенную версию российской истории, напрочь лишенную внутренних конфликтов. Лишь слегка затронута Гражданская война, единственное примечательное событие в советской истории — это Великая Отечественная.
В итоге кажется, что с помощью списка не может быть достигнута, в общем-то, благородная цель — через культурный досуг привить детям любовь к культуре своей страны. Этот перечень составлен будто бы с совершенно противоположным намерением. В нем довольно мало фильмов, которые называют народными: отсутствуют «Бриллиантовая рука», «Джентльмены удачи», «Белое солнце пустыни», «Курьер», «Человек с бульвара Капуцинов», «Афоня», «Брат», «Ночной дозор», «Девятая рота» — перечислять можно долго.
Возможно, авторы предположили, что все эти фильмы новое поколение и так посмотрит? Во-первых, не факт, а во-вторых, не потому ли они столь популярны, что легки для восприятия и вызывают в людях искреннюю любовь к нашему кино? Гайдай и Рязанов, Меньшов и Данелия, Балабанов и Шахназаров — их работы могут послужить отличными точками входа в мир отечественного кинематографа.
Вместо них школьникам предлагается смотреть множество фильмов из 30-х, 40-х, 50-х. Только представьте, как семиклассник воспримет биографию адмирала Нахимова, снятую в 1946 году? Насколько сильным патриотическим чувством проникнется 11-классник, загруженный подготовкой к ЕГЭ, при просмотре немой экранизации «Матери» Горького, снятой в 1926-м?
Если придерживаться версии, что этот перечень будут рекомендовать для «семейного просмотра», то легко вообразить, как для усталых родителей 80-летняя киноклассика послужит хорошим снотворным, а для детей — мучением. При этом советский/российский кинематограф — это, без каких-либо натяжек, великое достижение нашей страны, которую немногие превосходят в этом отношении. В одной из них — Франции — научились использовать этот козырь в сфере школьного образования: в рамках программы «Школа и кино» детям показывают фильмы из единого, ежегодно обновляемого списка.
Это кино французское и зарубежное, длинное и короткое, современное и классическое — как говорится в описании программы, «фильмы были выбраны с целью представить самые разнообразные жанры, эпохи и культуры». Такой подход способен научить детей воспринимать все многообразие киноязыка, заинтересовать их вещами, которые не лежат на поверхности и отвадить их от примитивной «киножвачки».
Не обязательно брать пример у французов, можно сделать даже лучше. Для этого можно, например, организовать фокус-группы, показав школьникам разного возраста множество фильмов — и хотя бы выяснить, что активирует в них умственный процесс, а что вызывает скуку. И все получится, если исходить не из того, какое кино якобы расскажет школьникам «правду о войне» или создаст желаемый исторический контекст, а из того, что способно искренне заинтересовать современных детей.
Мнение автора может не совпадать с мнением редакции