За последние 20 лет доля непьющих россиян выросла почти в два раза
За последние 20 лет доля россиян, которые не употребляют алкоголь, выросла в 1,8 раза: в 2004 году их число составляло 27%, а в 2024-м показатель вырос до 48%. Это следует из результатов опроса Всероссийского центра изучения общественного мнения (ВЦИОМ), в котором приняли участие 1600 респондентов.
В целом, как отмечают во ВЦИОМ, доля абстинентов (тех, кто вообще не потребляет спиртные напитки) в стране практически сравнялась с долей потребителей алкоголя, которая составляет 52% (20 лет назад их было 73%). Самым непьющим регионом страны считается Северо-Кавказский федеральный округ — доля тех, кто не пьет алкоголь, там составляет 71%, в то время как в других регионах России показатель колеблется от 45% до 50%.
Трезвый образ жизни, согласно результатам опроса, также обуславливается полом, уровнем достатка, местом работы респондентов. Так, чаще не употребляют алкоголь женщины (53% против 43% мужчин), представители двух младших (54%–61%) и самого старшего поколений (56%), а также работники бюджетных организаций (51%).
Среди тех, кто употребляет алкоголь, вину отдают предпочтение 19% опрошенных потребителей, пиву — 18%, а водке — 11%. Как отмечают исследователи, в российском обществе прослеживается переход к южному типу потребления алкоголя, который характеризуется преобладанием легких алкогольных напитков. Предпочтения в алкоголе, как отмечают исследователи, имеют четко выраженную гендерную специфику. Для опрошенных мужчин характерен выбор пива (25%), а также крепкого алкоголя — водки (19%), виски (5%) и коньяка (9%), а для женщин-респондентов — только вина (26%). Потребителей вина также отличает наличие высшего образования (26%) и хорошее материальное положение (24%).
Главным мотивом злоупотребления спиртными напитками участники опросы считают желание снять стресс и напряжение (38%), отсутствие силы воли (27%), потребность людей «залить» горе или беду (20%), безделье (26%), влияние ближайшего окружения (18%) и неуверенность в завтрашнем дне (14%). Употребление спиртных напитков как часть культуры и в качестве национальной традиции воспринимают только 7% респондентов.