Четверо в дороге: как сериал «Она такая классная» стал одним из лучших проектов года
Екатеринбург, наши дни. Артем (Денис Прытков) — разгильдяй 27 лет, баскетболист-любитель и фанат группы «Гудтаймс». По сюжету, узнав о болезни фронтмена коллектива, парень тратит последние накопления на прощальный столичный концерт, чем вызывает недовольство девушки, которая тут же его бросает. Артем, пытаясь доказать, что на него можно положиться, вызывается посидеть с соседом — 18-летним Леней с расстройством аутистического спектра (РАС).
Лев Зулькарнаев, в нашумевшем «Слове пацана» сыгравший чуть ли не самого человечного «супера» Зиму, безукоризненно перевоплощается в аутичного Леню (на фестивале «Пилот» он был признан «Лучшим актером сериала»). В его интересы входят «авиастроение, архитектура СССР и особенности лиственных и хвойных лесов» — и душа сериала заключена именно в таких мелочах, как этот чеканный список. Перед съемками Зулькарнаев пересмотрел множество документальных фильмов о РАС, а также работал волонтером в фонде «Антон тут рядом». Продюсер Игорь Мишин сверял сценарий сериала с психологами, а директор краснодарского фонда «Открытая среда» Анна Малова выступила консультантом.
Знакомство команды с тонкостями поведения людей с аутизмом заметно по выверенности образа: Леня — не гений или «человек дождя», а обычный мальчик, любящий динозавров и порезанные «вдоль по попке» помидоры. Но когда он видит в фильме для взрослых актрису Алексу Люкс (Мария Дризик), он замыкается на единственной мысли — поехать в Санкт-Петербург и познакомиться с ней.
Артем вынужден уступить напору Лени, и они отправляются в путь. К ним присоединяются двое друзей — Егор (Валерий Степанов) и Рома (Евгений Егоров), стремящиеся избежать ответственности за свои поступки. Раздавив колесом телефоны, наплевав на родительские запреты и протесты теперь уже бывших девушек, четверо героев несутся по стране, не пропуская ни одного сюжетного кювета. Артему и товарищам встретятся бездомные-информаторы, застрявшие в девяностых бандюки, разъяренные отцы с арбалетами и даже лесные звери.
Строго говоря, начинающий сценарист Кирилл Дышловой не всегда справляется с управлением, и машина истории то вязнет в неоконченных маршрутах, то, наоборот, выбирает слишком проторенные и оттого скучные дорожки. Самое занимательное в «Классной» творится на полях, как бы мимоходом, и здесь же можно обнаружить отличные актерские работы. Вот анархист Влад Иваныч, который променял революционные манифесты на мечты о соковыжималке и поездке в Краснодар (его играет Константин Плотников, прославившийся ролью Горшка в сериале «Король и Шут», мечтавшего с помощью анархии «отправить людей в другие миры и построить корабли большие»). Вот Павел Майков — отец Ромы, преследующий друзей с апломбом Антона Чигура из «Старикам тут не место», который готов задействовать любые методы для поимки беглецов.
Кроме боевика «Классную» заносит и на площадку спортивной драмы (парни схлестнутся в баскетбольном поединке с местными), и в мрачный лес хоррора (отец попутчицы поведает героям о Покровском звере — йети, нападающем на охотников). Сериал непринужденно смешивает юмор и серьезные темы, и в результате все элементы повествования находятся в балансе.
Сталкиваясь с разными ситуациями и людьми, четверо героев постепенно лучше начинают понимать себя и жизнь вокруг. В одной из серий они знакомятся с еще одним персонажем с особенностями ментального развития (Олег Рязанцев), который отчасти предсказывает один из возможных вариантов судьбы Лени — жизнь в ПНИ: «Нельзя табуировать темы, которые неудобно обсуждать», — говорит креативный продюсер сериала Кристина Рейльян. Но, задумавшись на пару мгновений, ребята вновь выезжают на дорогу, и мимо них несутся деревни, леса — весь российский простор от Екатеринбурга до Санкт-Петербурга.
И все же в первую очередь семь разношерстных эпизодов связывает «мысль семейная»: одного гиперопекают, второй не воспитывал сына, третий спит с мамой друга. Четверо героев бегут в первую очередь от семейных дрязг и неурядиц, найдя второй дом в разукрашенном минивэне, а самых близких людей — друг в друге. Благодаря этому хотя и очевидному, но трогательному посылу машина истории добирается-таки до пункта назначения, оставляя у зрителя хорошее впечатление от увиденного.
Мнение автора может не совпадать с мнением редакции