Экологичность, тактильность и персиковый пушок: самые актуальные интерьерные тренды
Экологичность: пополнение в списке экоматериалов
Без слова «экологичность», кажется, не обходится ни один пресс-релиз: неважно, идет ли речь о мебели, отделочных материалах, свете или аксессуарах. Это уже хороший тон, почти штамп. Ну, казалось бы, о чем речь? Снова натуральные материалы — дерево, камень, и то и другое обязательно ценных пород. Безусловно, это вечный тренд: роскошь всегда будет привлекать человека, а дорогие материалы вроде мрамора или экзотической древесины — неотъемлемая часть этой роскоши.
Однако сегодня даже бренды, прочно ассоциирующиеся со словами «премиум» и «люкс», перестали бояться экспериментировать с материалами, которые традиционно были любимы массовыми или, напротив, концептуальными марками. И тут бал правит пластик. Он не то чтобы новичок в статусном дизайне — Гаэ Ауленти, Филипп Старк, Вернер Пантон, Рон Арад, Патрисия Уркиола и многие другие мастера, составляющие зал международной славы, работали с пластиком, и предметы, выполненные из него, вполне комфортно чувствуют себя и в музеях дизайна, и в интерьерах — правда, обычно общественных.
Логика простая: мебель из пластика до последнего времени могла похвастать практичностью (да и то с оговоркой, ведь даже качественный пластик царапается) и долговечностью, но вот о тактильности, принципиально важной для частного пространства, речи не шло. И тем более об экологичности. Но последняя ассоциация, возникающая при упоминании пластика, — именно экологичность.
Пластиком разного происхождения засорены реки, океаны и земля — об этом нам трубят уже не первый год. И производители наконец услышали, объединились с университетами и стартапами и буквально наперебой начали предлагать методы убийства двух зайцев одним выстрелом — как использовать уже существующий пластик и делать из него предметы, которым сразу, по праву происхождения, полагается статус «эко».
Российский бренд Eburet, концепция которого основана на использовании переработанного пластика для создания ярких объектов органических форм, стал безусловным любимчиком дизайнеров интерьеров: узнаваемые табуреты и столики появляются если не в каждом втором, то в каждом десятом проекте.
Патрисия Уркиола для датского бренда Kvadrat создала обивочную ткань из пластика, собранного у берегов Таиланда, и полученный текстиль назвали лучшим переработанным материалом на Wallpaper Design Awards 2024. По стопам Уркиолы пошел американец Майк Руссек, который использовал пластик из индонезийских рек для кресла Ombak — и эта работа тут же разлетелась по интерьерным медиа.
Не остались в стороне и мастодонты премиум-дизайна вроде Edra — итальянцы обили свои диваны-бестселлеры тканью из переработанного бутылочного пластика, сделанной по собственной технологии. Продолжать можно почти бесконечно. То, что экопластик — безусловный тренд, материал, получивший законное право стоять рядом с деревом и натуральным камнем в интерьерах наших с вами квартир, очевидно.
Осознанное потребление: винтаж и нейросети
Второе в списке «обязательных трендов» — осознанное потребление, вечный спутник экологичности. На первый взгляд тут все по-старому: винтаж по-прежнему в тренде, и это надолго. В некоторых пространствах, например, решенных в стиле midcentury modern, он сам по себе основа интерьера, в других, от сдержанной классики и почти до стерильного минимализма, — приятный акцент. Особый шик — мягкая мебель, дополненная новой обивкой из последней коллекции, и свет, как принято говорить, «из коллекции хозяина». Это привычное понимание осознанного потребления (зачем покупать новое, если есть старое) в последнее время расширилось благодаря... метавселенной, хотя, казалось бы, где тонетовский стул, а где метавселенная?!
Тренд реализуется по-разному, и тем очевиднее, что он будет только набирать обороты. Собственно, диджитал-интерьеры, существующие только в метавселенной, работают по аналогии с диджитал-модой, претендующей на нишу fast fashion. Иначе говоря, зачем покупать что-то ультрамодное, чтобы показаться в новинке один раз, если можно покрасоваться в соцсетях в digital-образе? Важно, что разработчики такой «одежды», например российская студия Sxema, подчеркивают именно эту интенцию — осознанное потребление, хотя не забывают и о вторичной (или первичной, как посмотреть) выгоде — удешевлении производства. То же касается и интерьеров. Они широко используются девелоперами и дизайнерами и как «бродилки» по объектам, которые реализованы или могут быть реализованы на заказ, и как концептуальные пространства, демонстрирующие идеологию авторов.
Впрочем, пока диджитал-интерьеры скорее история о маркетинге и дистрибуции, чего не скажешь о тренде на коллаборацию дизайнеров с искусственным интеллектом, нейросетями. При чем тут осознанное потребление? Ответ прост: при использовании ИИ создается меньше прототипов, отходы производства минимизируются, работа удешевляется, и результатом такой коллаборации становятся предметы, порой претендующие на звания арт-объектов.
В этом году Алексей Данилин разработал две линейки светильников для Maytoni, и, несмотря на довольно сложную форму, благодаря привлечению искусственного интеллекта продукты из коллекции с характерным названием Ai Collaboration удалось приспособить для массового производства.
Бренд Archipélago готовится со дня на день представить свою дебютную линию outdoor-мебели, над которой вместе с дизайнером Еленой Медведевой «трудятся» нейросети Midjorney и Stable diffusion.
В прошлом году на октябрьском арт-смотре в Париже всеобщее внимание привлекла совместная работа Гарри Нуриева, бренда Pierre Frey и ИИ — бархатные обивки, в точности имитирующие рисунок гобелена.
А в Стамбуле недавно открылся бутик Reflect Studio. В проекте студии Salon Alper Derinboğaz вообще вся мебель создана искусственным интеллектом, дизайнеры только немного адаптировали предметы, чтобы была возможность их физического воплощения.
Сомневаться не приходится: использовать диджитал-инструменты будут чаще и по-разному. И это хорошая новость сразу по двум причинам: ресурсов тратится меньше, а сам дизайн радует неожиданностью форм. Так что если в вашей квартире винтаж еще не соседствует с предметами, соавторами которых стали нейросети, поверьте, это ненадолго.
Скандинавский интерьер: от Дании к Японии
Скандинавский интерьер в вечном топе российского заказчика, безусловный тренд. Тактильный, спокойный, комфортный, мягкий, светлый — именно таким большинство хочет видеть свой дом, и эстетика самого уютного стиля идеально ему отвечает. Но и здесь ракурс сместился — помните, как буквально лет пять-семь назад все разговоры были о трудноуловимых отличиях хюгге от лагома? Основополагающие, как казалось тогда, понятия для скандинавского интерьера позабыты дизайнерами и заказчиками, теперь в мудбордах и референсах фигурируют совсем другие слова: джапанди (он же джапанордик) и мягкий минимализм.
Этимология первого слова очевидна — Japan и Scandi, то есть речь о миксе принципов японского и скандинавского представления о дизайне интерьера. В отличие от того самого «чистого сканди» здесь нет места бесконечным аксессуарам вроде свечечек и пледиков, в основе — чистота линий, низкие силуэты, необработанные или имитирующие таковые материалы вроде бетона, который невозможно представить себе в традиционно деревянном скандинавском интерьере, и, конечно, эстетика ваби-саби, то есть незавершенность, несовершенство, как и во всем в природе. По настроению это все тот же сканди — светлый, спокойный, мягкий.
Та же мягкость, то есть тактильность, соразмерность человеку, лежит в основе и другого стиля — мягкого минимализма. Тут все то же самое: лаконизм, самодостаточная мебель, минимум аксессуаров, но при этом никакой стерильности и бескомпромиссного монохрома классического минимализма. Это история о комфорте, построенном на полутонах.
Тактильность: крепость вместо кокона
Социальные потрясения меняют запросы общества — и дизайн интерьера не исключение, а почти первый маркер новой действительности: в своем доме мы хотим чувствовать себя защищенными от того, что происходит за его стенами. Пандемийный период ознаменовался резким взлетом букле — обивочная ткань с характерной мягкой фактурой стала буквально символом этих нескольких лет. Люди по всему миру, оказавшись запертыми в своих квартирах, вдруг поняли, что стильный, модный, эффектный интерьер — это, конечно, хорошо, но в первую очередь он должен давать новые тактильные ощущения, быть обволакивающим, буквально обнимающим. Большие мягкие диваны, кресла-коконы, пушистые ковры, то самое букле заняли первые строчки в продажах мебельных брендов — и в целом, конечно, запрос на «уютный эскапизм» сохраняется.
Однако сегодня нельзя не заметить другого, на первый взгляд прямо противоположного тренда — в центре внимания оказался металл. Количество новинок, завораживающих холодным блеском, отмечают все. И если раньше за металл в частном интерьере отвечала латунь теплого желтого оттенка, сегодня взгляд приковывает холодный алюминий.
На Миланской неделе дизайна в этом году были не только отдельные концептуальные новинки, но и масштабные инсталляции, полностью посвященные новому тренду. Студия Supaform под руководством Максима Щербакова показала проект The Mid-Century Journey. В пространстве виллы Борсани появился кабинет, обставленный металлической мебелью — из алюминия выполнено даже кресло. Объединить тренд на экологичность и металл вызвались норвежцы из компании Hydro, которые создали коллекцию объектов, демонстрирующих возможности первого в мире сплава, на 100% состоящего из переработанных материалов.
А в Париже работал павильон для игры в пинг-понг, открытый к Олимпийским играм: это пространство, полностью выкрашенное в серебристый оттенок, — результат коллаборации двух международных звезд Индии Мадави и Гарри Нуриева.
Безусловно, как всякий новый тренд, металл пока в частные пространства заходит аккуратно — на кресле из ал миния готов сидеть далеко не каждый, но интегрировать в интерьер характерный блеск можно и не так радикально. Отделки под металл — в центре внимания. В российской компании WoodStock, специализирующейся на древесине редких и экзотических пород, отмечают интерес к металлическим фактурам: «Вместо тяжелого металла с его трудозатратной обработкой мы предлагаем технологию «жидкого металла» — это невесомое покрытие, полностью повторяющее оригинальный эффект. Такое покрытие не только эффектно выглядит, но и значительно упрощает работу исполнителя — будь то мастерская, крупное производство или локальный дизайнер. Спектр использования почти неограничен: в декоре частных пространств древесина, обработанная «жидким металлом», появляется на стеновых панелях, фасадах, столешницах. В любом случае появление такого акцента — история о статусности».
Согласны с трендом и производители кухонь Giulia Novars. «Фасадные элементы мебели, выполненные с использованием натуральных металлов (нержавеющая сталь, латунь, медь, алюминий), — это безусловный мировой тренд. Технология изготовления из металла трудоемка и затратна, поэтому и стоимость изделий высока. Чаще всего клиенты заказывают их в качестве цветовых акцентов, но встречаются смелые проекты, в которых фасады кухни, например, выполнены полностью в меди. Обычно такие заказчики — ценители природных материалов и оригинальности, при этом их не пугает, что некоторые металлы с течением времени подвержены окислению и могут изменить внешний вид. Для тех, кто не боится экспериментов, но не готов к бюджету на натуральный металл, существует более демократичная альтернатива, разработанная нашими технологами, — отделка эмалями, имитирующими благородные материалы», — говорит генеральный директор Giulia Novars Александр Варанкин.
Почему дизайнеры вдруг обратились к металлу? Можно предположить, что дом-кокон мог компенсировать недостаток тактильных впечатлений и создать чувство защищенности от невидимой угрозы. Угрозы стали видимыми — сегодня нам нужен дом-крепость, в котором мы можем спрятаться, как за щитом.
Цвет: эволюция колорблока и персиковый пушок
Как всегда, Pantone декларирует не столько самый модный, иначе говоря, востребованный оттенок, сколько тренды дизайна вообще. Вот и на этот раз, обозначив цветом года Peach Fuzz, «персиковый пушок», аналитики сформулировали главные тенденции: экологичность (peach, персик), тактильность (fuzz, пух) и сложность. Дизайнеры и заказчики все реже выбирают чистые цвета, предпочитая что-то вроде Peach Fuzz — с описанием таким же затейливым, как сам оттенок: «привлекательный персиковый, сострадательный и заботливый, мягко расположенный между розовым и оранжевым».
Интересно, что подобные яркие теплые тона вроде абрикосового или розового появляются и в монохромных пространствах, и в контексте колорблока, то есть использования разных оттенков для зонирования помещения или просто в декоративных целях. На смену ярким контрастным сочетаниям приходит игра на полутонах: где раньше были активные желтый, красный и синий, сегодня пудровый и коричневый, голубой и светло-серый, Peach Fuzz и приглушенная зелень (именно последний вариант особенно часто появляется в проектах частных интерьеров).
Марина Нагель, сооснователь мебельной фабрики Neighbors, предполагает, что такой интерес к природным ярким оттенкам — результат турбулентных событий: «Людям необходим цвет, и такие акценты помогают заземлиться и успокоиться. Поэтому и мы сами при оформлении пространств наших шоурумов, как и дизайнеры, с которыми мы сотрудничаем, используем прием колорблока в актуальных оттенках, чтобы акцентировать внимание на деталях и сделать интерьер законченным. Так хорошие аксессуары завершают любой образ и делают его цельным».
Илья Щербач, сооснователь компании VitGarden, отмечает, что «клиенты все чаще выбирают нестандартные решения, стремясь подчеркнуть индивидуальность через цветовые решения в своих домах, и это открывает новые возможности для создания продукции, которая не только функциональна, но и эстетически совершенна». Безусловно, тренд находит выражение и в акцентах: мебель в актуальной гамме — в списках бестселлеров российских брендов.
Яна Каперис, основатель Bino Home, отмечает, что сложные цвета в сочетании с лаконичностью силуэтов — верный признак современного предметного дизайна: «Наши изделия просты по форме, минималистичны, поэтому в них допустимы необычные оттенки, изделие не смотрится перегруженно. Такой акцент в мебели — то, что «собирает» интерьер, становится визуальным центром композиции, особенно если речь идет о монохромных пространствах».
Согласны с трендом и в компании Divan.ru: «Сложные оттенки позволяют добавить глубину и характер интерьеру, делая его более интересным и многослойным. Отсюда и повышенный интерес к мебели в цветах персикового, серо-голубого, приглушенного зеленого: людям важны индивидуальность, эмоциональный комфорт и эстетика».
Может показаться, что главные тренды противоречат друг другу: где, например, металл, а где джапанди. Но на самом деле все они органично связаны. Потому что связующее звено — это современный человек, и он хочет жить в интерьере, который ему соответствует, отражает его индивидуальность. И именно для того, чтобы поспевать за еще несформулированными, но уже существующими запросами, трудятся дизайнеры, производители и аналитики. То, что нам нужно, и читается в трендах. Мы больше не боимся экспериментов и самовыражения, не хотим быть «как все», но во главе угла непоколебимо стоят вечные ценности: безопасность и комфорт.