От Бали до Берлина: четыре самые необычные и свободные школы со всего мира

Зеленая школа (Бали, Индонезия)
Первая Зеленая школа открылась в городе Убуд на острове Бали в 2008 году. Ее основатели, супруги Джон и Синтия Харди, рассказывают, что тогда они «еще понятия не имели, что делали, но были уверены в том, что хотели сделать что-то по-другому». Джон вырос в Канаде и из-за дислексии с детства испытывал проблемы с освоением материала, а позже не смог сдать вступительный тест в пожарное училище. В середине 2000-х супруги пытались подобрать школу для дочерей, до этого обучавшихся на дому, но в конце концов решили сами разработать программу.
По задумке Харди, в процессе обучения дети должны были получать «цельный образовательный опыт, в котором совмещались бы психологический, физический и эмоциональный аспекты». В 2006 году они получили от властей Индонезии разрешение на запуск «экологичной» школы. При разработке концепции Харди исходили из того, что пребывание в естественной среде и единство с природой способствуют повышению качества образования. Чтобы добиться этого, они решили построить помещения в школе из натуральных материалов (в основном бамбука), а обучение вести как в классах, так и на улице.
«Джон мечтал о прекрасных, магических школах, таких как «Хогвартс», где учился Гарри Поттер, — рассказывается на сайте проекта. — Ему хотелось, чтобы в Зеленой школе дети получали похожий опыт».
В учебной программе сделан акцент на воспитание самостоятельности и стремления преобразовывать действительность. Для этого учеников знакомят с разными методами активизма и рассказывают о глобальных проблемах. Образовательный процесс в школе основывается на четырех принципах: принципе относительности (любая дисциплина становится понятнее, когда ей обучают в контексте реальной жизни и окружающей среды), экспериментальном принципе (не говори, а делай), принципе действия (вместо того чтобы считать образование подготовкой к жизни, в Зеленой школе оно позиционируется как часть жизни) и принципе локальности/глобальности (если не можешь решить проблему в своей сфере, не поучай других, как им следует решать проблемы в своих областях).
За 17 лет отделения Зеленой школы открылись в Новой Зеландии, Южной Африке и Мексике, а многие ученики и выпускники школы стали известными активистами: например, Мелати и Изабель Вийсон запустили кампанию против использования полиэтиленовых пакетов в родном Бали, когда им было всего 10 и 12 лет соответственно, а Исами Саид Рашид гастролирует с группой, чтобы повысить осведомленность о лесных пожарах в Борнео. Руководители такой школы в ЮАР супруги Брандт, чьи дети посещали отделение на Бали, рассказали, что тот «уникальный опыт» полностью из- менил их представления об образовании.
Начальная школа Эрики Манн (Берлин, Германия)
Уникальность начальной школы имени немецкой писательницы — дочери лауреата Нобелевской премии Томаса Манна Эрики — состоит в том, что ее дизайн разработали сами ученики. Школа открылась более 100 лет назад, в 1914 году, и с тех пор ни разу не переезжала. В середине 2000-х руководство решило преобразовать стерильное и безликое пространство. Для этого к разработке дизайна привлекли студентов из архитектурной студии Baupoliten, которые совместно с учениками придумали новое оформление. Дети рассказывали дизайнерам, какой представляют себе идеальную школу, а те учитывали их советы.
Свою концепцию школьники и студенты основа- ли на вымышленной вселенной, которую придумали сами и назвали «миром серебряного дракона». В рамках нее пространство школы стало намного менее формальным и строгим, в нем появились необычные элементы — закутки и многоступенчатые поверхности разных форм и размеров, где дети могут учиться, отдыхать, играть, рисовать и заниматься своими делами. Часть открытых зон, придуманных самими школьниками, для комфорта покрыли поролоном, брезентом и разными на ощупь тканями.
Всего интерьер в необычной школе состоит из пяти «модулей» или типов поверхностей: лежанок, пещер, берлог, пьедесталов и столов с откидывающимися скамейками. Главное предназначение радикального переосмысления традиционного учебного пространства состоит в том, чтобы каждый ребенок смог подобрать такую позу для учебы и отдыха, которая была бы наиболее удобна конкретно ему. Кроме посадочных мест, дети и студенты разработали систему расположенных по всей школе отражателей, которые отзеркаливают свет из просторных окон и делают помещения уютнее. Постаменты в зоне отдыха окружили составленными из деревянных деталей «лепестками». Ученики могут переставлять их по своему усмотрению.
Новаторские дизайнерские решения в школе не ограничиваются посадочными местами. Например, в одной из зон на втором этаже, которая называется «Драконье сокровище», стены оборудованы магнитами, и дети могут цеплять к ним фрагменты разноцветной мозаики. А на третьем этаже находится галерея «Калейдоскоп» — в ней пространство визуально расширяется за счет множества зеркал, в которых отражаются развешанные на стенах рисунки учеников. По задумке дизайнеров, школьное пространство на концептуальном уровне должно отображать «дух серебряного дракона» — изменчивого, сверкающего и переливающегося.
На сайте студии Baupiloten школа Эрики Манн приводится в качестве примера того, как обучение может осуществляться в том числе и через дизайн: когда дети участвуют в разработке интерьера, у них формируется прочная связь с местом, где они учатся, и одновременно развиваются способности к самостоятельному мышлению.
Гимназия Эрестад (Копенгаген, Дания)
Основанная в 2005 году гимназия Эрестад стала одной из первых школ в мире, где обучение ведется с применением цифровых методов. Сейчас в гимназии учится около 1100 подростков от 16 до 19 лет. Все учебные материалы загружены в интернет и доступны в любое время. Однако не меньшую известность гимназии принесло необычное оформление внутреннего пространства: ее главное здание состоит из одного огромного помещения, оборудованного лестницами и поделенного на разные уровни с укромными закутками, книжными шкафами и проекторами. Это место, по задумке руководства гимназии, должно напоминать обычный город, в котором много людей одновременно занимаются разными делами.
Единое образовательное пространство в гимназии состоит из пяти этажей. На каждом располагаются зоны, которые отличаются по функционалу, площади, освещению и акустике: некоторые подходят для научных экспериментов, другие — для дискуссий в неформальной обстановке, третьи — для просмотра и последующего обсуждения документальных и художественных фильмов. Еще на этапе проектирования и строительства было принято решение облицевать стены помещения штукатуркой, которая поглощает звуки, чтобы шум с одного уровня не проникал на другой и не мешал учащимся. Для этой же цели рабочие пространства в школе покрыли коврами, которые к тому же способствуют неформальной обстановке.
Есть в гимназии и обычные классы, но их использование ограниченно. В основном и преподаватели, и ученики предпочитают оставаться в едином пространстве или заниматься на улице и экспериментировать с методами освоения материала. В том же ключе развиваются и отношения внутри гимназии: учителя стараются избегать привычного для их профессии образа представителей власти и скорее позиционируют себя как наставники. Такие методы, как и архитектурное устройство школы, в первую очередь нацелены на то, чтобы воспитать учеников как личностей и не загонять их в строгие рамки.
«Студенты должны не просто усваивать, но и производить знание, — объяснил ректор гимназии Аллан Кьер Андерсен. — Обычно половина уроков проходит в стандартных классах, а половина — в общем пространстве. Ученики делятся на группы. Иногда они делают фильм по теме, которую сейчас изучают. Вместо того чтобы сидеть и слушать, что диктует преподаватель, они учатся на своих условиях».
«Садбери Вэлли» (Фрэмингем, США)
К концу 1960-х годов у многих американских интеллектуалов выработалось критическое отношение к действующей власти и ее институтам: набирали силу антивоенное движение и движение за права темнокожих. Одновременно в академической среде формировалась концепция «свободной школы», в соответствии с которой учеба необязательно должна была проходить в условиях жесткого контроля. Именно тогда профессор физики Колумбийского университета Дэниел Гринберг и группа его единомышленников основали в городе Фрэмингем в штате Массачусетс «Садбери Вэлли» — место, которое по формату скорее напоминало коммуну близких по духу людей, нежели школу в привычном понимании.
В основу легла идея так называемого «самонаправленного образования», в ходе которого обучение происходит не по принуждению со стороны родителей и преподавателей, а естественным образом. Основатели «Садбери Вэлли» верили, что дети сами достаточно заинтересованы в освоении нового и не нуждаются в строгом контроле. Многие родители относились к такой концепции с недоверием и не стремились делать своих детей участниками радикального образовательного эксперимента. Однако за несколько десятилетий «Садбери Вэлли» доказала действенность новаторских методов. Сейчас модель, которая впервые начала применяться в Массачусетсе, используется в нескольких десятках школ по всему миру — от Японии до Бразилии, от Нидерландов до Израиля.
Главная особенность «Садбери Вэлли» состоит в том, что ученики каждый день сами решают, чем хотят заниматься. Разобраться в интересах и в том, какой способ получения знаний подходит каждому отдельному ребенку, для учеников этой школы так же важно, как усвоить сам материал. Дети могут читать, играть в видеоигры, готовить, сочинять музыку или стихи. Впрочем, нельзя сказать, что в «свободной школе» не существует совсем никаких ограничений: враждебное или некорректное поведение обсуждается на собраниях, по итогам которых путем голосования могут приниматься правила и запреты. Именно за эту процедуру «Садбери Вэлли» считают не только «свободной», но и «демократической». На собраниях ученики обладают равным правом голоса с учителями, а принятию любых ограничений обычно предшествуют уважительные, но бурные дискуссии.
Еще одна особенность школы состоит в том, что дети из разных возрастных групп свободно взаимодействуют друг с другом и не делятся строго по классам. Общение с более взрослыми учениками, по задумке идеологов «Садбери Вэлли», должно заменить детям привычную иерархическую оппозицию «ребенок — учитель».
«Младшие дети перенимают знания у старших, — объясняет психолог и попечитель школы Питер Грей, чей сын посещал «Садбери Вэлли» в 1980-х. — Они учатся читать, играя в игры, которые включают чтение, вместе с детьми, которые уже умеют читать. Одновременно старшие дети учатся заботе и ответственности и начинают осознавать себя как взрослых».