Где: Русский музей, корпус Бенуа (Санкт-Петербург)
Когда: до 2 декабря
Художественная энциклопедия, каталог всех известных человечеству средств передачи сообщений, от набатного колокола до соцсетей, «Весть», по словам заведующего отделом новейших течений Русского музея Александра Боровского, проект народный. В том понимании, что конструкция выставки одновременно напоминает популярные заведения (музеи эмоций, магии, теней), а также популярные развлечение (квесты), что предполагает архитектура экспозиции, поделившая пространство на ячейки-хранилища (архитектор Анна Ильина).
В первом зале выставки посетителя встречает небольшой, но представительный «музей вестей» — способы получения посланий: «Девятый вал» Айвазовского (1850) — благая весть — просвет среди грозовых туч, вавилонская башня современности — объект Аристарха Чернышева и Алексея Шульгина 3G International (2010) — гигантский айфон, закрученный в спираль, графика Шимона Окштейна «Колокол» (2000) — набат. Затем «Запорожцы» Репина (1880–1891), за углом прячется мейл-арт, cartes postales работы Ольги и Александра Флоренских и инсталляция Александра Дашевского «Ящики».
Казалось бы, достаточно для «общего развития», но дальше начинается самое интересное. Рассматриваются и буквально препарируются (разными художественными стилями и техниками) все мыслимые способы коммуникации, от сплетен до морской флажковой азбуки. Этот затейливый гипертекст, где непохожие объекты связаны ссылками — кураторскими текстами. В тексте логически увязаны такие, казалось бы, несовместимые высказывания, как монументальная бронза Матвея Манизера «Предупреждение поджигателям войны» (1950), «Без слов» Ивана Сотникова (1992) и объект Сергея Катрана «Нимфа» в виде изображений экрана смартфона на глиняных табличках. Чтобы «прочитать» «Весть», нужно время и терпение.