К сожалению, сайт не работает без включенного JavaScript. Пожалуйста, включите JavaScript в настройках вашего броузера.

Фотографии Маркова в Петербурге и «Передвижники» в Москве: главные выставки осени

Иван Шишкин, «Рожь» (ГТГ)
Иван Шишкин, «Рожь» (ГТГ)
К осени 2024 года музеи Москвы и Санкт-Петербурга подошли ответственно, сделав ставку на самообеспечение. Выставки-открытия нового сезона — результат вдумчивых изысканий в музейных коллекциях, переосмысление имеющихся художественных ценностей и новый, современный взгляд на них. Forbes Life рассказывает про главные проекты, которые стоит увидеть в сентябре, октябре и ноябре
«Лирическое рисование Давида Боровского»
Давид Боровский, «Монахиня» (Музей искусства Санкт-Петербурга XX–XXI)

«Лирическое рисование Давида Боровского»

Где: Музей искусства Санкт-Петербурга XX–XXI (Санкт-Петербург)

Когда: до 6 октября

Выставка представляет книжную графику. Художник Давид Боровский (1926–2004), выражаясь современным языком, визуализировал для читателей образы из книг Тургенева, Чехова, Короленко, Гончарова. Сегодня они выглядят немного старомодно, психологично, но изысканно. И хотя Давида Боровского иногда путают с тезкой — московским театральным художником Давидом Боровским (у них разные отчества), он связан с ним только серией работ, посвященных балетным артистам.

При этом в биографии петербургского художника было много социального заказа на изображение партийных вождей и передовиков производства. «Папа был глубоко безыдейным, но это был очень хороший заработок, — вспоминает его сын,  искусствовед Александр Боровский. — Отошел он от этой работы только к началу 1990-х, посвятив себя живописи». Выставка Давида Боровского показывает настоящего, очень талантливого художника на фоне и в обстоятельствах своей эпохи.

«Город сказка»
Сергей Борисов, «Полет» (Ruarts)

«Город сказка»

Где: Московский музей современного искусства (Москва)

Когда: до 20 октября

При поддержке фонда Ruarts на площадке Московского музея современного искусства на Гоголевском бульваре идет выставка «Город сказка», объединившая работы двух современных российских фотографов — Сергея Борисова и Михаила Розанова.

Показывают городские пейзажи. В случае Розанова это тщательно выверенные, строгие и в основном безлюдные композиции, в которых акцент делается на архитектуру, а снимки Борисова —  ироничные зарисовки Москвы рубежа XX–XXI веков, в которых ткань города всегда служит фоном для человека. В экспозицию вошло более 40 работ Михаила Розанова из восьми разных серий, которые создавались на протяжении 10 лет. Творчество Сергея Борисова представлено более чем полусотней снимков с конца 1980-х и до настоящего времени.

«Седьмое небо»
Дмитрий Марков, «Юрьевец» (Anna Nova)

«Седьмое небо»

Где: галерея Anna Nova (Санкт-Петербург)

Когда: до 20 октября

Дмитрий Марков — один из самых известных фотохудожников России, которого не стало зимой 2024 года. В его фокусе внимания было то, что принято называть словом хтонь. Однако у него был «принципиальный и жалостливый взгляд» на действительность и людей, существующих в ней. Волшебным образом обшарпанные панельные дома, заброшенные промзоны, ржавые железные гаражи, хаотично разбросанные  бетонные блоки с торчащей арматурой, ЖКХ-арт в убогих сквериках — зловещие крокодилы Гены и опустившиеся Змеи Горынычи — и населяющие эти пространства чумазые дети, продавщицы в леопардовых леггинсах, утомленные жизнью работяги, алкоголики, паломницы в белых платочках, влюбленные парочки, собаки, кошки и голуби складываются  в сюжеты, излучающие мощнейшую поэзию.

В сущности из каждой фотографии Маркова можно «вытянуть» целую историю. Наверное, поэтому его работы любят и ценят люди полярно противоположных взглядов, а известность его была народной — он получил ее благодаря социальным сетям. Дмитрий Марков страдал от наркозависимости и делал многое, чтобы проблемы таких людей решались. По его инициативе был создан реабилитационный центр для подростков с наркозависимостями в Нижнем Новгороде, который теперь носит его имя.

«Каприччио»
Леонид Цхэ, «Без названия» (Vladey)

«Каприччио»

Где: Vladey на Неглинной (Moсква)

Когдадо 25 октября

В пространстве Vladey на Неглинной идет выставка новых работ Леонида Цхэ. Цикл «Каприччио» посвящен человеческим объятиям. В большинстве произведений Цхэ есть узнаваемый сюжет, чаще всего отсылающий к библейскому канону. Впрочем, для Цхэ важнее всего его собственный художественный язык: «Я стараюсь избегать сюжета, потому что это может превратиться в иллюстрацию. Нужен какой-то баланс, чтобы фигура не стала рассказом». На его взгляд, пространство и композиция гораздо важнее.

«Когда я в музее смотрю на картины старых мастеров, обращаю внимание на то, как ведут себя силуэты в отношении тона и глубины пространства, как все это вместе, в сочетаниях работает — возникают какие-то совершенно волшебные вещи», — говорит Леонид Цхэ.

«О.Н.И. Фотоэксперименты Новой академии изящных искусств Тимура Новикова»
Денис Егельский, «Гимн Петербургу» (Росфото)

«О.Н.И. Фотоэксперименты Новой академии изящных искусств Тимура Новикова»

Где: выставочный зал Росфото (Санкт-Петербург)

Когда: до 4 ноября

Проект представляет работы участников Новой академии изящных искусств художников Тимура Новикова, Дениса Егельского, Стаса Макарова, Андрея Медведева и Егора Острова, возникшие в результат экспериментов со старинными фотографическими техниками, такими как гуммипигментная печать, фотолитография и фототипия —  того, что принято называть светописью.

Получившиеся фото — портреты Дениса Егельского, виды Петербурга с ангелами на зданиях, благодаря колористике выглядящие скорее как римские пейзажи авторства Станислава Макарова, фотонатюрморты Егора Острова из серии Vanitas — выглядят неожиданно для новых академистов. В работах отсутствует вызов. Но, как и положено Академии, каждое произведение проработано едва ли не до абсолюта.

«Весть»
Арт-группа «ГрОМ», «Информационная шахта» (ГРМ)

«Весть»

Где: Русский музей, корпус Бенуа (Санкт-Петербург)

Когда: до 2 декабря

Художественная энциклопедия, каталог всех известных человечеству средств передачи сообщений, от набатного колокола до соцсетей, «Весть», по словам заведующего отделом новейших течений Русского музея Александра Боровского, проект народный. В том понимании, что конструкция выставки одновременно напоминает популярные заведения (музеи эмоций, магии, теней), а также популярные развлечение (квесты), что предполагает архитектура экспозиции, поделившая пространство на ячейки-хранилища (архитектор Анна Ильина).

В первом зале выставки посетителя встречает  небольшой, но представительный «музей вестей» — способы получения посланий: «Девятый вал» Айвазовского (1850) — благая весть — просвет среди грозовых туч, вавилонская башня  современности — объект Аристарха Чернышева и Алексея Шульгина 3G International (2010) — гигантский айфон, закрученный в спираль, графика Шимона Окштейна «Колокол» (2000) — набат. Затем «Запорожцы» Репина (1880–1891),  за углом прячется мейл-арт, cartes postales работы Ольги и Александра Флоренских и инсталляция Александра Дашевского «Ящики».

Казалось бы, достаточно для «общего развития», но дальше начинается самое интересное. Рассматриваются и буквально препарируются (разными художественными стилями и техниками) все мыслимые способы коммуникации, от сплетен до морской флажковой азбуки. Этот затейливый гипертекст, где непохожие объекты  связаны ссылками — кураторскими текстами. В тексте логически увязаны такие, казалось бы, несовместимые высказывания, как монументальная бронза Матвея Манизера «Предупреждение поджигателям войны» (1950), «Без слов» Ивана Сотникова (1992) и объект Сергея Катрана «Нимфа» в виде изображений экрана смартфона на глиняных табличках. Чтобы «прочитать» «Весть», нужно время и терпение.

«Текстильная столица. Символизм и метафоры»
Галина Смирнская, из проекта «Аксиома»

«Текстильная столица. Символизм и метафоры»

Где: «Текстиль-Профи» (Иваново)

Когда: с 21 сентября по 11 ноября

Выставка «Текстильная столица. Символизм и метафоры» входит в программу фестиваля современного искусства «Первая фабрика авангарда», который в этом году проходит в Иванове с 19 сентября по 5 октября. Цель проекта — переосмысление ивановского культурного наследия 1920–1930-х годов. Его площадкой стал памятник архитектуры эпохи конструктивизма — торговый комплекс «Текстиль-Профи» (бывший прядильный корпус фабрики «Красная Талка», который в этом году отмечает 100-летие).

Экспозиция состоит из пяти частей. Среди них — проект художника Галины Смирнской «Аксиома». Это фотоработы, вдохновленные эскизами Варвары Степановой и манифестом Казимира Малевича, своеобразная дань уважения художникам начала прошлого столетия. Также показывают съемки творческого объединения PARI «Мифы и легенды текстильной столицы», материалы из фондов Музея архитектуры имени Щусева, современные фотографии Александра Бормотина и Натальи Летуновой. Дополняют экспозицию образцы авангардных паттернов из коллекции Музея ивановского ситца.

«Рисунки Вейсберга. Из новых поступлений»
Владимир Вейсберг, «Лежащая обнаженная с согнутыми коленями» (In Artibus)

«Рисунки Вейсберга. Из новых поступлений»

Где: Фонд In Artibus (Москва)

Когда: с 27 сентября

Фонд In Artibus коллекционера Инны Баженовой решил отметить 10-летие выставкой Владимира Вейсберга. Летом 20 его произведений из собрания фонда участвовали в проекте в Пушкинском музее. Предстоящая выставка на собственной площадке станет для In Artibus четвертой, посвященной творчеству художника, чей столетний юбилей отмечается в этом году.

С ретроспективы Владимира Вейсберга фонд начинал свою деятельность в 2014 году и его искусство стало своего рода камертоном деятельности фонда. Экспозиция будет составлена из новых работ, поступивших в коллекцию Инны Баженовой за последние два года. В ее собрании графика Вейсберга представлена периодами с начала 1960-х по 1980-е годы и четырьмя основными жанрами: портрет, обнаженная натура, пейзаж, натюрморт.

«Передвижники»
Григорий Мясоедов, «Земство обедает» (ГТГ)

«Передвижники»

Где: Третьяковская галерея (Москва)

Когда: с 30 октября 2024 года 

«Передвижников» Третьяковская галерея представляет как главный проект 2024 года — это первая масштабная ретроспектива наследия Товарищества передвижных художественных выставок  за последние полвека и выставка открытия нового корпуса музея на Кадашевской набережной. Обещают как хрестоматийные работы, так и малознакомые широкой публике произведения Перова, Репина, Сурикова, Шишкина, Саврасова, Крамского, Поленова и других классиков русской живописи.

«Неизвестный Щукин. Не только новое искусство»
Маска чехла египетской мумии (ГМИИ имени А.С. Пушкина)

«Неизвестный Щукин. Не только новое искусство»

Где: ГМИИ имени А.С. Пушкина (Москва)

Когда: с 25 ноября 

Новый проект Пушкинского музея «Неизвестный Щукин» раскрывает малоизвестную грань знаменитого собрания Сергея Щукина. Если на выставке-блокбастере 2019 года показывали работы импрессионистов и модернистов от Пикассо и Матисса до Ренуара и Гогена, то на этот раз звездных имен и громких шедевров ждать не приходится. Это подчеркивается в подзаголовке проекта — «Не только новое искусство».

Сергей Щукин собирал картины старых мастеров, памятники культуры Древнего Египта, Китая и Японии, коллекционный фарфор и древнерусские иконы, а также покупал в Париже африканские статуэтки. Сегодня части его коллекции разбросаны по разным музеям страны. Собрав их воедино, куратор Алексей Петухов решил построить экспозицию как своего рода путешествие по цивилизациям и странам, реконструируя диалог между культурами и эпохами, который более 100 лет назад велся в интерьерах щукинского дома.

Выставку собрания Сергея Щукина можно рассматривать и как новую главу в исследовании собирательской страсти братьев Щукиных. Восточную коллекцию Петра Щукина показывают до 17 ноября в Музее востока: 200 предметов, от китайской посуды, иранской мебели, ковров и тканей до раджпутских и персидских рукописей, невероятной выразительности и сохранности миниатюры из могольской рукописи Бабур-Наме.

Мы в соцсетях:

Мобильное приложение Forbes Russia на Android

На сайте работает синтез речи

иконка маруси

Рассылка:

Наименование издания: forbes.ru

Cетевое издание «forbes.ru» зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, регистрационный номер и дата принятия решения о регистрации: серия Эл № ФС77-82431 от 23 декабря 2021 г.

Адрес редакции, издателя: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Адрес редакции: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Главный редактор: Мазурин Николай Дмитриевич

Адрес электронной почты редакции: press-release@forbes.ru

Номер телефона редакции: +7 (495) 565-32-06

На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети «Интернет», находящихся на территории Российской Федерации)

Перепечатка материалов и использование их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, возможны только с письменного разрешения редакции. Товарный знак Forbes является исключительной собственностью Forbes Media Asia Pte. Limited. Все права защищены.
AO «АС Рус Медиа» · 2024
16+