К сожалению, сайт не работает без включенного JavaScript. Пожалуйста, включите JavaScript в настройках вашего браузера.

Судьба атомной бомбы и «Пиковая дама»: что готовят оперные театры в новом сезоне

«Пиковая дама» (Фото Пермского театра оперы и балета)
«Пиковая дама» (Фото Пермского театра оперы и балета)
Впервые за последние 20 лет Большой театр не представил к началу сезона премьерный план: его директор Валерий Гергиев предпочел говорить о глобальном видении репертуара и любимых произведениях. Теперь Большой, вероятно, будет представлять спектакли по мере готовности, как это много лет практикуется в Мариинском театре. Новых постановок в целом стало меньше, а круг исполнителей сузился. Музыкальный обозреватель Марина Гайкович — о немногочисленных премьерах нового сезона
«Так поступают все женщины?»
DR

«Так поступают все женщины?»

Когда: 19–21 сентября

Где: Нижний Новгород, концертный Пакгауз

Нижегородский оперный театр продолжает линию моцартовских опер, начатую в прошлом сезоне «Похищением из Сераля» в утонченной постановке режиссера Екатерины Одеговой. Сейчас же в Концертном пакгаузе на Стрелке (новая сцена театра, созданная архитектором Сергеем Чобаном) будет представлена следующая партитура композитора «Cosi fan tutte», или «Так поступают все женщины».

Режиссер Елизавета Мороз ставит в конце заголовка знак вопроса, выражая сомнения в моцартовском утверждении. Опера о природе верности и влюбленности, с привычной зрителю XVIII века игрой в переодевание, сегодня требует режиссерского подхода. Постановочная команда находит решение в виртуальном мире: герои спектакля — офисные работники, уже наши современники, — будут разбираться в реальности своих чувств. В партии Фиордилиджи заявлена Надежда Павлова, и это отдельное удовольствие, особенно в компании с дирижером Дмитрием Синьковским.

«Доктор Атом»
Екатерина Кристова·«Новая Опера»

«Доктор Атом»

Когда: 3 октября

Где: Москва, «Новая Опера»

Опера американского композитора Джона Адамса «Доктор Атом» уже однажды прозвучала в концертном исполнении на сцене «Новой Оперы». Спустя полтора года театр решил закрепить успех. Партитура, посвященная фигуре Роберта Оппенгеймера, представляет ключевой этап в жизни ученого — испытание атомной бомбы. Вторым планом идет дискуссия, в том числе в мыслях самого Оппенгеймера, о нравственной стороне изобретения: он, как никто другой, понимает последствия и не может не оценивать их. Поставить насыщенную музыкальными событиями партитуру оперы взялся один из лучших на сегодня российских специалистов по новой музыке, дирижер Федор Леднев.

«Пиковая дама»
Пермский театр оперы и балета

«Пиковая дама»

 Когда: 11 октября

Где: Пермь, Пермский театр оперы и балета

Пермский театр оперы и балета продолжает реставрацию сочинений Петра Ильича Чайковского. За последние несколько сезонов в репертуаре появились новые «Иоланта» и «Евгений Онегин». Третьей станет «Пиковая дама», завершающая триаду оперных шедевров композитора.

В выборе постановочной команды театр не слишком оригинален: вновь приглашен Владислав Наставшевс, автор двух с восторгом принятых публикой и критикой постановок в этом театре. Его «Бал-маскарад» был номинирован на «Золотую маску», как и «Евгений Онегин», за которого режиссера наградили премией. В качестве дирижера-постановщика приглашен Михаил Татарников, который как раз в «Онегине» показал нетривиальное чутье к театральной природе партитуры.

«Медея»
МАМТ

«Медея»

Когда: 13 ноября

Где: Москва, Музыкальный театр им.
Станиславского и Немировича-Данченко

Музыкальный театр время от времени возвращается к спектаклям, поставленным когда-то на паузу. Пару лет назад в репертуаре снова появилась «Хованщина» Мусоргского, а этой осенью настало время «Медеи» Керубини. Спектакль Александра Тителя, во многом благодаря двум солисткам, — Хибле Герзмавой и Наталье Мурадымовой, — на премьере в 2015 году имел потрясающий успех, логично принесший театру очередную «Золоту маску». А Герзмава получила персональную «Маску» за Медею. В образе одинокой и гордой женщины, которая каждый день выходит на берег моря, чье бушевание сдерживают бетонные блоки, певица и правда была хороша, и виртуозная партия Медеи была ей под стать. Примадонна решила вернуть себе эту партию — и театр, очевидно, с удовольствием, восстанавливает спектакль.

«Русские сезоны»
Концертный зал имени Чайковского

«Русские сезоны»

Когда: 4 декабря

Где: Москва, Концертный зал имени Чайковского

Московская филармония, пусть и на один вечер, вернет на сцену другой шедевр — «Русские сезоны» Леонида Десятникова, когда-то звучавшие в Москве регулярно, поскольку одноименный балет с этой музыкой шел в Большом. Написана партитура, впрочем, была не для театра, а для скрипача Гидона Кремера, известного пристрастием к новым программам («Русские сезоны» он планировал в пандан к другим скрипичным циклам). Десятников создал что-то вроде сюиты или концерта для скрипки, оркестра и голоса, эстетски преломив в музыке материал народной песни.

Музыковед Ярослав Тимофеев выбрал «Русские сезоны» для своего абонемента «Вещь в себе»: звучание музыки предваряет рассказ о ее устройстве и тайнах. Исполнят партитуру Филипп Чижевский и его оркестр Questa Musica, скрипач Даниил Коган и певица Яна Иванилова, чей голос звучал и в то время, когда балет шел в Большом театре.

«Ванесса»
Сергей Ведяшкин·Агентство «Москва»

«Ванесса»

Когда: 19 января 2025

Где: Москва, «Новая Опера»

Крещенский фестиваль в театре «Новая Опера» откроет российская премьера оперы американского композитора Самюэля Барбера «Ванесса». Выбор для сегодняшнего репертуара, казалось бы, не слишком очевидный: Барбера у нас совсем не знают, за исключением единственного печального Адажио для струнных, да и опера эта в число безусловных шедевров прошлого века не входит. Тем не менее она шла и в нью-йоркском Метрополитен Опера, и по эту сторону Атлантики, например, на Глайндборнском фестивале.

Сюжет, на первый взгляд, мелодраматичен — не кровь и любовь, но измена мужчины и одиночество женщины. И именно за одиночество, или затворничество, цепляется директор театра, пригласив в качестве постановщика режиссера Дмитрия Волкострелова, исследователя пограничных состояний психики, судя по его оперной работе в «Человеческом голосе» Франсуа Пуленка.

«Андре Шенье»
Музыкальный театр им. Станиславского и Немировича-Данченко

«Андре Шенье»

Когда: март 2025

Где: Москва, Музыкальный театр им.
Станиславского и Немировича-Данченко

Александр Титель представит публике оперу итальянского композитора Умберто Джордано «Андре Шенье» — романтизированную историю поэта, казненного во времена Великой французской революции. На российской сцене сочинения Джордано появляются редко. Опера «Андре Шенье» известна тем, что в заглавных партиях блистали лучшие тенора мира, от Карузо до Каррераса. В Музыкальном театре партитуру ставят в расчете на собственных солистов — Николая Ерохина и Нажмиддина Мавлянова. Сценографическое решение спектакля разрабатывает знаменитый театральный художник Александр Боровский, что само по себе приманка для зрителя.

Мы в соцсетях:

Мобильное приложение Forbes Russia на Android

На сайте работает синтез речи

Рассылка:

Наименование издания: forbes.ru

Cетевое издание «forbes.ru» зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, регистрационный номер и дата принятия решения о регистрации: серия Эл № ФС77-82431 от 23 декабря 2021 г.

Адрес редакции, издателя: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Адрес редакции: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Главный редактор: Мазурин Николай Дмитриевич

Адрес электронной почты редакции: press-release@forbes.ru

Номер телефона редакции: +7 (495) 565-32-06

На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети «Интернет», находящихся на территории Российской Федерации)

Перепечатка материалов и использование их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, возможны только с письменного разрешения редакции. Товарный знак Forbes является исключительной собственностью Forbes Media Asia Pte. Limited. Все права защищены.
AO «АС Рус Медиа» · 2024
16+