Картина с чердака за $1,4 млн и резкий спад продаж аукционов: новости арт-рынка
Новости рынка: продажи аукционов за полгода 2024 упали на 29,5%
Портал Artnet подвел финансовые итоги функционирования арт-рынка за первую половину 2024 года. Суммарный объем аукционных продаж искусства за отчетный период составил $5,05 млрд, демонстрируя спад на 29,5% по сравнению с первой половиной 2023 года. В рейтинге 100 самых дорогих художников число женщин-художниц за год выросло до 10 человек. Больше всего ($2,2 млрд) на искусство тратят в США, которые по этому показателю обгоняют Великобританию в 2,5 раза. Спрос на работы ультрасовременных авторов (к этой категории портал относит тех, кто родился после 1974 года) за год упал на 39%. За отчетный период объем аукционных продаж в данной категории составил $164,8 млн. Число успешно реализованных лотов дороже $10 млн на торгах упало на 30%. Средний чек на аукционах составил $27 301.
Предстоящие аукционы: тиражные работы Шишкина, Хокусая и Малевича
Московский аукционный дом проведет 21 сентября тематические торги «Русская дорога», лотами которых станут 20 произведений отечественных художников с суммарным эстимейтом в 14 млн рублей. Список топ-лотов предстоящего аукциона возглавляет подборка офортов Ивана Шишкина. Среди них — работа 1885 года под названием «Опушка». Стартовая цена лота — 60 000 рублей. Лист из альбома «60 офортов профессора И. И. Шишкина, изданного в Петербурге при участии самого художника. «Если за «Утро в сосновом лесу» могли заплатить 4000 рублей, непомерные по тем временам деньги, то авторский офорт Шишкина, отпечатанный под наблюдением самого автора, был доступен любому: и состоятельному человеку, и представителю среднего класса», — отмечает Сергей Подстаницкий, соучредитель Московского аукционного дома. На торги также выставлены графические работы Бориса Кустодиева, Эрнста Неизвестного.
В этом месяце Christie’s и Bonhams на фоне всплеска интереса к творчеству Хокусая активно продают работы художника. В марте прошлого года на нью-йоркских торгах Christie’s полный комплект цикла «Тридцать шесть видов горы Фудзи» был продан за рекордную для произведений японского мастера сумму в $3,5 млн. Тогда же отдельный экземпляр «Большой волны в Канагаве» ушел с молотка за $2,7 млн, существенно превысив эстимейт в $500 000–700 000. Похожий экземпляр из частной японской коллекции с аналогичной оценкой Christie’s выставит на продажу 17 сентября. Торги Bonhams пройдут днем позже, а эстимейт второго экземпляра «Большой волны в Канагаве» будет несколько выше: $700 000–900 000. Судя по всему, оба аукционных дома рассчитывают на новый рекорд.
В этом месяце на английские торги Hansons Auctioneers попадут 10 тиражных работ Сальвадора Дали, найденные в лондонском гараже. По словам представителей аукционного дома, их пригласили оценить предметы антиквариата в доме клиента, а на коробку с литографиями Дали и французского художника Тео Тобиасса они наткнулись случайно: о них никто не вспоминал практически полвека. Как оказалось, работы были куплены в 1970-е годы в лондонской галерее. За все владельцы заплатили порядка £500. Теперь это верхний предел эстимейта для каждой из 10 работ Дали. Текущий аукционный рекорд на тиражные работы художника составляет $56 000. Он был установлен весной прошлого года на аукционе Osenat. Торги Hansons намечены на 30 сентября.
12 сентября аукционный дом «Литфонд» проведет торги раритетов из собрания Альберто Сандретти, коллекционера, мецената, Почетного консула России в Венеции, много лет покровительствовавшего российскому искусству и российским художникам. После смерти Сандретти в 2019 году его большое собрание в две с лишним тысячи предметов, которое художник Никита Алексеев называл культурной энциклопедией, стали распродавать наследники. На торги «Литфонда» выставлены подборка выпусков конструктивистского журнала «Бригада художников», книга историка Николая Пунина «Первый цикл лекций, читанных на краткосрочных курсах для учителей рисования. Современное искусство» (1920 год) с обложкой Казимира Малевича и издание цикла рисунков и картин «Расея» Бориса Григорьева 1918 года.
Прошедшие аукционы: картина с чердака продана за $1,4 млн
В ходе проходивших в конце августа американских торгов Thomaston Place приписываемый Рембрандту женский портрет был продан за $1,4 млн. Эстимейт лота составлял всего $10 000–15 000. Картина XVII века была обнаружена на чердаке поместья в Кэмдене (США, штат Мэн) в ходе стандартной процедуры оценки имущества. Согласно этикетке на обороте, в 1970 году работа была одолжена владельцем на выставку в Художественном музее Филадельфии и экспонировалась как работа Рембрандта. Тем не менее на торги работа была выставлена как портрет, выполненный «по мотивам Рембрандта».
Ярмарки: главные продажи Frieze Seoul и Armory Show
C 4 по 7 сентября в Сеуле проходил третий выпуск Frieze Seoul. Всего в ярмарке приняло участие порядка 120 галерей. По оценкам экспертов, средняя цена почти не превышала отметки в $500 000. На сеульской площадке галерея Pace одновременно с открытием ярмарки запустила выставочный проект, объединивший абстракции Марка Ротко и Ли Уфана. На Frieze Seoul из этой пары попали только произведения Уфана. Одна из его работ была продана на второй день за $1,2 млн. Кроме того, со стенда галереи ушла небольшая бронзовая скульптура LOVE Роберта Индианы. Цена составила $550 000. Самым большим успехом галереи Hauser & Wirth стала продажа картины Николаса Парти за $2,5 млн. Со стенда мегагалереи Thaddaeus Ropac за €1 млн ушла картина Георга Базелица.
Юбилейная 30-я ярмарка Armory Show проходила в этом году с 6 по 8 сентября. В Нью-Йорке собрались более 235 галерей. Одной из самых дорогих проданных работ оказалась картина Яеи Кусамы за $800 000 со стенда Victoria Miro. О продаже полотна Роберта Мазервелла за $825 000 в день предпоказа отчиталась галерея Kasmin. Цена бронзовой работы Ай Вэйвэя, которая выставлялась на стенде Tang Contemporary Art, составила $450 000. Галерея Berry Campbell успешно продала абстракцию Линн Дрекслер 1977 года за $450 000. За $65 000 в день открытия со стенда Nara Roesler ушла работа Вика Муниса.
Новые пространства галерей, отмена набора в «Базу», открытие blazar
Основанная летом прошлого года онлайн-галерея Shift обзавелась собственным пространством на Тверской. «В достаточно консервативном российском арт-бизнесе онлайн вряд ли когда-то полностью вытеснит офлайн, — говорит основательница галереи Дарья Кузнецова. — Конечно, после года работы мы ощутили необходимость в своем пространстве». Проектом открытия стала выставка «Личные обстоятельства» (до 10 ноября), объединившая работы всех 16 художников, с которыми на настоящий момент работает Shift. Куратор Андрей Василенко отобрал произведения, объединенные темами вынужденного эскапизма и замкнутости. Галерея принимает посетителей по предварительной записи.
На «Винзаводе» с 12 сентября открывается собственное пространство нижегородской галереи FUTURO. В Москве галерея показывает проект арт-группы NONSNS под названием «Быть в искусстве». На ярмарке молодого искусства blazar, которая стартует в Музее Москвы 12 сентября, галерея будет показывать работы Дани Пирогова и Александры Павловской.
В соцсетях Института современного искусства «База», основанного в 2011 году Анатолием Осмоловским и Светланой Басковой, появилось сообщение, что в этом году набор нового курса не состоится. Заявки принимались с середины августа. Накануне сообщалось о проведении на площадке института обысков.
Судьба шедевров: неизвестная Джентилески и невыездной Ватто
В США показывают картину Артемизии Джентилески, которая хранилась в частном собрании 400 лет. Работу 1625 года под названием «Кающаяся Мария Магдалина» недавно приобрел Художественный музей Кимбелла в Форт-Уэрте (США, штат Техас). В XVII веке картина была куплена Фернандо де Риберой, третьим герцогом Алькала-де-лос-Гасулес и вице-королем Неаполя, и хранилась в его фамильном имении в Севилье. После смерти герцога в 1637 году картина была передана его наследникам, затем ее следы затерялись. О точном местонахождении работы ничего не было известно до 2001 года, когда «Мария Магдалина» возникла на парижских торгах Tajan. Покупателем стал анонимный коллекционер, который 20 лет спустя перепродал картину нью-йоркской галерее Adam Williams Fine Art, у которой ее и купил музей. В том же 2021 году было опубликовано исследование историка искусства Джесси Локера, в котором доказывается, что картина — оригинал работы Джентилески. Текущий аукционный рекорд на произведения художницы составляет $5,3 млн.
Правительство Великобритании наложило временный запрет на вывоз из страны картины Антуана Ватто «Сон художника» (1710), стоимость которой составляет £6 млн. У английских музеев есть время до ноября, чтобы собрать необходимые средства для выкупа шедевра. Специальная комиссия, выдавшая запрет на экспорт, подчеркивает значимость полотна для страны: в 1736 году его купил сэр Роберт Уолпол, первый премьер-министр Великобритании. Долгие годы картина украшала спальню его жены в резиденции на Даунинг-стрит. В 1959 году полотно было продано на торгах Sotheby’s за £1200. Впоследствии оно еще раз поменяло владельца и с 1993 года находится в частном собрании. С чем именно связан риск того, что «Сон художника» может быть вывезен за пределы Великобритании, на сайте ведомства не сообщается.