К сожалению, сайт не работает без включенного JavaScript. Пожалуйста, включите JavaScript в настройках вашего браузера.

Из советского прошлого: как обломки снесенных построек становятся модными объектами

Мурал на стене трубопрокатного цеха Волжского трубного завода (Фото Даниила Анненкова)
Мурал на стене трубопрокатного цеха Волжского трубного завода (Фото Даниила Анненкова)
Паблик-арт — искусство, нацеленное на взаимодействие с окружающим пространством, один из самых эффективных и недорогих инструментов преобразования городской среды. Оказывается, переработке подлежит не только старая бумага и одежда, но и фрагменты архитектуры прошлых лет: находчивые архитекторы изымают их из груды обломков и превращают в артефакты

Сегодня трудно представить себе новый музей современного искусства, библиотеку или научный центр, перед которым архитекторы не запланировали установить паблик-арт объект. Как перед ГЭС-2 в Москве стоит скульптура Урса Фишера, перед Биржей фонда Пино в Париже — объект Джузеппе Пеноне, перед музеем современного искусства в Стамбуле — Тони Крэгг. Но оказывается, в роли современных объектов могут выступать и старые советские мозаики, и настенные панно, и фрагменты дореволюционных павильонов, и сами производственные корпуса.

Трубопрокатный цех Волжского трубного завода
Даниил Анненков

Трубопрокатный цех Волжского трубного завода

Чтобы уличное искусство работало эффективно, важно определить и его место в городе, и его объем влияния, считает Александр Салов, сооснователь архитектурного бюро Osetskaya.Salov. Например, недавно его бюро завершило работу над обновлением трубопрокатного цеха №2 Волжского трубного завода. На фасады промышленного здания архитекторы нанесли крупные графические элементы, использовали зеркальные материалы в отделке и создали объекты необычных форм.

Характерные приемы паблик-арта нацелены на изменение восприятия объекта, превращая завод в арт-пространство, а рабочих-металлургов — в зрителей. «В определенном смысле каждый из нас может стать автором художественного произведения, где даже неаккуратно брошенный пакет по силе художественного высказывания будет соразмерен «Большой глине №4». Главное, чтобы автор осознанно заложил эти смыслы в свое произведение», — говорит Салов.

Фойе Moscow Towers
UNK interiors

Фойе Moscow Towers

«Мы возвращаемся к монументальному искусству с долгим сроком жизни, со сложной техникой производства, технологичному и дорогому», — рассказывает архитектор и основатель компании UNK interiors Юлия Тряскина. Она уверена, что работа с историческим наследием подразумевает многослойность мышления и восприятия, поэтому следы прежней идеологии могут быть сохранены как исторический код, приметы времени.

«Сегодня проекты должны быть наполнены новыми смыслами, пригодными для современного восприятия», — говорит Тряскина. Архитекторы UNK interiors провели собственное исследование в московском Сити и поняли, что общественным пространствам делового района не хватает крупных арт-объектов, а среде — смысловой нагрузки. Так возник проект в пространстве фойе одной из башен Moscow Towers. Для этого среди художников провели творческий конкурс, в результате к созданию объекта монументального искусства привлекли мультидисциплинарного художника Андрея Бергера, архитектора по образованию.

Променад жилого комплекса у метро «Динамо»
MR group

Променад жилого комплекса у метро «Динамо»

Отреставрированные мозаичные панно 1960-х годов работы Эльвиры Жерносек «Спорт» и Мартуни Потикяна «Спорт и дети» украсили променад жилого комплекса «Царская площадь» недалеко от метро «Динамо». Автором проекта благоустройства выступило бюро Wowhaus. Восстановленные объекты культурного наследия сформировали визуальный образ территории жилого комплекса.

Архитекторы встроили в общую композицию достопримечательности, пришедшие из двух эпох: Царский павильон времен Александра III и фрагменты стадиона «Юных пионеров», открытого в 1934 году. Удалось восстановить знаковые элементы стадиона: часть ограждения и два мозаичных панно. Сохраненная стена бывшего стадиона «Юных пионеров» была расписана граффити командой художников Raskrasimvse.

Панно для музея в Угличе
Cтудия Rastebina

Панно для музея в Угличе

Студия Rastebina создала мозаичное панно для музея «СырКультПросвет» в Угличе. Основательница студии, художница Светлана Растебина окончила архитектурный институт и долгое время работала по профессии. Музей открыли на территории действующего сыродельно-молочного завода 1935 года постройки, здесь производится Угличский сыр по традиционному рецепту с использованием современной техники. Панно из мозаики стало его своеобразным символом — это изображение можно найти на сувенирной продукции музея.

Дворец водных видов спорта в Лужниках
UNK interiors

Дворец водных видов спорта в Лужниках

Дворец водных видов спорта построен на месте бассейна «Лужники», который открылся в 1956 году. Почти за 60 лет здесь прошло множество различных соревнований, в том числе Олимпиада-80. Работая над интерьерами бассейна, UNK interiors с уважением отнеслись к работам архитекторов Александра Власова, Игоря Рожина, Николая Улласа, Александра Хрякова, и перенесли внутрь нового здания уличные элементы фасада.

Мы в соцсетях:

Мобильное приложение Forbes Russia на Android

На сайте работает синтез речи

Рассылка:

Наименование издания: forbes.ru

Cетевое издание «forbes.ru» зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, регистрационный номер и дата принятия решения о регистрации: серия Эл № ФС77-82431 от 23 декабря 2021 г.

Адрес редакции, издателя: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Адрес редакции: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Главный редактор: Мазурин Николай Дмитриевич

Адрес электронной почты редакции: press-release@forbes.ru

Номер телефона редакции: +7 (495) 565-32-06

На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети «Интернет», находящихся на территории Российской Федерации)

Перепечатка материалов и использование их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, возможны только с письменного разрешения редакции. Товарный знак Forbes является исключительной собственностью Forbes Media Asia Pte. Limited. Все права защищены.
AO «АС Рус Медиа» · 2024
16+