Удивительный пример фильма о фильме, который так и не был снят. В 1970-х чилийский режиссер Алехандро Ходоровски бросил себе вызов — взялся за экранизацию монументального цикла «Дюна» Фрэнка Гэрберта. Адаптация замышлялась не менее масштабной — планировался четырнадцатичасовой проект. Во время подготовительного процесса работа Ходоровского и остальной съемочной группы фиксировалась на камеру: с ними записывались интервью, была запечатлена подробная раскадровка будущего фильма. Но в 1975 году из-за неподъемного замысла и ограниченного бюджета проект был отменен. А «Дюна» Ходоровского и по сей день считается величайшим и амбициознейшим из неснятых фильмов.
Аналогичная судьба постигла и экранизацию «Дон Кихота» Сервантеса, на которую замахнулся голливудский сказочник Терри Гиллиам. Задуманная им адаптация обернулась производственным адом: сперва кинематографистам помешала буря, разрушившая дорогие и сложные декорации, затем пропало съемочное оборудование, а в финале обострилась межпозвоночная грыжа исполнителя главной роли Дон Кихота Жана Рошфора.
С усердием рыцаря печального образа Гиллиам бился за проект до последнего, но, обессилив сражаться с ветряными мельницами, свернул производство. Сама картина спустя несколько десятилетий все же будет снята — «Человек, который убил Дон Кихота» выйдет в 2017 году. Но в память о первой злополучной попытке экранизации романа остался фильм «Затерянные в Ла-Манче» — одновременно и ода человеческой стойкости, и рассказ о беспощадности внешних обстоятельств.