К сожалению, сайт не работает без включенного JavaScript. Пожалуйста, включите JavaScript в настройках вашего браузера.

Ремейки прошлого: почему актеры хоррора «Ведьма из Блэр» не получили своих миллионов

Исчезнувшая: В легендарном фильме «пропала» Хезер Донахью. В реальной жизни она впоследствии сменила имя на Рэй Хенс и ушла из актерской профессии. (Кадр из фильма «Ведьма из Блэр»)
Исчезнувшая: В легендарном фильме «пропала» Хезер Донахью. В реальной жизни она впоследствии сменила имя на Рэй Хенс и ушла из актерской профессии. (Кадр из фильма «Ведьма из Блэр»)
Пока новаторский инди-хоррор «Ведьма из Блэр» отмечает 25-ю годовщину со дня премьеры, снявшиеся в нем актеры требуют миллионы долларов прибыли. Денег звезды «Ведьмы из Блэр» так и не дождались из-за непрозрачной схемы бухгалтерии киностудии-правообладателя. Американский Forbes рассказывает поучительную историю о наивных людях в Голливуде

Новость о том, что на фильм «Ведьма из Блэр: Курсовая с того света» будут снимать ремейк, Джошуа Леонард, актер оригинального прорывного инди-хоррора 1999 года, узнал, лежа в постели с COVID-19. О новом проекте (съемками для Lionsgate займется режиссер фильмов ужасов и продюсер Джейсон Блум) он услышал вместе со всеми остальными: когда новость просочилась в СМИ ― так было и с каждым сиквелом оригинальной «Ведьмы из Блэр». Леонард был, мягко говоря, сыт этой ситуацией по горло. «Поэтому я решил закатить киностудии скандал», ― говорит актер.

Свое негодование 49-летний Леонард излил так же, как сегодня делает большинство людей, ― в социальных сетях. В Instagram (принадлежит Meta, которая признана в России экстремистской организацией и запрещена) он опубликовал длинный пост, который завершается следующими словами: «25 лет неуважения со стороны тех, кто заработал львиную долю (какой каламбур!) прибыли с НАШЕЙ работы. Сплошные мерзость и хамство». Представитель Lionsgate давать комментарий для данного материала отказался, а на претензии и жалобы актерского состава студия публично так и не отреагировала.

С учетом грандиозного успеха франшизы альтернативным названием ленты мог бы стать «Маленький хоррор, у которого получилось». Сценарий написан по мотивам вымышленной истории про студентов, пропавших во время съемок документального фильма о ведьме, которая скрывается в лесах Беркитсвиля, что в штате Мэриленд. Будущий кинобестселлер сняли при бюджете в $35 000 (с учетом расходов на маркетинг и постпродакшн цифра превысила $250 000), и впоследствии в общемировом прокате он собрал невообразимые $248 млн. Анализ компании OpusData (ее родительская организация владеет агрегатором данных по кассовым сборам кинотеатров The Numbers) показывает, что совокупная выручка, включая вторичные источники (продажи видео и сервисы аренды, показы на кабельных телеканалах и прочие способы распространения), составляет $372 млн, и, по всей видимости, ранее эта сумма нигде не озвучивалась.

 
Игра в прятки: в рамках рекламной кампании фильма «Ведьма из Блэр: Курсовая с того света» студия развешивала плакаты с «пропавшими без вести» актерами и просила зрителей помочь их разыскать

Трое главных актеров фильма (Леонард, Хезер Донахью и Майкл С. Уильямс) в одночасье стали звездами. За две недели, в течение которых они снимали «Ведьму из Блэр» на портативные видеокамеры, им заплатили всего $1000. О том, сколько они заработали с фильма дополнительно и сколько могли заработать, нигде не сообщалось. Согласно консервативным подсчетам редакции Forbes, с момента премьеры каждый из актеров получил по $375 000, и примечательно, что бóльшая часть выплачена не с кассовых поступлений, а в рамках урегулирования судебных споров.

Если бы актерам заплатили согласно условиям изначального контракта, по мнению Forbes, каждому бы досталось около $1,3 млн (приблизительно $2,3 млн с поправкой на инфляцию). То, почему своих миллионов звезды «Ведьмы из Блэр» так и не дождались, объясняется классической схемой голливудской бухгалтерии. К ней студии издавна прибегали, чтобы скрывать финансовые показатели и не делиться прибылью с актерским составом и съемочной группой.

 

На протяжении последней четверти века троица наблюдала за тем, как «Ведьма из Блэр» превращается в обширную франшизу с двумя сиквелами, телефильмами, книгами, компьютерными играми и даже тематическим квестом в Лас-Вегасе. Однако актеры в этом бизнесе больше не задействованы. Леонард ушел из индустрии в 2021 году и теперь строит жилые дома в Гудзонской долине в штате Нью-Йорк, а Уильямс работает психологом в средней школе округа Уэстчестер. Донахью официально сменила имя на Рэй Хенс, чтобы отделаться от ассоциации с фильмом, и живет в штате Мэн. Вместе они сняли кино о том, как заблудились в лесу, ― но выход ищут по сей день.

Джошуа Леонард, Хезер Донахью и Майкл Уильямс (Фото Ron Galella Collection via Getty Images)

Ленте исполняется 25 лет, и в прошлом месяце трое актеров дали большое интервью журналу Variety. Общаясь с изданием, Леонард, Уильямс и Донахью потребовали от владельца франшизы, студии Lionsgate, перезапускающей серию совместно с мастерами ужасов из продюсерской фирмы Blumhouse Productions, выплатить удержанные миллионы, которые им причитаются. В первую очередь звезды хоррора борются за авторские отчисления (стандартный пункт в соглашениях Гильдии актеров), соблюдение трудовых прав и предупреждение в случае анонса новых фильмов франшизы, чтобы заранее подготовиться к повторному появлению своих имен и лиц по всему интернету.

Но больше всего трио хочет, чтобы в Lionsgate, наконец, признали их вклад в успех фильма, включая то, что персонажей назвали настоящими именами актеров. Как говорит Леонард: «Давайте вести гребаный бизнес и оставаться при этом людьми?»

 

Уильямс (парень, во время кульминации стоявший в углу подвала) и Леонард подчеркивают, что фанаты и другие люди, с которыми они познакомились при производстве фильма, связаны с самыми приятными воспоминаниями, ― Леонард называет проект не иначе как «честью» и «радостью». Оба понимают, что связь с настолько легендарной кинолентой ― это огромная удача. «Но в плане голливудской составляющей, это все просто взяли и выбросили, а-ля «давайте от них отделаемся», ― сетует Уильямс.

В центре их многолетнего противостояния с Lionsgate находится изначальный контракт, который каждый подписал. Как персонажи в самом фильме, договор куда-то пропал или, в лучшем случае, находится в самовольной отлучке. Проект не был связан с актерской гильдией, и когда в него наняли актеров, которым тогда было чуть больше 20, все трое подписали предварительное соглашение на полторы страницы, в детали особо не вдаваясь. «Терять было нечего, ― делится Леонард. ― Нас очень радовала перспектива подзаработать даже $500 в неделю, потому что не нужно было пахать на обычной работе». Ключевым пунктом предварительного соглашения была одна-единственная строчка, где актерам гарантируется 1% чистой прибыли, если кассовые сборы фильма преодолеют отметку в $1 млн.

Чистая прибыль ― злосчастный аспект непрозрачной голливудской бухгалтерии, который появился вместе с самой «фабрикой грез». В итоге никаких гарантий того, что причитающаяся кому-то по контракту прибыль дойдет до кармана получателя, попросту нет.

Самым ярким примером голливудской математики является иск «Бухвальда против Paramount», в рамках которого прославленный колумнист The Washington Post Арт Бухвальд заявлял, что студия украла у него идею для вышедшего на экраны в 1988 году фильма «Поездка в Америку» с Эдди Мерфи в главной роли. Высший суд Калифорнии вынес вердикт в пользу истца и обязал ответчика выплатить тому компенсацию. В ходе слушаний были рассекречены сенсационные внутренние документы Paramount, где указано, сколько именно заплатили Мерфи и другим ключевым участникам проекта. Потом киностудия стала утверждать, что, пусть «Поездка в Америку» и собрала в прокате $288 млн, фильм не принес ни цента чистой прибыли. В рамках отдельного судебного процесса Paramount и Бухвальд решили пойти на урегулирование спора. Студия при этом никаких нарушений за собой не признала. Как написано в книге «Фатальный просчет: иск «Бухвальда против Paramount», чистая прибыль «по факту не совсем была прибылью. Это были остатки после того, как студия отбила все свои расходы, щедро заплатила главным актерам и креативным сотрудникам и взяла приличную долю заработанного себе».

Видео без фильтров: в фильме 1999 года Джошуа Леонард сыграл роль Джошуа Леонарда, а снимали всё в основном на портативные камеры Hi-8 (кадр из фильма «Ведьма из Блэр»)

Другие проекты, обеспечившие создателям оглушительный успех в прокате, включая «Людей в черном» ($600 млн сборов при бюджете в $90 млн), «Форреста Гампа» ($678 млн при бюджете в $55 млн) и «Угнать за 60 секунд» ($237 млн при бюджете в $100 млн), прибыли вообще не принесли, если верить руководству их студий. При этом финансовую отчетность по конкретным фильмам без соответствующего решения суда кинокомпании обычно не раскрывают. Почему? Потому что они «злобные непробивные гиганты», усмехаясь отвечает адвокат Невилл Джонсон, специализирующийся на интеллектуальной собственности в сфере развлечений. «Главное правило в этом бизнесе таково: если что-то делать необязательно, то ничего и не сделают», ― поясняет юрист.

 

После премьерного показа на экранах кинофестиваля «Сандэнс» в 1999 году и бурного восторга публики «Ведьму из Блэр» за $1,1 млн выкупила фирма Artisan Entertainment (в 2003-м ее поглотила студия Lionsgate). Актеры говорят, что впоследствии их предварительные соглашения перешли в собственность Artisan Entertainment. По словам исполнителей главных ролей, к переговорам фирма их не допускала, сами они больше ничего так и не подписывали и не видели никаких документов, где указано, что случилось с изначальным предварительным соглашением. То есть у актеров не было ни малейшего представления о собственных правах.

Новаторы жанра: идея снять «Ведьму из Блэр» у сценаристов и сорежиссеров ленты Дэна Мирика и Эдуардо Санчеса зародилась во время учебы в школе кинематографии. С тех пор они сняли несколько других фильмов, но ни одного сиквела знаковой серии (Фото Artisan Entertainment)

Один высокопоставленный руководитель из Голливуда утверждает, что, приобретая независимый фильм, киностудии берут на себя значительный риск. «Звезд там не было. Все снято на видеокамеры в стиле «синема верите», чего в фильмах ужасов никто еще не делал», ― отмечает собеседник Forbes, добавляя, что создателям ленты студия дала неплохую минимальную гарантию в виде наличных, которые потом окупились в прокате. Управленец также понимает, откуда актеры «Ведьмы из Блэр» вообще пришли в мир кино. «Уверен, они чувствуют, как сильно их надули», ― не скрывает он.

По словам Леонарда и Уильямса, все остальные деньги в рамках проекта троица получила в результате урегулирования двух судебных споров. Первое на сумму около $300 000 в 2001 году было следствием выкупа права собственности руководством Artisan Entertainment у продюсерской компании Haxan Films, которая сняла культовый фильм. Согласно данным одного источника, близкого к бизнесу последней, все произошло из-за того, что тогда у Haxan Films были собственные разногласия с Artisan Entertainment, но при этом в ходе переговоров создатели хоррора отстаивали и интересы новоиспеченных звезд.

Вторую компенсацию назначили в 2000-м постановлением федерального суда по делу «Донахью против Artisan Entertainment», в котором истица жаловалась на студию за то, что та использует имена и образы актеров для продвижения сиквела под названием «Ведьма из Блэр 2: Книга теней». Все трое получили еще по $300 000 каждый, но бóльшую часть заплатили адвокату, который взялся за дело в экстренном порядке. «Это стоило каждого цента», ― убежден Леонард, ведь это означало, что реальные имена актеров принадлежат им самим. Обе компенсации выплачивали в течение нескольких лет. За вычетом налогов сумма получается довольно скромная, хотя проект является самым успешным независимым фильмом в истории кинематографа.

 

Пока новинка гремела в кинотеатрах по всему миру, актеры дальше ходили на свою обычную работу, чтобы свести концы с концами, и надеялись, что за участие в проекте им заплатят. Уильямс вообще решил покончить с перевозкой мебели прямо в студии вечернего шоу Конана О'Брайена, но в итоге спустя два года компаньон телеведущего Энди Рихтер увидел, что бывший гость передачи работает в ночную смену в голливудском фургоне с хот-догами. «Он смотрит на меня и, конечно же, вспоминает, кто я. И взгляд у него именно такой, какой за последние 25 лет я вижу миллионы раз, ― вспоминает Уильямс. ― Каждый смотрит, мол: «Что ты делаешь? Что случилось?» ― и я ответил: «Нам не заплатили». [Рихтер] был спокоен, любезен, располагал к себе, но потом снова вернулся к работе на телевидении. А я остался и дальше жарил хот-доги». Представители Рихтера на вопросы о том, помнит ли он тот случай, не ответили.

Потом был шквал негатива со стороны недоброжелателей. Уильямс говорит, что фанаты до сих пор считают, будто звезды «Ведьмы из Блэр» очень богаты. Донахью жестко критиковали за то, что ее героиня отказывалась прекратить съемку, и ее партнеры по фильму объясняют это распространенным в конце 90-х культурным неприятием сильного женского персонажа. Ее известное видео с извинениями, в котором она плачет на камеру и по лицу текут слезы и сопли, стало предметом пародий, а саму исполнительницу роли номинировали на «Золотую малину» как худшую актрису года. Давать интервью Forbes она отказалась, но прислала письменное заявление в адрес Lionsgate: «Вы должны на худой конец заплатить стандартные для индустрии авторские отчисления за сохраняющуюся по сей день культурную значимость и живое наследие моего вклада в «Ведьму из Блэр»... Если мы ничего не стоим, то перестаньте нас использовать. Поскольку делать этого вы не намерены, пожалуйста, заплатите нам».

Вторым наилучшим следствием возобновляющегося интереса к серии, по мнению Леонарда, был бы провал планов на ремейк. После телефонного разговора с основателем Blumhouse Productions Джейсоном Блумом актер говорит, что режиссер просил его перестать высказываться о проекте в негативном ключе в социальных сетях: «Если вы не прекратите, то погубите франшизу». Актерский состав оригинальной ленты также хочет провести встречу с главой киноподразделения Lionsgate Адамом Фогельсоном. В текстовых сообщениях, с которыми ознакомился Forbes, Блум пишет, что говорил с руководителем и «надеется встретиться и найти решение» осенью. Давать комментарии через своего представителя режиссер отказался.

Команда саперов: сиквел «Ведьма из Блэр 2: Книга теней» 2000 года в прокате провалился ― не помог даже более крупный бюджет на съемки и маркетинг (кадр из фильма «Ведьма из Блэр 2: Книга теней»)

Леонард и Уильямс признаются, что ради получения прибыли и защиты своих интересов могли бы сделать больше, но объявлять войну студии на столь раннем этапе карьеры им не хотелось. «[Студии] очень-очень-очень повезло с тем, что мы не состояли в актерской гильдии, ― говорит Уильямс. ― И они точно это понимали куда лучше нас, ведь они этим бизнесом занимались еще до того, как туда пришли мы».

 

Если говорить в целом, перенося затянувшуюся борьбу со студией в публичное пространство, актеры надеются оградить от подобной участи другие молодые таланты индустрии. «Не дайте такому произойти с вами, ― предостерегает Уильямс. ― Идите к тем, кто зарабатывает на вашем труде деньги и добивайтесь лучших условий».

Еще до того, как стало известно о ремейке, актеры поужинали с одним из режиссеров оригинального фильма Эдуардо Санчесом ― это была первая их встреча в полном составе с момента эпохальной премьеры 25 лет назад. По словам Уильямса, вечер провели крайне душевно. «Мы плакали, смеялись и вместе вспоминали о важном этапе в жизни. Участие в съемках «Ведьмы из Блэр» ― это одно из пяти главных событий на моем веку».

С учетом того, что в работе находится проект перезапуска, Леонард говорит, что актеры настроены бороться до самого конца как за признание, так и за компенсацию. Однако в том, что Lionsgate согласится на их условия, он сомневается: «Вряд ли они поменяют решение и дадут все, чего мы требуем, если не будет проще заплатить нам, чем не заплатить».

Мы в соцсетях:

Мобильное приложение Forbes Russia на Android

На сайте работает синтез речи

Рассылка:

Наименование издания: forbes.ru

Cетевое издание «forbes.ru» зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, регистрационный номер и дата принятия решения о регистрации: серия Эл № ФС77-82431 от 23 декабря 2021 г.

Адрес редакции, издателя: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Адрес редакции: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Главный редактор: Мазурин Николай Дмитриевич

Адрес электронной почты редакции: press-release@forbes.ru

Номер телефона редакции: +7 (495) 565-32-06

На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети «Интернет», находящихся на территории Российской Федерации)

Перепечатка материалов и использование их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, возможны только с письменного разрешения редакции. Товарный знак Forbes является исключительной собственностью Forbes Media Asia Pte. Limited. Все права защищены.
AO «АС Рус Медиа» · 2024
16+