«Декамерон»: почему у Netflix не получилось придать Боккаччо современности
1348 год, вся Европа и Италия в частности охвачены чумой, также известной как «черная смерть». Местная знать отправляется подальше от зараженной Флоренции, чтобы пересидеть карантин в роскошном замке в Тоскане. Добираются до этой точки герои в разном составе и с разными целями.
Избалованная дворянка Пампинея (Заша Мэмет из «Девочек») вместе с прислужницей Мизией приезжает, чтобы выйти замуж за владельца замка — аристократа, который убыл в неизвестном направлении. В отсутствие хозяина дома компанию женщинам составляют другие новоприбывшие гости: невротичный богач Тиндаро в компании друга и медика Дионео, от которого млеет добрая половина женских героинь, поменявшаяся местами с «хозяйкой» Филоменой Личиска (Таня Рейнольдс из «Сексуального просвещения»), отныне выдающая себя за аристократку, плут Панфило и его сверхнабожная жена Неифила.
Совладать со всеми пытается загадочный дворецкий замка Сириско (Тони Хейл из «Задержки в развитии»), в шкафу которого столько же скелетов, сколько комнат в необъятном дворце. В ожидании таинственно пропавшего хозяина и подступающей к порогу чумы герои коротают дни, предаваясь пороку, делясь секретами и строя козни друг другу.
До сериала на Netflix текст Боккаччо в разном виде — буквальном или по мотивам оригинального произведения — переносили на экран неоднократно. Есть британский фильм 1953 года «Ночи Декамерона», сюжет которого строится на трех новеллах итальянского классика. Есть более известная картина Пьера Паоло Пазолини «Декамерон», вышедшая в 1970-м, в основе которой лежит семь новелл писателя. Были еще эстонский музыкальный фильм «История чудес» Ирене Ляян, вдохновленный «Декамероном», белорусский анимационный проект, украинский эротический фильм «Несколько любовных историй» и сразу две российские вариации на тему оригинального текста — «Солдатский декамерон» и «Московский декамерон».
Но самой известной вольной трактовкой произведения итальянского классика стал сборник киноновелл «Боккаччо-70», снятый настоящими легендами европейского кино ХХ века. По одной свободной адаптации сняли Федерико Феллини, Лукино Висконти, Витторио де Сика и Марио Моничелли. А главные роли играли Роми Шнайдер, Софи Лорен и другие.
Как и многие его предшественники, «Декамерон» версии 2024 года — проект подчеркнуто осовремененный, и этот симбиоз классических декораций и актуальных тем служит здесь ключевой цели — сделать вечный сюжет Боккаччо злободневным. На фоне архаичных залов замка XIV века звучит музыка XXI века, а герои той эпохи изъясняются более современным языком, только иногда снабжая его старинными речевыми оборотами. Такое радикальное скрещивание старого и нового может вызвать или отторжение, или интерес к проекту. Рейтинг сериала на агрегаторе Rotten Tomatoes показывает, что аудитория разделилась. «Декамерон» получил 68% одобрительной критики, застряв где-то посередине: и не критически плохо, но и не восторженно хорошо.
Из дня сегодняшнего в проекте считываются и узнаваемые пересечения — шоу кажется смесью российской «Чумы», вышедшего в пандемийный 2020 год сатирического проекта Ivi, и американского «Белого лотоса», чья премьера случилась годом позже. С первым «Декамерон» роднит сюжет про средневековый карантин, который переживают герои из разных социальных слоев: от принцев до нищих. А влияние второго ощущается в формате шоу, которое строится на парадоксе сосуществования этих персонажей — они из разных сословий, но их объединяют общая чудаковатость и талант попадать в самые немыслимые ситуации.
В оригинальном произведении Боккаччо герои развлекали себя в «заточении» захватывающими сюжетами — каждый персонаж рассказывал по 10 историй на строго заданную тему. Они основывались на фольклоре, французских народных новеллах, восточных сказках и даже проповедях священников (хотя католическая церковь юмор и эротику «Декамерона» совсем не оценила и в XVI веке включила его в Индекс запрещенных книг, который имел силу закона аж до 1966 года).
По сути, оригинальный «Декамерон» — прототип будущего жанра городского фэнтези. Боккаччо ставил перед собой задачу не только увлечь читателя, потому и написал его на народном языке, а не на аристократической латыни, но и разобраться с важной для эпохи Ренессанса проблемой человеческого самосознания. Но без излишне серьезного пафоса. Отсюда и другое название «Декамерона» — «Человеческая комедия», придуманное по аналогии с «Божественной комедией» Данте Алигьери.
Но если персонажам итальянцев была не чужда рефлексия, герои Netflix будто лишены способности осознавать, как странны они сами и совершаемые ими поступки. Взаимными интригами они только усугубляют свое положение и не задумываются о последствиях, что превращает их экранное существование в череду абсурдных сцен.
Cериал действительно изобилует комедией — отнюдь не божественной, а самой что ни на есть человеческой. Герои выглядят утрированно, совершая дурацкие поступки и существуя в отрыве не только от охваченного чумой внешнего мира, но и от привычной жизни в целом.
Но все-таки юмор — то, с чем «Декамерону» удается справиться более-менее успешно. В сериале нет гомерически смешных моментов, но довольно много действительно забавных. Во многом это заслуга качественного комедийного каста. Тони Хейл, Заша Мэмет, Таня Рейнольдс, Дагги Макмикин и другие — опытные комедианты, которые удачно вписались во вверенные им образы героев-недотеп.
Но для основательной экранизации Боккаччо, пусть и в очень свободной форме, одного только юмора мало. Комичные сиюминутные сценки начинают повторяться, дурачества героев становятся все более гротескными и утомительными, а сам проект, назвавшийся черной комедией и сатирой, не делает никаких значительных выводов о теме, за исследование которой взялся, или об обществе в XIV или XXI веке.
Наблюдать за капустником на протяжении восьми серий с каждым часом все более утомительно, но сам формат сериала кажется интересным. Если бы авторы могли не только усилить комедийную составляющую, но и добавить к ней смысловой нагрузки, проект мог бы сформироваться в любопытную антологию о том, как в мире меняется все, кроме человеческой природы и пандемий.