Поворот к ручному труду: как ремесленные профессии снова становятся популярными
Когда в свое время Катерина из кинофильма «Москва слезам не верит» встретила истинную любовь — слесаря Гошу, было понятно, что настоящий мужчина, способный сделать женщину счастливой и навести порядок в ее семье и дворе, — советский рабочий. Не похмельный и грубый, а спокойный, уверенный, хорошо одетый профессионал с чувством собственного достоинства. А сам Гоша говорит, что выбрал осознанно профессию слесаря — потому что она ему нравится.
Позже, в 90-х, этот образ выглядел уже нереалистичным: стереотипный сантехник и электрик ассоциировался в обществе с человеком, который не смог сориентироваться в новых реалиях, не поступил в вуз, не сделал бизнес или карьеру — по результатам исследования 2016 года, многие рабочие профессии (сантехник, краснодеревщик, шлифовщик, жестянщик, кузнец, работник кухни) вошли в топ самых непопулярных направлений для карьеры с точки зрения миллениалов.
Но времена опять изменились, на рынок начало выходить другое поколение. Сейчас люди, занимающиеся ремесленными профессиями, не только чувствуют спрос на услуги, но и вызывают уважение и интерес окружающих. А молодежь осознанно выбирает профессии «синих воротничков» и мастеров. Ремесленников учат строить личный бренд, создавать портфолио и грамотно продюсировать себя, что позволяет получать адекватный доход.
Если в России интерес к ремесленным профессиям только начинает проявляться, то в США это ярко выраженный тренд: как отмечает The Wall Street Journal (WSJ), рабочие профессии становятся все более привлекательными для молодых поколений. Зумеры не видят смысла в получении высшего образования, за которое они отдают, по их мнению, неоправданные деньги, а почти половина выпускников после университета идут работать в сферы, где их специализация не требуется.
Поэтому они выбирают профессиональные колледжи — число студентов в техникумах в США выросло в 2023 году на 16%, достигнув самого высокого уровня с 2018 года. А еще «синие воротнички» хорошо зарабатывают: по данным компании ADP, строители в США теперь получают больше, чем бухгалтеры.
«Вы креативный человек, который умеет делать что-то прекрасное собственными руками?» — спрашивает Ашиш Арора, директор Cricut, компании из США, которая производит персонифицированные машинки для изготовления стикеров, открыток, изделий из дерева, и предлагает молодым людям рассматривать не классические рабочие профессии, а занять узкопрофильную нишу и развиваться в ней за счет индивидуальности, что перекликается с трендом на персонализацию.
«При применении правильных инструментов и ресурсов вы сможете превратить навык в хороший доход. Подумайте, что именно вы можете предложить рынку, и это будет отличным стартом для вашего бизнеса», — говорит Арора.
Тренд только идет в Россию
Сегодня во многих странах Европы рабочие профессии вызывают интерес у молодых людей. В Германии ремесленные специальности крайне популярны, а профильные училища находятся на первом месте по количеству студентов (в стране официально зарегистрировано 130 ремесленных профессий, а предприятий из этой сферы — более 1 млн, хотя к 2000-м годам их насчитывалось не более 250 000).
Растет спрос на повышение квалификации: многие получают сертификаты государственного образца и развивают собственное дело или становятся специалистами по экономике предприятия. И даже несмотря на это, сообщают немецкие СМИ, рынок не насыщен, вакансий много, а нужнее всего экономике страны специалисты по отделке помещений, монтажу водопроводных сетей, самолетостроению.
Кандидат социологических наук, доцент факультета гуманитарных и социальных наук РУДН Татьяна Ларина говорит Forbes Life, что сложно утверждать, насколько этот тренд уже актуален в России. «Если обратиться к результатам опроса ВЦИОМ от 2023 года о взглядах россиян на престижность, доходность и востребованность профессий, то мы увидим, что среди опрошенных 18–24 лет, а это именно «зумеры», наиболее престижными профессиями будут работник медицинской сферы (47%), IT (32%) и военнослужащий (22%). Профессию рабочего (слесарь, токарь, сварщик) назвали только 8%. Профессию инженера — 12%, строителя — 9%. По доходности рабочие профессии также не попадают в топ, по мнению молодых россиян».
Поэтому, заключает Ларина, говорить о формировании устойчивого тренда на предпочтение «зумерами» ручного труда пока рано, но то, что офисная работа становится уже не такой привлекательной, — «это факт».
Имидж рабочих профессий в России действительно меняется, хотя и постепенно, считает проректор «Русской Академии Ремесел» Кристина Боброва. «Я бы сказала, что сейчас мы находимся в промежуточной стадии — между положительным отношением к ремесленникам и снисходительным. С одной стороны, чувствуется усталость от компьютеризации и жажда работать с реальным материалом, получать физический результат труда. С другой, не все морально готовы к условиям работы ремесленника — понадобятся такие качества, как кропотливость, терпение, зачастую и физическая сила, а условия мастерской не могут сравниться с рабочим местом офисного сотрудника», — объясняет она.
Есть еще и третий фактор: далеко не все работодатели готовы менять условия труда для того, чтобы идти на производство было выгодно и престижно, а именно такое отношение отбивает желание получать рабочую профессию, считает менеджер.
По словам Бобровой, желающих учиться в «Русской Академии Ремесел» с каждым годом становится больше. Очень актуальны профессии керамиста, гончара, реставратора, ювелира, столяра. «Именно в этих направлениях сейчас широкие возможности благодаря тому, что уже сформирован спрос на рынке. Реализовать себя как мастера можно в разных направлениях: изготовление изделий на заказ, разработка собственных авторских изделий и коллекций, работа в найме — выбор есть. Все чаще приходят наши же выпускники на повышение квалификации», — рассказывает проректор.
Сегодня можно найти множество ресурсов, которые помогут рассчитать, сколько будет стоить создать бизнес с нуля (свечеварение от Сбера, например) и оценить рынок. Молодой специалист Алена Нетребская работает ювелиром два года. Она знала, зачем шла учиться, — чтобы создать свой бренд.
Ювелир рассказывает Forbes Life о трендах, которые она наблюдает: «Во-первых, и это очень важно, я арендую верстак с другими четырьмя ювелирами, а трое из них — девушки. Мы помогаем друг другу, где-то подменяем, советуемся и активно рассказываем другим о нашей профессии, приглашаем людей на мастер-классы. И, конечно, развенчиваем миф, что ювелир — мужская профессия».
Другой тренд, по словам Нетребской, это усиление запроса на индивидуальность. «Когда ушли иностранные бренды, люди стали больше обращаться к частным ювелирам. Появился тренд — придумывать изделия вместе. Теперь найти своего ювелира — это модно. Плюс многие сдают на металл свои старые изделия и делают из них современные и подходящие под их образ», — рассказывает мастер.
«Я арендовала верстак и сразу же начала разработку коллекции. Сейчас уже продала более 300 изделий (в среднем украшения стоят до 20 000 рублей). Ищу пути для выхода в офлайн», — делится ювелир. Нетребская не рассказывает историю легкого успеха: по ее словам, на старте очень тяжело совмещать в одном лице ювелира, маркетолога, пиар-специалиста, бухгалтера, юриста, продажника и дизайнера. Не получится ограничиться работой руками, если за тобой не стоят большие инвесторы или компания.
«Нужно вести коммуникацию с клиентами, ежедневно постить контент, заниматься продвижением, вносить данные в Пробирную палату и Финмониторинг и, конечно, делать заказы. А после всего объема работ оставить время для вдохновения, создавать новые коллекции. Жду оборотов, когда смогу делегировать и снимать с себя те «профессии», которыми не хочу заниматься», — признается Нетребская. Еще к трудностям она относит большую налоговую нагрузку, необходимость оформлять документы на каждое изделие, постоянный мониторинг новых законов и поправок.
Нетребская потратила много сил и времени и на продвижение: сделала фотосессию, разослала ее по изданиям, а те журналисты, которым коллекция понравилась, сами уже попросили прислать дополнительные материалы. В планы продвижения также входит и коллаборация с музеем, такой проект, по мнению ювелира, может дать толчок бизнесу.
Как онлайн продвигает ремесленные профессии
Ремесленных профессий сегодня множество: это не только привычные электрик и ювелир, но и изготовитель обуви по индивидуальным лекалам, огранщик драгоценных камней, резчик по кости и рогу, стеклодув-дизайнер ваз, столяр. И если спрос на них только растет, то в корпоративном мире становится все сложнее искать работу. Более трети людей в возрасте от 18 до 24 лет (исследование проводилось в США) не получают дохода в виде зарплаты (это на четверть больше, чем их предшественники из начала 1990-х).
В то же время ремесленный труд дает возможность работать на себя или же напрямую с заказчиком, а при правильном выстраивании клиентской базы качественный продукт или услуга позволит профессионалам с небольшим стажем зарабатывать «прямо сейчас». Средняя зарплата сантехника-электрика в России в 2024 году растет, сегодня по стране она составляет 63 408 рублей (что все равно на несколько тысяч рублей ниже среднемесячной номинальной зарплаты). Вакансии в крупных городах чаще предлагают заработок около 100 000 рублей.
Такие платформы, как Профи.ру, YouDo и Avito Работа позволяют создать портфолио, которое будет подкреплено реальными отзывами и рейтингами (Avito дает рекомендации, как оформить страницу для продвижения собственного продукта). Рекомендации довольных клиентов могут сформировать личный бренд и хороший спрос как для электрика, так и для пекаря безглютеновых десертов или другого узкопрофильного специалиста.
Не удивительно, что все больше молодых людей выбирают карьеру синих воротничков. По подсчетам издания WSJ, растет и количество «поклонников» этих профессий: хештег «синие воротнички» в TikTok содержится в 500 000 постов, опубликованных за первые четыре месяца 2024 года (это на 64% больше, чем за тот же период в 2023 году). За тот же период количество постов со ссылкой «электрик» выросло на 77%.
Так, девушка-электрик Лексис Шумак-Абру зарабатывает $200 000 в год на рекламе, размещая в TikTok и других социальных сетях ролики о своей работе. Ее подписчики — а их уже более 2,2 млн человек — следят за тем, как она выполняет традиционные для электрика задания: восстанавливает проводку в затопленном подвале, подключает к электросети новый дом, чинит розетку.
Мэтт Панелла, 27-летний плотник из Калифорнии, ездит на «Тесле» и также зарабатывает более $200 000 в год на рекламе. Он выкладывает подробные видеоинструкции, как сделать каркас нового дома, и рассказывает о типичных проблемах — задержках с разрешениями, плохой погоде.
@mattbangswood Fire him? Give him a chance? What do we do.. #framing #construction #bluecollar ♬ original sound - Matt Panella
Похожие видео снимает 26-летний водопроводчик Эван Берс — в 2021 году он показал в ролике, как меняет нагреватель воды, а на следующее утро видео уже набрало 470 000 просмотров. Эван старается делать клипы более развлекательными — перед тем, как опубликовать его, он вырезает или ускоряет медленные/неинтересные операции и накладывает музыку, чем и выделяется.
Кристина Боброва говорит, что соцсети однозначно способствуют развитию ремесленных профессий и в России. «Интернет влияет в положительную сторону: мастера делятся результатами работы и тем самым вдохновляют других», — говорит она и добавляет, что продажа изделий через интернет, онлайн-обучение, создание сообществ — все это помогает развитию ремесленничества. «Таким образом, потенциальные покупатели имеют возможность любоваться уникальной керамикой, витражами, ювелирными изделиями, и, даже если не планируют приобрести их, визуальный контент формирует ощущение ценности изделий ручного труда», — делится наблюдениями Боброва.
Так, у русскоязычного блогера Александра Малькова почти 2 млн подписчиков на его канале YouTube #Энерголикбез, его ролики смотрят миллионы человек, а сам Мальков отвечает на тематические вопросы за донаты. Более 1 млн зрителей следят за каналом о том, как сделать что-то полезное (к примеру, паяльник) своими руками из подручных материалов, в то же время, судя по описанию к блогу, авторы могут зарабатывать на рекламе, патронах и продаже товаров.
Пользователям интересны видео, в которых мастер выдувает стекло: у таких обычных коротких роликов нередко под 20 млн. просмотров. А популярных видео про готовку не сосчитать: к примеру, автор канала «Сам себе сушист» (1,7 млн в TikTok, а в реальности — повар азиатской кухни и победитель кулинарного челленджа #ТыШеф) учит варить рис для идеальных роллов (и также приглашает к коммерческому сотрудничеству).
Но можно не просто смотреть и повторять. Американские домовладельцы все чаще обращаются к услугам «виртуальных» сантехников или электриков — специалистов, которые подключаются на видеозвонок и помогают клиентам выполнить работу по дому. Компания VideoChataPro.com предлагает их услуги за $3 в минуту, что сильно дешевле, чем то, сколько специалист берет за личный визит (от $100). И она не уникальна — например, компания Frontdoor, давно занимавшаяся мелким ремонтом, год назад начала предлагать услугу «виртуальный визит» за годовую подписку в $25.
Иногда клиенты обращаются с реально сложными заданиями: так, однажды «виртуальные мастера» помогли установить панель джакузи, на это ушло девять видеозвонков, в том числе во время покупки запчастей в супермаркете. Но чаще запросы просты — клиенты забывают включить прибор в сеть, спустить воду из стиральной машины или не могут найти какой-то рычаг. В большинстве случаев мастера помогают выполнить несложные операции, независимо от того, обращаются ли к ним соседи или клиенты из Европы или Индии. И примерно в 40% случаев (если речь идет об очень сложных задачах) сервис рекомендует специалистов, которые могут выполнить работу лично.
Коуч, автор курсов и сооснователь «Академии профессионального коучинга 5 Prism» Юрий Мурадян говорит, что поколение Z выросло при симбиозе онлайн и офлайн-форматов. «Жизни без интернета они не знают и не представляют, как можно по-другому. Для них нормально получать услуги онлайн, причем любого формата: будь то доставка еды, покупка одежды, бронирование отеля, вызов такси или консультация врача», — перечисляет эксперт в разговоре с Forbes Life.
Как профессии становятся модными
«Если бы я мог прожить жизнь заново, я был бы сантехником», — сказал однажды Альберт Эйнштейн. Похоже, что скоро эта фраза не будет выглядеть кокетством. Так, сотрудник кафедры социальной философии РУДН философ Иван Голубев в разговоре с Forbes Life заметил, что именно в контексте ручного труда особенно реалистично звучит поговорка «Если тебе нравится твоя работа, то ты не будешь работать ни дня в своей жизни». Однако современная глобальная культура все еще не отошла от стереотипа, следуя которому, более успешными будут считаться «белые воротнички».
«Ценности престижного потребления по-прежнему продолжают определять поведение миллионов людей, а наиболее выгодные средства приумножения собственного социального капитала чаще всего предлагаются в рамках офисной работы, — анализирует философ. Он полагает, что важное значение имеет и «лестница потребления» — то есть образ, который диктует «успешному» человеку идти вверх по карьерной лестнице и потреблять все более дорогие товары и услуги.
«С очередным повышением по службе появляются все новые и новые потребности. Нам хорошо известен архетип «героя нашего времени» — уставшего от избыточно люксовой жизни клерка — но много ли вы знаете историй о задыхающихся от роскоши электриках или о живущих на широкую ногу сантехниках?» — задается вопросом Голубев и добавляет, что при этом все-таки можно говорить и о появлении новых паттернов отношения к труду.
Так, работа в офисе все меньше и меньше предполагает непосредственные «контакты» с продуктами компании. Люди не просто не видят конкретных результатов собственной работы, но часто и не знают, как выглядит то, чему они посвящают свое время и силы. В такой ситуации, по словам Голубева, человек перестает ощущать себя нужным, так как ему важно видеть результаты собственного труда, поскольку он был и остается одним из важнейших средств самоидентификации.
«Отсюда и берет начало новый поворот к «ручному труду», которому не мешает, а способствует характерный для современной цивилизации акцент на достижение быстрого успеха. Ведь результаты такого труда, пусть даже и выполняемого онлайн, видны сразу. Ручной труд способен сделать миллионы людей счастливее», — заключает философ.
По словам социолога Лариной, нужно вспомнить теорию поколений, которая рассказывает, как социокультурные и экономические факторы объясняют различия между поколениями. «Зумеры — продукт цифровизации, — напоминает она. — Логично, что дети, растущие в цифровой среде, по-другому воспринимают и потребляют информацию, что влияет на их мировоззренческие перспективы. Я бы говорила здесь не о том, что они видят «ручной труд» по-другому, а о том, что они в принципе по-другому смотрят на карьерные траектории, предпочитая нелинейный путь развития, и не видят ничего страшного в том, чтобы начать что-то «с нуля» или кардинально сменить род деятельности».
У нового поколения есть четкие критерии относительно работы. Считается даже, что они могут изменить «ландшафт рынка труда». Работники поколения Z ценят перемены и отсутствие стагнации, коллегиальную работу, деятельность, совпадающую с интересами и чертами характера, заботу о ментальном благополучии. Иначе говоря, здесь нет привычного предыдущим поколениям девиза «работать на престижной высокооплачиваемой работе ради денег и статуса», делать карьеру и мечтать отдохнуть на пенсии.
Одновременно меняется и репутация менее престижных видов деятельности: если сборка кухонь — это то, что у человека хорошо получается, оставляет время на увлечения, приносит удовлетворение и доход, то вопрос стереотипов отпадает. Степень счастья и удовлетворенности оценивает сам человек.
Юрий Мурадян уверен, что одна из важнейших задач человека — пробудить собственный талант или личностный и профессиональный потенциал. «Если мы будем заниматься делом, которое в данный момент социально престижно или культурно обусловлено, или в семье ждут, что вы продолжите династию, то, конечно же, мы отойдем от таланта, с которым родились», — предупреждает эксперт.
Коуч дает схему, которая помогает понять, насколько человек реализует свой потенциал:
- интерес — поиск дела по душе;
- удовлетворение — когда получается, человек испытывает позитивные эмоции;
- польза для окружающих — то, чем вы занимаетесь, нужно и полезно миру.
«Одного тянет к парикмахерскому искусству или к хирургии, кого-то к тому, чтобы быть водителем или шпаклевать стены, другого — лететь в космос. Слушайте себя», — советует тренер.