В Госдуме подготовили законопроекты о лицензиях на обучение для блогеров и ИП
Рабочая группа Госдумы разработала законопроекты, согласно которым индивидуальные предприниматели будут обязаны получать лицензии на образовательные услуги. Об этом сообщает «РИА Новости» со ссылкой на документы.
По данным агентства, авторы инициативы указывают, что наиболее распространенный вид таких услуг на рынке — подготовка к Единому государственному экзамену (ЕГЭ) и Основному государственному экзамену (ОГЭ), которые сдаются по итогам 11-го и 9-го классов школы. При этом, как считают авторы законопроектов, у многих преподавателей, предоставляющих эти услуги, даже нет дипломов, поэтому помогают ученикам они некачественно.
Также газета «Известия» сообщила, что рабочая группа Госдумы по совершенствованию законодательства в блогосфере во главе с вице-спикером нижней палаты парламента Петром Толстым и первым зампредом комитета Госдумы по просвещению Яной Лантратовой подготовила пакет законопроектов, согласно которым блогеры не смогут предлагать своей аудитории курсы и тренинги, если у них не будет лицензии на оказание образовательных услуг.
«На сегодняшний день рынок информационных и образовательных услуг, в том числе с использованием интернета, — один из наиболее перспективных. В 2022 году общий доход только онлайн-школ достиг 95 млрд рублей. В I квартале 2023-го выручка в сегменте составила 46,7 млрд рублей, а по итогам года оборот онлайн-школ вырос на 30% год к году и достиг 123 млрд рублей», — цитировала газета пояснительную записку к документам, в которой уточнялось, что самые популярные ниши в этой сфере — обучение новым профессиям, курсы по здоровью, предпринимательству, психологии, эзотерике, финансовой грамотности, фитнесу и отношениям.
Как отмечали «Известия», по мнению авторов законопроектов, основная проблема регулирования рынка образовательных онлайн-услуг заключается в том, что они «находятся в едином правовом и коммерческом поле, что создает ряд серьезных проблем». Так, например, потребителям могут предоставляться некачественные образовательные услуги, что может нанести им вред.
Также авторы инициатив считают, что недобросовестные блогеры-предприниматели выдают за образовательную деятельность услуги, которые таковыми не являются, для уклонения от уплаты налогов. Рабочая группа предлагает ввести обязательное государственное лицензирование образовательной деятельности, а также прописать в законе, что такими услугами не являются информационно-консультационные.