Анри де Тулуз-Лотрек за €3,5 млн и пистолеты Наполеона: новости арт-рынка
Новости рынка: Sotheby’s закрепляется в Гонконге, Брюллов и Айвазовский на вершине рейтинга
Аукционный дом ARTinvestment.RU опубликовал рейтинг самых дорогих продаж на отечественном арт-рынке по итогам первой половины 2024 года. Помимо собственных результатов, составители также учли данные Artsale, «Аукционного дома Егоровых», «Аукционного дома номер один», «Дома антикварной книги «В Никитском», а также домов «Русская эмаль» и «Совком». Топ-100 возглавил «Итальянский альбом», совсем недавно проданный на ARTinvestment.RU за 100 млн рублей (без учета комиссии). Суммарная стоимость всех учтенных в рейтинге работ составила более 795 млн рублей. Первые строчки рейтинга, помимо Брюллова, занимают такие авторы, как Иван Айвазовский, Алексей Явленский, Илья Репин, Владимир Баранов-Россине, Алексей Саврасов, Николай Рерих и другие.
В преддверии запуска новой штаб-квартиры Sotheby’s в гонконгском бизнес-центре Landmark Chater Building глава отдела современного искусства Sotheby’s в Азии Феликс Квок дал развернутое интервью изданию Observer. По его словам, за последние полвека гонконгский аукционный рынок прошел традиционный для большинства регионов путь от любви к произведениям отечественных мастеров, преимущественно керамики, до интереса ко всем областям современного искусства. Именно Квоку принадлежала идея объединять на престижных вечерних торгах образцы классической каллиграфии с работами Пабло Пикассо, без картин которого сегодня не обходятся ни одни крупные гонконгские торги. По его словам, сегодня Азия переживает бурную трансформацию, переосмысляя роль искусства в повседневной жизни. Квок уверен, что новая штаб-квартира в Гонконге, открытие которой запланировано на 27 июля, укрепит позиции Sotheby’s в азиатском регионе.
Аналитики Федерального резервного банка Нью-Йорка (NYFED) опубликовали исследование, согласно которому среди обучавшихся по творческим специальностям выпускников нью-йоркских вузов самый высокий рейтинг безработицы по стране. Речь идет о людях, окончивших такие факультеты, как «Изобразительное и исполнительское искусство», «История искусства» и «Графический дизайн». После учебы они чаще всего заняты неполный рабочий день на должностях, не требующих высшего образования. Кроме того, по данным исследователей, на долю искусства и культуры приходится всего 7,4% экономики Нью-Йорка.
Предстоящие аукционы: Анри де Тулуз-Лотрек за €3,5 млн и коллекция Джима Керри
Christie’s объявил еще два лота намеченных на октябрь парижских торгов, посвященных авангардному искусству. Помимо «Бюста на подставке в мастерской» Альберто Джакометти (€2–3 млн), с молотка пустят работу Анри де Тулуз-Лотрека под названием «Жанна Авриль в «Японском диване», представляющую собой эскиз к знаменитой афише парижского кафе-шантана «Японский диван» (Divan Japonais). Эстимейт лота составляет (€2,5–3,5 млн). Работа, происходящая из частной коллекции, не экспонировалась со времени знаковой ретроспективы художника в Музее декоративного искусства в Париже 1931 года. В аналогичную сумму (€2,5–3,5 млн) Christie’s оценил картину Франсиса Пикабиа «Мирт» (1928). Она относится к той же серии, что и полотно 1929 года «Павония», проданное в позапрошлом году на Sotheby’s за рекордные для произведений художника $11 млн.
В конце июля на Bonhams будет распродаваться коллекция американского актера Джима Керри. В общей сложности с молотка пустят 35 произведений искусства и дизайнерских объектов вроде шелкового покрывала с изображениями колибри от Alexander McQueen ($15 000–20 000). В секции искусства топ-лотом оказался графический «Бассейн» Дэвида Хокни ($30 000–40 000).
Прошедшие торги: Айвазовский на Sotheby’s, пистолеты Наполеона за €1,7 млн
По итогам проходивших 4 июля торгов Sotheby’s, посвященных европейской и британской живописи, полотно Ивана Айвазовского «Александр Пушкин у скал Гурзуфа» (1899) было продано за £336 000. На сайте аукционного дома сообщается, что полотно происходило из частного немецкого собрания. Суммарная выручка торгов составила £3,1 млн.
На парижских торгах Osenat 7 июля за €1,7 млн был продан комплект из двух пистолетов, из которых пытался застрелиться Наполеон Бонапарт. Согласно организаторам торгов, украшенный монограммой императора кейс находился при нем после отречения от престола в 1814 году. После неудавшейся попытки самоубийства Наполеон прожил еще семь лет.
Проходившие на прошлой неделе торги Sotheby’s, посвященные коллекционным винам, собрали €3,3 млн. Для Франции это самая успешная аукционная сессия в данной категории. Сначала в Боне прошли торги бургундскими винами, после чего состоялся первый парижский аукцион, полностью посвященный шампанским винам. Представители Sotheby’s отмечают, что среди участников преобладали ценители вин из азиатского региона, именно они ответственны за 70% совершенных сделок.
Парк Малевича и «Общий холст»: современное искусство в Московской и Калужской области
В арт-парке «Никола-Ленивец» (Калужская область) с 26 по 28 июля будет проходить очередной фестиваль ландшафтных арт-проектов «Архстояние». В программе заявлены работы, созданные участниками из Москвы, Самары, Норильска, Тюмени, Магнитогорска, Новосибирска, Твери и других городов. Все они будут объединены темой коллективного «мы». Фонд поддержки современного искусства «Сфера» представит на фестивале проект под названием «Общий холст». Концепция куратора Дарьи Эпин подразумевает создание 100-метрового тканого рушника. Над его оформлением в разных техниках — от батика до трафаретной росписи — гости фестиваля будут трудиться в ходе мастер-классов с художниками Надей Петровой, Яном Посадским, Юлей Староверовой, Аленой Федоткиной и Ульяной Елкиной.
В парке Малевича при поддержке Третьяковской галереи с 17 июля открыт новый арт-маршрут под открытым небом «Малевич в лесу». Существующие с 2022 года паблик-арт-объекты дополнены произведениями Аллы Урбан, Александра Константинова и творческого дуэта «МишМаш». Если более ранние работы обосновывали связь места с фигурой Малевича (художник часто бывал в этих местах, где жил у родителей своей второй супруги), то новые произведения, по словам кураторов проекта Ксении Новохатько и Ирины Горловой, переосмысляют традиции пейзажных парков эпохи романтизма.
Все новые объекты были созданы специально для парка Малевича, за исключением «Акведука» Александра Константинова. Художник, ушедший из жизни в 2019 году, придумал его за 11 лет до смерти для частного парка в Австрии. Изначально он был несколько длиннее: подмосковную версию сократили с шести-семи до трех арок. При этом все остальные габариты объекта были сохранены, а возводился он непосредственно по оригинальным чертежам художника под надзором его ассистентки Екатерины Власенко.
Создавая работу «Центральный лесной оракул», участники дуэта «МишМаш» (Михаил Лейкин и Мария Сумнина) изначально ориентировались на образ вымышленного устройства «гравицаппы» из фильма «Кин-дза-дза!» (его в свое время придумал художник Вячеслав Колейчук, чей объект тоже представлен в парке). Эскиз «Центрального лесного оракула» неоднократно переделывался, а свою итоговую форму приобрел уже на конкретной локации — на полянке недалеко от главной дороги, спрятанной чуть в глубине леса.
Кроме того, планировалось, что оракул не должен иметь ручного привода, а будет работать исключительно на энергии ветра. Но в парке Малевича его практически нет, поэтому от идеи пришлось отказаться. Группа «МишМаш» также представлена в парке серией фантазийных работ с парадоксальными надписями («Слышится пение птиц», «Звучит тревожная музыка» ), комментирующими природный ландшафт парка как субтитры.
«Хоровод» Аллы Урбан — это восемь конусов, которые художница ассоциирует и с юбками крестьянок с картины Казимира Малевича «Девушки в поле», и с рупорами, принимающими сигналы с небес. В основе работы над проектом лежал интерес художницы к красному полупрозрачному оргстеклу. Сначала она хотела создать серию объектов, напоминающих гигантские красные маки, под которые мог бы зайти любой желающий. Но из-за технических сложностей этот проект остался на бумаге, трансформировавшись в тему хоровода.
Судьба шедевров: реставрация Тинторетто и Беллини, спор из-за резной фигурки Иисуса
Музей Виктории и Альберта приобрел редкую средневековую резную фигуру Иисуса, обойдя Метрополитен-музей. Считается, что это один из двух дошедших до наших дней фрагментов средневекового алтаря, созданного в Йорке, а затем разобранного в XVI веке во время Реформации. С 1982-го по 2022 год «Снятие с креста» находилось в частном собрании, но было предоставлено Музею Виктории и Альберта для временного экспонирования. В прошлом году нью-йоркский Метрополитен-музей решил в частном порядке выкупить работу при посредничестве Sotheby’s, заплатив за нее $2,5 млн, но после заключения сделки английские власти выпустили запрет на вывоз фигурки из страны, объявив ее объектом культурного наследия. Таким образом, британские музеи получили несколько месяцев на то, чтобы собрать необходимые для выкупа работы $2,5 млн. Успешнее остальных оказалась фандрайзинговая кампания Музея Виктории и Альберта.
До начала августа этого года Пермская государственная художественная галерея ищет подрядчиков для реставрации произведений живописи и керамики из своего собрания. Информация о проведении двух соответствующих конкурсов на днях появилось на сайте госзакупок. Максимальная цена контракта на реставрацию картин Тинторетто и Беллини, а также нескольких неизвестных художников составляет 4,3 млн руб. Реставрация 15 старинных керамических изделий может обойтись музею в 11,5 млн рублей.
Во Франции украден местный аналог Экскалибура. Речь идет о легендарном мече Дюрандаль длиной порядка 80 см, возраст которого может достигать 13 столетий (но, скорее всего, это его гораздо более поздняя реплика). Согласно легенде, он принадлежал главному герою французских эпических сказаний рыцарю Роланду. Считается, что во время одной из битв Роланд подбросил меч в воздух, чтобы тот не достался врагу. В результате клинок застрял в скале на высоте порядка 10 м. Впоследствии это место стало достопримечательностью французского местечка Рокамадур. Меч пропал в конце июня, расследование местной полиции пока не дало никаких результатов.
Самарское искусство в Москве, выставка памяти Андрея Филиппова
Завтра в пространстве основанного Стеллой Кесаевой Stella Art Foundation (башня «Меркурий» комплекса «Москва-Сити») откроется подготовленная совместно с галереей «Виктория» и фондом поддержки современного искусства «Сфера» выставка «Их неудержимо клонило в сон». Проект, объединивший произведения 13 авторов, представляет срез современного самарского искусства (кураторы — Сергей Баландин и Алексей Корси). В экспозицию войдут работы художников разных поколений и творческих направлений, включая живопись, фотографию, скульптуру, инсталляцию и документацию перформансов с 2010-х до наших дней.
В галерее «Е.К.АртБюро» до 16 августа проходит выставка «На-гора», посвященная памяти художника Андрея Филиппова, умершего в позапрошлом году. Его вдова Марина Мавропуло, часто работавшая с Филипповым при его жизни, представила несколько работ-реконструкций, воплощающих идеи художника. Они дополнены произведениями самой Мавропуло, созданы в память о муже. В экспозицию также вошли две работы, созданные на основе обнаруженных в архиве неопубликованных стихотворений Филиппова.