Матисс за 2,7 млн рублей и старые мастера на аукционах: новости арт-рынка
На рынке: молодые покупают антиквариат, реновация Центра Помпиду
Bank of America рассказал об актуальных стратегиях разных поколений коллекционеров. В исследовании принимало участие порядка 1 000 респондентов старше 21 года с инвестиционными активами на сумму более $3 млн. Согласно аналитикам, наметилась тенденция, касающаяся готовности коллекционеров расстаться с частью своего собрания. Сегодня ее демонстрируют всего у 6% опрошенных в возрасте от 44 лет и старше. В 2022 году аналогичный показатель составлял 25%. При этом более молодые коллекционеры (от 21 года до 43 лет) признались, что планируют активно покупать новые работы в ближайший год. Кроме того, они гораздо чаще используют произведения искусства как залог для получения кредита. Из них порядка 40% оценивают свои собрания в суммы от $100 000.
Еще одна любопытная деталь — интерес к антиквариату, которую больше демонстрируют молодые (49%), чем старшие (14%). В целом организаторы исследования признаются, что приток молодых коллекционеров очевиден; они уже стали важным драйвером рынка, даже если пока что не готовы тратить на искусство те же суммы, что представители более старшего поколения.
На прошлой неделе Центр Помпиду представил проект реновации, согласно которому музей начнет постепенно закрываться с марта, а полностью перестанет принимать посетителей в сентябре. В конце апреля счетная палата Франции пришла к выводу о том, что институции недостает средств для самостоятельного финансирования своих девелоперских и инвестиционных проектов. Проект реновации, которой будут заниматься бюро Moreau Kusunoki и студия Frida Escobedo, оценивается примерно в $280 млн. Ожидается, что музей заново откроется не раньше 2030 года.
Предстоящие аукционы: Рубенс на Sotheby’s, Тициан на Christie’s
В начале июля в Лондоне пройдет так называемая «Неделя классического искусства», когда ведущие аукционные дома выставляют на продажу шедевры старых мастеров. Одним из топ-лотов Sotheby’s станет работа фламандского художника Херри мет де Блеса, к которой впоследствии приложил руку Питер Пауль Рубенс. Речь идет о картине «Святое семейство с младенцем Иоанном Крестителем на фоне пейзажа с путниками», выставленной на продажу 3 июля с эстимейтом в £600 00–800 000. Картина де Блеса находилась в коллекции Рубенса, который в какой-то момент решил доработать фигуры изображенных на ней людей. Об этом свидетельствуют результаты недавнего исследования картины с использованием современных технологий.
По мнению аукционистов, Рубенс решился на доработку, когда пришел к выводу, что ее отдельные фрагменты были написаны подмастерьями де Блеса. Инфракрасная фотография и рентген показали, что Рубенс переработал позы младенца Иисуса, а также Иоанна Крестителя и сделал более пышной драпировку одеяний Девы Марии. Представители Sotheby’s предполагают, что он пошел на это, желая более выгодно перепродать работу или просто хотел отточить собственное мастерство. Возглавит список топ-лотов Sotheby’s пара венецианских видов кисти Каналетто с эстимейтом в £2,5–3,5 млн.
Топ-лотом намеченных на 2 июля вечерних торгов Christie’s станет оцененная в £15–25 млн картина Тициана «Отдых на пути в Египет». Датированный 1510 годом шедевр итальянского мастера появляется на открытом рынке впервые за полтора столетия. Картину дважды похищали: из венского Бельведера в 1809 году и из английского Лонглит-хауса в 1995 году. Вернули шедевр только семь лет спустя, в 2002 году. Кроме того, Christie’s планирует установить рекорд на работы Квентина Массейса. С эстимейтом в £8–12 млн дом продает его недавно отреставрированную «Мадонну с вишней». Текущий аукционный рекорд на произведения Майссейса держится на отметке в $1,9 млн с 2020 года.
Прошедшие торги: Фальк за £240 000 и Анри Матисс за 2,7 млн рублей
Суммарная выручка завершившихся 20 июня онлайн-торгов MacDougall’s «Парижская школа и другие мастера» составила чуть более £620 000. Это вдвое меньше, чем результаты аналогичных торгов, проходивших в апреле. Топ-лотом аукциона стал «Натюрморт с перцами и сосудом» Роберта Фалька, ушедший с молотка за £241 020. Полотно «Бухта на севере» кисти знакового представителя «сурового стиля» Георгия Нисского была продана за £155 568.
Ювелирные онлайн-торги Christie’s, организованные парижским отделением аукционного дома и проходившие с 12 по 21 июня, собрали в сумме €10,5 млн. Топ-лотом оказался колумбийский изумруд весом чуть более 14 каратов. Его цена составила €756 000. В секции ювелирных украшений за €327 600 с молотка ушло выполненное в стиле ар-деко колье от Cartier с бриллиантами, изумрудами и ониксом.
Топ-лотом проходивших 22 июня торгов «Литфонда» стал комплект из «Портрета Лидии Делекторской» Анри Матисса и письма Николая Оболенского Илье Эренбургу, в котором сообщается о подарке, переданном ему Делекторской. Сам Эренбург часто бывал в Ницце, где познакомился с Матиссом, а тот сделал несколько его портретов. Составной лот ушел с молотка за 2,7 млн рублей при начальной ставке в 650 000 рублей. За 550 000 рублей был продан «Портрет жены» работы видного представителя ленинградского андеграунда Соломона Россина.
Новый взгляд на латиноамериканское искусство
Портал Artnet совместно с Morgan Stanley решил проанализировать рынок латиноамериканского искусства. Всплеск интереса к этому сегменту провоцирует Венецианская биеннале 2024 года. В проекте куратора Адриано Педроса под названием «Чужаки повсюду» представлены работы более 330 художников и арт-коллективов. Более 80 из них так или иначе связаны с Латинской Америкой. Это примерно 24% проекта. На биеннале 2022 года этот показатель составлял всего 11%. Кроме того, по задумке Педросы, биеннале в этом году целенаправленно уделяет внимание авторам, которые по разным причинам были маргинализированы в истории искусств.
Согласно базе данных Artnet, текущий аукционный рекорд на произведения латиноамериканского искусства составляет $34,9 млн. Он принадлежит автопортрету Фриды Кало, который был продан за эту сумму на Sotheby’s в 2021 году. Теперь эта картина представлена в главном павильоне биеннале. Суммарный оборот аукционных продаж авторов Латинской Америки в прошлом году составил $245,5 млн. Это ниже, чем в пиковом 2015 году, когда показатель равнялся $388,3 млн. Аналитики также отмечают, что в верхних ценовых сегментах рынка латиноамериканского искусства гендерное неравенство заметно ниже, чем в целом по рынку. В топ-20 самых заметных продаж за 2013–2023 годы женщины занимают шесть строк, а лидирует среди них Фрида Кало. В общемировой 20-ке из женщин представлена только Яёи Кусама, появившаяся там только в прошлом году.
«Гараж» создает коллекцию современного искусства, SFMOMA покупает Кусаму
Музей «Гараж» собирается заняться коллекционированием современного российского искусства. Основной акцент планируют сделать на работах 1980–2020-х годов. Собрание уже формируется за счет закупок и даров. Первую часть будущей коллекции планируют показать в павильоне «Времена года» на территории Парка Горького уже осенью. В экспозицию войдет большой корпус архивных материалов и подборка новых поступлений. Формат открытого хранения позволит «Гаражу» создавать и расширять свою коллекцию буквально на глазах посетителей.
Американский музей SFMOMA купил одну из так называемых «Зеркальных комнат» Яёи Кусамы. Масштабная инсталляция под названием «Мечтая о сферичности Земли, я готова предложить свою любовь» была впервые показана на нью-йоркской площадке мегагалереи David Zwirner весной прошлого года. Музей также пополнил свое собрание работами Кристофера Вула, Мартина Вонга, Оскара Мурильо, Вирджила Абло и других авторов.
В прошлом месяце на юге Норвегии открылся Музей скандинавского искусства. Под выставочное пространство переоборудовали просторное (порядка 8 500 квадратных метров) трехэтажное здание бывшего зернохранилища в Кристиансанне. В основу собрания новой институции ляжет коллекция норвежского финансиста Николая Тангена. Из его средств также была покрыта почти треть расходов на реконструкцию будущего музея, которая в целом составила порядка $65 млн.
«Черный квадрат» в «ГЭС-2», Пиранези в Пушкинском музее
Выставка «Квадрат и пространство» открылась на прошлой неделе в Доме культуры «ГЭС-2». Это первый опыт работы Дома культуры с кураторами Зельфирой Трегуловой и Франческо Бонами. Как сообщила на открытии программный директор ДК Алиса Прудникова, прийти к согласию по поводу названия проекта и его подзаголовка «От Малевича до ГЭС-2» было непросто. Выставка готовилась год. Только выкраска стен менялась четыре раза. Зато в результате здание и архитектура выставки обрамляют собой грандиозный кураторский замысел. По масштабу осмысления путей русского авангарда, который, как сказала Трегулова на пресс-конференции, «зародился как Афина в голове Зевса», его развития и влияния на мировое искусство, именно такой выставкой нужно было открывать «ГЭС-2» в декабре 2021 года.
По словам Зельфиры Трегуловой, идея выставки заключается в том, чтобы проследить, как Казимир Малевич, следовавший по пятам своих предшественников, сделал открытия, которые в послевоенную эпоху стали магистральными путями развития мирового искусства. Бонами стал автором концепции, построенной на игре слов: английское square переводится на русский и как «квадрат», и как «площадь». Сложная система перекличек между работами из 30 собраний выстраивается во многом благодаря застройке экспозиционного пространства, созданной архитектором Евгением Ассом, которая позволяет зрителю фланировать по выставке как по улицам большого города.
Мысль о том, что авангард возник в России не только под влиянием французских мастеров, призваны подчеркнуть открывающие экспозицию полотна Архипа Куинджи и Ивана Айвазовского. В отдельные «карманы» экспозиции вынесены две масштабные и невероятно зрелищные инсталляции: «Случай в музее, или музыка на воде» (1992) Ильи и Эмилии Кабаковых, а также «Метрополис. Traum(a)stadt» (2024) Владимира Селезнева. На выставке также представлены шедевры Фрэнсиса Бэкона, Эрика Булатова, Сая Туомбли, Василия Кандинского, Ансельма Кифера, Энтони Гормли.
В Пушкинском музее до 15 сентября проходит выставка архитектурной графики, посвященная тому, как Рим за три столетия стал «вечным городом» с самыми часто изображаемыми достопримечательностями. Медитативный проект под названием «Три времени Рима» предлагает зрителю окунуться в детали старинных гравюр и, сравнивая их друг с другом, увидеть, как менялся город, представления о нем и его обитатели. Львиная доля из почти 150 экспонатов происходит из собрания архитектора Максима Атаянца, который сам себя коллекционером не считает. Он подчеркивает, что не ставит перед собой задачи сформировать репрезентативное собрание, а рассматривает это занятие как возможность находиться в диалоге с творцами классической архитектуры. Атаянц рассказывает, как впервые задумался о собирательстве во времена позднего СССР, увидев в магазине старой книги на Невском гравюру Пиранези. «Потом выяснилось, что за этим скрывалась ошибка оценщиков, но для меня это был шок, сравнимый с тем, как если бы вы сейчас пришли в магазин и увидели картину Рембрандта», — признается Атаянц.
Сегодня на выставке в Пушкинском музее представлена примерно десятая часть его коллекции. По словам Максима Атаянца, коллекционные вещи массово появляются на рынке во времена сильных потрясений, например, после революции 1917 года или после блокады Ленинграда. Так было и в начале 1990-х. «Я тогда занял $1 200, чтобы купить шесть листов Пиранези, переплатив за них, как потом оказалось, раза в два», — вспоминает Атаянц. При этом он отмечает, что сегодня мы недооцениваем объем старинных гравюр, находившихся Российской империи, забывая о том, что это тиражное искусство, которое в принципе довольно доступно: «Каждый второй помещик, посещая Рим, считал своим долгом что-то купить, поэтому даже столетия спустя в Петербурге удавалось найти удивительные вещи». Что касается сегодняшних цен в этом сегменте рынка, Максим Атаянц считает их стабильными и зависящими почти исключительно от перепадов курса валют: «В отличие от рынка современного искусства, здесь полностью отсутствует спекулятивный спрос».
Московская Sistema Gallery решила отметить свой второй день рождения выставкой под названием «Взгляд на Восток», которая откроется 28 июня. В экспозицию войдут произведения современных зарубежных авторов, в первую очередь из Турции и Ирана, из собственного собрания галереи. Большинство из них были в свое время куплены на международных ярмарках в Турции и на Art Basel Hong Kong. Sistema Gallery открыла свое первое пространство в трехэтажном особняке в Бобровом переулке летом 2022 года. Год спустя выставочные площади были увеличены за счет соседнего здания, где также разместились открытое хранение, лекторий и офис. В планах — открыть мастерские для художников, сувенирный и книжный магазин, кафе и ресторан. За два года галерею посетило более 70 000 человек.