Искусство в большой цене: что продавали и покупали на ярмарке Art Basel в 2024 году
На ярмарке Art Basel, которая прошла в Швейцарии с 13 по 16 июня, участвовало 286 галерей из 40 стран. Короткое резюме: арт-рынок жив, происходят обновления, приходят новые галеристы. А вот «старая гвардия» сдается (например, в июне закроется легендарная галерея Marlborough).
Основанная в 1970 году ярмарка пошла по пути масштабирования проекта. На сегодняшний день, помимо швейцарского мероприятия, действуют Art Basel Miami, Art Basel Hong Kong и уже в третий раз пройдет ярмарка Paris+. Французский проект оказался настолько успешным, что в этом году даже шли разговоры о том, что из-за Парижа якобы сильно уменьшилось присутствие американских коллекционеров в Базеле. Есть даже предположения, что парижская ярмарка способна со временем затмить Базель своим гламуром и перетянуть джетсеттеров. Но пока привычка галерей придерживать лучшие вещи до ярмарки в Базеле выглядит неизменной.
Безусловно, на арт-рынок влияет и политика. Кто-то из дилеров считает, что из-за ближневосточного конфликта коллекционерская активность резко снизилась, кто-то старается лишний раз на эту тему не высказываться. Все в один голос говорят про швейцарцев как главных покупателей на ярмарке этого года. Среди них и новые коллекционеры. А вот посетителей из Азии немного, в основном они приезжают из Японии. Была и делегация из Гонконга, но она не покупала искусство, а скорее представляла регион.
Еще одну тенденцию можно назвать «Утром в Венеции — вечером на Art Basel». В Базеле показывали много произведений искусства, которые были до этого представлены на Венецианской биеннале 2024 года. В частности, работы из проекта Пьера Юига в Punta della Dogana или автора американского павильона в Венеции Джефри Гибсона. Попадались также и художники основного проекта биеннале в Джардини. Отдельный стенд был отдан аргентинской художнице La Chola Poblete. Некоторые галеристы говорят, что такую вспышку внимания сложно удержать, приводя в пример работы Симоны Ли — звезды женской биеннале 2022 года, чье имя этом году уже не гремит.
Организаторы и участники ярмарки единогласно отмечали, что событие прошло лучше ожидаемого. Круг коллекционеров явно молодеет и расширяется, искусство привлекает все больше новых денег, а галеристы как самая коммерческая часть арт-сообщества совершенствуют методы «выращивания» художников и цен на их произведения.
Но важно понимать, что инвестиционная привлекательность искусства — это большое обобщение. Безусловно, успешной инвестицией можно считать только «голубые фишки» (так называют акции крупнейших компаний с большой капитализацией и высокой ликвидностью. — Forbes Life) в виде главных имен из истории искусства, а также произведения молодых художников, на которых уже сформирован устойчивый лист ожидания. Все значимые коллекции в мире — это результат настоящей страстной любви к искусству плюс умение видеть тренды. И все это помножено на удачу.
Рассказываем о главных предметах искусства, которые продавались на ярмарке в этом году.