К сожалению, сайт не работает без включенного JavaScript. Пожалуйста, включите JavaScript в настройках вашего броузера.

Искусство в большой цене: что продавали и покупали на ярмарке Art Basel в 2024 году

Яеи Кусама, «Стремление к любви тыквы, любовь в моем сердце». Секция Unlimited. Продана за $5 млн
Яеи Кусама, «Стремление к любви тыквы, любовь в моем сердце». Секция Unlimited. Продана за $5 млн
Кризисы и неспокойная политическая обстановка в мире, кажется, почти не затронули главную ярмарку современного искусства — Art Basel. Галерист и корреспондент Forbes Life Алина Пинская рассказывает, как прошло это важное для арт-рынка мероприятие в 2024 году

На ярмарке Art Basel, которая прошла в Швейцарии с 13 по 16 июня, участвовало 286 галерей из 40 стран. Короткое резюме: арт-рынок жив, происходят обновления, приходят новые галеристы. А вот «старая гвардия» сдается (например, в июне закроется легендарная галерея Marlborough).

Основанная в 1970 году ярмарка пошла по пути масштабирования проекта. На сегодняшний день, помимо швейцарского мероприятия, действуют Art Basel Miami, Art Basel Hong Kong и уже в третий раз пройдет ярмарка Paris+. Французский проект оказался настолько успешным, что в этом году даже шли разговоры о том, что из-за Парижа якобы сильно уменьшилось присутствие американских коллекционеров в Базеле. Есть даже предположения, что парижская ярмарка способна со временем затмить Базель своим гламуром и перетянуть джетсеттеров. Но пока привычка галерей придерживать лучшие вещи до ярмарки в Базеле выглядит неизменной.

Безусловно, на арт-рынок влияет и политика. Кто-то из дилеров считает, что из-за ближневосточного конфликта коллекционерская активность резко снизилась, кто-то старается лишний раз на эту тему не высказываться. Все в один голос говорят про швейцарцев как главных покупателей на ярмарке этого года. Среди них и новые коллекционеры. А вот посетителей из Азии немного, в основном они приезжают из Японии. Была и делегация из Гонконга, но она не покупала искусство, а скорее представляла регион.

 

Еще одну тенденцию можно назвать «Утром в Венеции — вечером на Art Basel». В Базеле показывали много произведений искусства, которые были до этого представлены на Венецианской биеннале 2024 года. В частности, работы из проекта Пьера Юига в Punta della Dogana или автора американского павильона в Венеции Джефри Гибсона. Попадались также и художники основного проекта биеннале в Джардини. Отдельный стенд был отдан аргентинской художнице La Chola Poblete. Некоторые галеристы говорят, что такую вспышку внимания сложно удержать, приводя в пример работы Симоны Ли — звезды женской биеннале 2022 года, чье имя этом году уже не гремит.

Организаторы и участники ярмарки единогласно отмечали, что событие прошло лучше ожидаемого. Круг коллекционеров явно молодеет и расширяется, искусство привлекает все больше новых денег, а галеристы как самая коммерческая часть арт-сообщества совершенствуют методы «выращивания» художников и цен на их произведения. 

 

Но важно понимать, что инвестиционная привлекательность искусства — это большое обобщение. Безусловно, успешной инвестицией можно считать только «голубые фишки» (так называют акции крупнейших компаний с большой капитализацией и высокой ликвидностью. — Forbes Life) в виде главных имен из истории искусства, а также произведения молодых художников, на которых  уже сформирован устойчивый лист ожидания. Все значимые коллекции в мире — это результат настоящей страстной любви к искусству плюс умение видеть тренды. И все это помножено на удачу.

Рассказываем о главных предметах искусства, которые продавались на ярмарке в этом году. 

Василий Кандинский и другие большие мастера
Работа Василия Кандинского на стенде Landau Fine Art (фото Алины Пинской)

Василий Кандинский и другие большие мастера

По традиции первый этаж экспоцентра в Базеле, где идет ярмарка, занимали галереи более тяжеловесные, с дорогими произведениями modern & contemporary, а также секция кураторских стендов Features с художниками старшего поколения. На втором этаже, как правило, более молодые игроки с ценами ниже. Но художников, чьи работы стоят миллионы, и там хватало.

Заметным был стенд Landau Fine Art c Кандинским «not for sale». Эту работу показывали и на TEFAF в этом году. Здесь же — маленький холст Поллока за $2,5 млн и отличная работа Риопеля за $1,8 млн.

Жан Дюбюффе
Инсталляция Жана Дюбюффе на стенде Pace Gallery·Galerie Lelong & Co (фото Алины Пинской)

Жан Дюбюффе

Галерея Applicat-Prazan продала позднего Никола де Сталя 1950-х в районе $4 млн и «Еврейскую женщину» Жана Дюбюффе (собственник— нью-йоркский МоМА) за $2 млн. Имя Дюбюффе громко прозвучало на ярмарке этого года: галерея Pace продала его узнаваемую черно-белую инсталляцию Banc-Salon из огромной скамьи и двух подвесных скульптур за €800 000. Это так называемые edition — работа создана тиражом из шести экземпляров, включая еще один авторский экземпляр. На Art Basel ушли три экземпляра из тиража.

Яеи Кусама
Работа Кусамы на стенде Victoria Miro, $7 млн (фото Алины Пинской)

Яеи Кусама

За поп-эстетику наших дней отвечает Кусама, представленная на ярмарке  в немалом количестве. У Виктории Миро — холст за $2,2 млн и бронзовая тыква за $7 млн. Не отстает по представительности и Том Вессельман. В галерее Van de Wieghe две работы Вессельмана за $5,5 и $4,8 млн.

Джоан Митчелл
Джоан Митчелл, «Подсолнухи» на стенде David Zwirner ушли за $20 млн (фото Алины Пинской)

Джоан Митчелл

На третьем этаже выставочного центра есть специальные залы для персонального просмотра произведений искусства, на случай, если кто-то из коллекционеров хочет остаться незамеченным. Аренда такого зала стоит $10 000 в час. Бывают случаи, что клиенты загуляли на стендах и не пришли вовремя, а в спину дышит следующая галерея, тоже арендовавшая viewing room.

В самом начале ярмарки активно обсуждалась продажа галереей David Zwirner диптиха Джоан Митчелл за $20 млн. Выставка художницы с большим успехом прошла в фонде Louis Vuitton полтора года назад.

 Африканские художники
Работа Тойин Оджих Одутола на стенде Jack Shainman (фото Алины Пинской)

Африканские художники

На стенде David Zwirner — работа ведущего афроамериканского художника Керри Джеймса Маршалла за $8,5 млн. Вообще афроамериканское искусство уже можно не называть трендом, теперь оно вписано в мировой арт-рынок. На Unlimited ярким примером стали инсталляции художницы Faith Ringgold «Пробуждение и воскрешение двухсотлетнего Negro» и «Черные Пантеры» Генри Тейлора (его большая ретроспектива проходила зимой в музее Whitney).

Параллельно с ярмаркой в Кунстмузеуме и Кунстхалле города Базель идут выставки художников африканского происхождения. Одна из них, сборная, посвящена фигуративной живописи от первой трети ХХ века до сегодняшнего дня, вторая — проект нигерийско-американской звезды Тойин Оджих Одутола. На стенде галереи Jack Shainman монументальная, трехметровая работа художницы на бумаге продавалась за $3 млн.

Виллем де Кунинг
Виллем де Кунинг, «Без названия XXIX», 1986, на стенде Skarstedt (фото Алины Пинской)

Виллем де Кунинг

Бросалось в глаза присутствие поздних работ Виллема де Кунинга. Выставка де Кунинга, открывшаяся во время Венецианской биеннале в Академии, довольно выигрышно показала его поздние вещи. Галереи поспешили достать эти поздние холсты. Просят за них примерно $7–9 млн.

 Unlimited
Работы Мириам Кан в секции Unlimited (фото Алины Пинской)

Unlimited

Секция Unlimited, где показывают искусство больших размеров, на ярмарке испытывает некоторые трудности: такие инсталляции все сложнее продавать. Частные музеи переполнены. Бывает, что эти работы создаются непосредственно под ярмарку. В случае не случившейся продажи их нужно демонтировать и хранить до лучших времен, что накладно для галерей.

В этом году на входе в секцию Unlimited зрителей встречал частокол белых флагов — инсталляция 1960 года Марио Чероли предлагалась галереей Cardi за €800 000. Галерист Ларри Гагосян представил «оцинкованную» комнату Дональда Джадда, что раньше выставлялась в галерее Castelli, а еще обернутый автомобиль Христо. Американская галерея Pace — скульптуры и живопись Натали дю Паскье, одной из основательниц дизайн-группировки «Мемфис». Галерея Jocelyn Wolf в коллаборации с Meyer Rigger показали зал с живописью Мириам Кан. Слава пришла к этой швейцарской художнице в зрелом возрасте. Год назад ее выставка с успехом прошла в парижском Palais de Tokyo.

Секция дизайна
Объект Клода Лаланна на стенде Ben Brown Fine Arts (фото Алины Пинской)

Секция дизайна

Дизайн Майами Арт Базель тоже имеет свою устоявшуюся с годами структуру — центральный костяк галеристов, преимущественно французов, к которому в прямом смысле примыкают более молодые галереи. Роль дорогого и надежного условного Вессельмана здесь исполняет французский скромный модернизм Жана Пруве (знаковый стол Presidence выставлен за €850 000), а более радикальное и современное — предметы в галерее Friedman Benda.

Несколько лет назад большие оранжевые светильники Stephane Maupin из ресторана в Palais de Tokyo продавались на аукционе с эстимейтом €8000. Сегодня они  выставлены за €45 000 в галерее Downtown Laffanour.

Сын великого Ива Гасту продолжает линию отца: большой красивый стенд галереи с привычным набором объектов 1980-х, работами Широ Кураматы и Этторе Соттсасса. Напротив — Жан-Габриэль Миттеран со стремительно дорожающими объектами Лаланнов. Бронзовый капустный кочан на курьих ножках выставлен «not for sale» у лондонских дилеров Ben Brown Fine Arts в основной секции ярмарки. Но если кандидатура подойдет — можно приобрести аналогичный за €2,5 млн.

Мы в соцсетях:

Мобильное приложение Forbes Russia на Android

На сайте работает синтез речи

иконка маруси

Рассылка:

Наименование издания: forbes.ru

Cетевое издание «forbes.ru» зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, регистрационный номер и дата принятия решения о регистрации: серия Эл № ФС77-82431 от 23 декабря 2021 г.

Адрес редакции, издателя: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Адрес редакции: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Главный редактор: Мазурин Николай Дмитриевич

Адрес электронной почты редакции: press-release@forbes.ru

Номер телефона редакции: +7 (495) 565-32-06

На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети «Интернет», находящихся на территории Российской Федерации)

Перепечатка материалов и использование их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, возможны только с письменного разрешения редакции. Товарный знак Forbes является исключительной собственностью Forbes Media Asia Pte. Limited. Все права защищены.
AO «АС Рус Медиа» · 2024
16+