«Виды доброты» в Каннах: как Йоргос Лантимос рассказывает о власти и любви
Кажется маловероятным, чтобы один режиссер выпустил два больших проекта подряд меньше, чем за год. Однако из-за пандемии и забастовок, которые в последние годы постоянно задерживают производственный процесс, у режиссеров действительно могло накопиться сразу несколько фильмов, ждущих премьеры.
Еще более маловероятным кажется, что после невероятного успеха одной картины следующая получится такой же удачной. Речь идет, конечно, о «Бедных-несчастных» Йоргоса Лантимоса, которые выиграли «Золотого льва» Венецианского фестиваля в прошлом году и пять «Оскаров» в этом. Вторым проектом стали «Виды доброты», чья премьера только что прошла на Каннском фестивале.
Сам грек относится к «Видам доброты» как небольшому проекту на стороне, который он снял после «Бедных-несчастных». С одной стороны, режиссера можно понять — после масштабных съемок с сотнями костюмов, декораций и CGI, проект, не требующий такой тщательной подготовки, действительно может показаться небольшим. С другой — в «Видах доброты» задействован отличный актерский состав, бюджет в $15 млн действительно скромный, но не такой уж маленький, а внушительная длина в два с половиной часа никак не позволяет назвать фильм «небольшим».
Картина состоит из трех историй примерно по 55 минут каждая. Актерский состав в них, как и в недавних короткометражках Уэса Андерсона по Роальду Далю, одинаковый. В первой Джесси Племонс играет кого-то вроде бизнесмена, чья жизнь полностью зависит от его босса (Уиллем Дефо). Тот принимает за героя абсолютно все решения — от того, что поесть, до того, на ком жениться. Когда персонаж Племонса выходит из под жесткого контроля покровителя, он понимает, что не может принять ни одного самостоятельного решения.
Во второй истории Джесси Племонс играет полицейского, у которого пропадает жена (Эмма Стоун). Ее скоро находят, но она возвращается не такой, какой была раньше. Тогда герой начинает подозревать, что супруга не та, за кого себя выдает. В третьей части Эмма Стоун и Джесси Племонс состоят в чем-то наподобие секты, которую возглавляют Дефо и Хонг Чау, и ищут девушку, способную воскрешать мертвых.
«Виды доброты» можно смело назвать возвращением Лантимоса к его ранним работам. Сценарий к фильму он написал совместно с греческим автором Эфтимисом Филиппу, который работал над всеми картинами режиссера, кроме «Фаворитки» и «Бедных-несчастных». В этих двух фильмах Лантимос «изменил» Филиппу с британским драматургом Тони Макнамарой. А «Виды доброты» получились гораздо более злыми, экспериментальными и издевательскими.
Издеваются при этом как над актерами, так и над зрителями. В фильме есть расчлененка, порнография, много наготы, животных, еды и насилия. Йоргос вспомнил, как любил троллить зрителей в ранних работах и хорошенько оторвался. А Филиппу, кажется, вообще неважно, поймет аудитория что-нибудь или нет, главное, чтобы вышло так, как он задумал.
Визуально режиссер тоже не изменяет себе: статичные кадры, много крупных планов, очень сдержанная актерская игра, хотя не такая формалистская и деревянная, как в ранних работах Лантимоса. Над фильмом работал оператор «Фаворитки» и «Бедных-несчастных» Робби Райан, и таким образом режиссер объединяет два мира — раннее и зрелое творчество — и создает что-то более взвешенное и лощеное.
Не все главы работают одинаково — фильм начинается бодро и уверенно, но чем ближе к концу, тем больше режиссер запутывает зрителей в идеях, аллегориях и абсурдных сюжетах. Куда клонят сценаристы, понять все сложнее. Все сюжеты объединяет одна общая тема — любовь и власть и как одно может легко подменить другое.
В первой части герой Джесси Племонса ищет одобрения и общности с группой, но как только его ценности начинают расходиться с общими, он оказывается в страшном, неуютном одиночестве. Он обретает свободу, но лишается покоя. Во второй главе Лантимос изучает динамику в романтических отношениях — муж не готов принять жену, которая прошла через тяжелый опыт и в итоге перестала быть прежней, поэтому он использует власть над ней, чтобы заставить ее перестать быть самой собой. В третьей же главе персонаж Эммы Стоун оказывается в культе, который пропагандирует всеобщую любовь, но сохранить эту любовь возможно только тогда, когда ты полностью подчиняешься общим правилам.
И здесь приходят в голову сравнения с самим режиссерам. Лантимос, несомненно, обладает большой властью, если может уговорить актеров заниматься на экране чем угодно. Власть и любовь как будто смешиваются на самой съемочной площадке. При этом из всего актерского состава особенно выделяется Джесси Племонс — ему достаются три абсолютно разные роли, и он с уверенностью демонстрирует разносторонность своего таланта. Гениальный Уиллем Дефо, как обычно, вовсю блещет харизмой в ролях второго плана, а Эмма Стоун, кажется, окончательно слилась с греческим режиссером в творческом дуэте.
На пресс-конференции в Каннах объявили, что Стоун поработает с греком в его следующем проекте. Это будет уже четвертая подряд совместная работа режиссера и актрисы. Джесси Племонса тоже не забыли. Вместе они снимутся в фильме «Бугония» про двух конспирологов, которые похищают влиятельную главу крупной корпорации. Они уверены, что она инопланетянка и хочет уничтожить Землю. Сюжет вполне в духе Йоргоса. Главное, чтобы производство фильма не задержал очередной кризис в кино.