Интерьерные тренды — 2024: как создать стильное общественно-деловое пространство
Современные офисы вынуждены становиться чем-то большим, чем пространство для работы. Сегодня с наличием стабильного интернета и розетки практически любое место в городе может стать рабочим, поэтому приходится конкурировать с домом, кафе, общественными пространствами. Меняется и подход к дизайну. Его главная миссия — адаптироваться под изменения — как социальные, так и экономические.
По итогам нескольких насыщенных дней на Salone del Mobile можно сделать главный вывод — офис будущего все больше напоминает дом. Точнее этот вектор был задан еще лет 7-8 назад, но не настолько смело, как сейчас, в постковидное время, когда дизайнерские идеи и решения в корпоративном интерьере ориентируются, прежде всего, на самого человека — его бытовые и эмоциональные потребности, а также такие социальные явления, как толерантность и инклюзивность.
Создавая проект, дизайнер берет во внимание не только сферу деятельности, корпоративные ценности и бизнес-задачи, но и социокультурный контекст, чтобы будущий интерьер был комфортен для всех его обитателей и оставался актуальным еще на несколько лет вперед. Помимо грамотного зонирования, современных стандартов эргономики и экологичных материалов, важную роль играет атмосфера уюта и благополучия, не это ли объединяет теперь дом и работу?
Основательница студии Designic и эксперт по созданию общественно-деловых пространств Аня Саркисьянц объясняет главные дизайнерские решения с Salone del Mobile 2024, которые с уверенностью можно брать и применять, так как они отвечают на социальный запрос и будут актуальны еще долго.
Гибкое рабочее пространство
Одна из насущных задач HR-отделов последние пару лет — вернуть привыкших к удаленке сотрудников из дома в офис, показать его бытовые преимущества и эффективность в выполнении ежедневных задач. «Одомашнивание» офиса активно набирает обороты и сегодня скорее является классическим решением, почти обязательным. Даже если у вас очень строгий минималистичный интерьер «исключительно про бизнес», необходимо иметь место, где человек может расслабиться в течение рабочего дня, переключить свой внутренний тумблер.
Аня Саркисьянц объясняет, что создать ощущение дома помогают мягкие цвета, уютные текстуры и гибкость форм. Грамотное зонирование и применение основных принципов скандинавского подхода с фокусом на человекоцентричность и гармонию – практически универсальная формула при создании эффективного офиса.
«Самый простой способ организовать лаунж-зону в офисе — освободить пространство, разместить поверх основного покрытия ковер с рисунком и ворсом, добавить несколько пуфов и диван — и зона для неформального общения готова», — комментирует Саркисьянц.
Из дома в офис перекочевали и такие решения как «портативный свет», который можно носить с собой. Еще один вариант — освещение с регулируемой температурой света. Чередуя холодные и теплые оттенки, можно переключаться в более сконцентрированное или, наоборот, расслабленное состояние. Это позволяет эффективно сосредотачиваться на выполнении задач.
Гибкий офис не только учитывает нужды сотрудников, но и помогает быстро реагировать на изменения внутри компании. Например, сегодня компания небольшая, а завтра произошли глобальные изменения и нужно оперативно расширить команду, или, наоборот, уменьшить штат по причине сокращения внутренних процессов. Поэтому пространство должно напоминать конструктор: открытая планировка, модульная мультифункциональная мебель, шумопоглощающие панели, зонирующий текстиль и даже модульное напольное покрытие, которое можно оперативно поменять. Такие решения позволяют быстро кастомизировать обезличенные рабочие места, способствуют неформальному общению, совместному творчеству и командной работе. Модульный интерьер добавляет элемент геймификации — сотрудники сами могут побыть дизайнерами и сконструировать пространство «под себя».
Так, стенд итальянской компании Arper в этом году переосмыслил уже привычное пространство кьюбиклов. А Bottega Veneta объединились с мебельным брендом Cassina и представили обновленную версию табурета LC14 Tabouret Cabanon — модели, созданной еще в 1952 году Ле Корбюзье. Этот предмет интерьера как нельзя кстати отражает идею модульности: он может служить и табуретом, и кофейным столиком, а из нескольких можно соорудить, например, барную стойку.
Искусство в офис
В мировом масштабе отношения между бизнесом и искусством имеют давнюю историю. Энди Уорхол писал: «В эпоху хиппи все принижали идею бизнеса, говорили: «Деньги – это плохо» или «Работать – плохо», но зарабатывание денег – это искусство и работа – это искусство, а хороший бизнес – лучшее искусство». При этом интервенция искусства в офисы российских компаний только набирает обороты, что заметно преображает пространство, наполняя его дополнительными смыслами и творческими импульсами.
Использование аксессуаров, например, винтажной посуды или коллекционных лотов громче любых слов подчеркнет стиль, статус и личный бренд руководителей или владельцев бизнеса. Например, в рамках Salone del Mobile Saint Laurent представили лимитированную серию фарфоровых тарелок, созданную в сотрудничестве с архивом знаменитого архитектора и дизайнера Gio Ponti и старейшей итальянской фарфоровой фабрикой Ginori. А французский дизайнер Ронан Буруллек создал вазы для бренда Mutina. «Ваза может быть очень самодостаточна сама по себе. Можно поставить в нее простую травинку или сухоцвет, и это уже отлично смотрится. Некоторые бренды предлагают просто положить массивные фактурные камни, другие — сделать акцент на декоративные предметы из керамики. Если придерживаться в целом минималистичного интерьера, с декором нужно работать обязательно», — отмечает Аня Саркисьянц.
Важным трендом, помимо классических художественных форм (живопись, скульптура, постеры или муралы), становится использование винтажных предметов мебели. В этом году в Милане, в рамках Fuorisalone, сильной коллаборацией выступили Vitra и Porsche, выпустившие стулья в фирменной обивке Porsche Pepita. Для коллекции выбрали три культовых силуэта — Petit Repos и ID Trim L, созданные итальянцем Антонио Читтерио, и Eames Fiberglass Chair Vitra. Последняя модель произвела революцию в 1950-е. В послевоенные годы у общества сформировался запрос на недорогую и удобную мебель серийного производства, и в 1957-м американские дизайнеры Чарльз и Рэй Имз создали стул с сиденьем и спинкой, выполненным из единого пластикового корпуса. Eames Fiberglass Chair стал одним из самых значимых дизайнов XX века — и, кстати, одним из самых копируемых предметов мебели. Такие знаковые модели вписываются в функциональное пространство офиса и при этом сами по себе являются предметами искусстваС
Игра с фактурами
В офисном интерьере можно не бояться работать с разными фактурами. Например, сочетать металлические поверхности с бензиновой палитрой и мягкую текстурную буклю. Металлик появился в коллекциях Zanotta, которые даже текстиль окрашивают в подобный оттенок. А, например, Meridiani предлагают сочетать металлические поверхности с белой буклей и деревом, подсвечивая локальными декоративными источниками. Благодаря правильно освещению металл перестает быть холодным.
«Букля остается самым популярным вариантом текстиля уже несколько сезонов, потому что этот материал действительно хорошо создает уют. Например, итальянский бренд Visionnaire в этом году предлагает использовать буклю даже для отделки стен. Эта идея отлично подойдет компаниям, которые не боятся в офисе создавать более домашнюю и менее официальную атмосферу. Я бы рекомендовала оформлять обоями из букли стены в кабинетах руководителей», — комментирует Аня.
Ближе к природе
Биофильный дизайн основывается на теории «биофилии» американского биолога Эдварда Осборна Уилсона. В конце ХХ века он обратил внимание на растущие темпы урбанизации, что привело к существенному разрыву связи человека с природой. Ее мы и стараемся компенсировать в виде собственных зеленых оазисов — сначала дома, а теперь и в офисе. Причем это не только интеграция живых растений. Быть ближе к природе позволяют панорамные окна, правильно подобранный свет и возможность его диммировать, органическая форма мебели, натуральные материалы и естественная цветовая палитра.
Отличным примером, иллюстрирующим «природность», в этом году стала штаб-квартире Loro Piana: светлое помещение с высокими потолками оформили примятой травой, как в настоящей долине, мебель обили мягкой шерстью перуанской викуньи, а также разместили в пространстве кресла-шезлонги авторства Чини Боэри, которые принимают положение тела человека. По словам Боэри, «человеку придумывается лучше всего именно в этом положении» — идея для зон брейншторма или кабинета руководителя.
Саркисьянц рассказывает, что бренд Minotti уже не первый год зовет всех работать в сад, вот уже третий раз после пандемии они предлагают бетонное блочное окружение и мягкую зелень внутри с природными оттенками тканей. И кстати, тренд на природность заставил многие бренды выйти в outdoor. Те, кто никогда не производили мебель для улиц, стали это делать. А лондонское дизайн-бюро ecoLogicStudio представило свою первую коллекцию биофильных предметов PhotoSynthetica — настольный биотехнологический очиститель воздуха, табурет из биоматериала и кольцо из биомассы микроводорослей, напечатанные на 3D-принтере.
Дополняет биофильный тренд прозрачность, которая была, есть и будет ключевым элементом, придающим интерьерам ощущение легкости и открытости. Стекло, акрил и другие полупрозрачные материалы используются в мебели, перегородках и аксессуарах, создавая визуальную глубину и усиливая пространственные перспективы. Эта тенденция способствует созданию воздушной, современной эстетики, сохраняя связь с окружающей средой и подчеркивая человекоцентричность дизайна.
«Дизайн интерьера – это, по сути, запрограммированная среда, которая выстраивается по определенным правилам: в одной части пространства побуждает человека к определенным действиям, а в другой – подстраивается под его запрос и потребности. Так, например, стол округлой формы из натуральных материалов невербально располагает участников переговоров к поиску оптимального решения; диван-гнездо в центре офиса – «приглашает» к неформальному общению; искусство на стенах – вдохновляет и побуждает к творчеству. А удобно расположенная «мокрая точка» с интересным набором функций в кофе пойнте подтолкнет сотрудника встать и пройти 30–50 шагов за водой или кофе. И все это — элементы иммерсивности, которые помогают сформировать лояльность сотрудника», — отмечает Анна. Salone Del Mobile 2024 привел офис в гармонию – примирил его с постоянными и неизбежными изменениями и создал комфортную деловую среду для человека: с инструментами для свободы выражения и располагающим бытом.