Неудачный дебют: почему «Чистильщик бассейнов» не дотягивает до большого кино
Даррен Барренман (главного героя играет сам Крис Пайн) — обычный парень, слегка чудаковатый, но безобидный. Он чистит бассейн многоквартирного дома в одном из районов Лос-Анджелеса, а сам живет неподалеку в небольшом трейлере. В свободное от работы время Даррен пишет письма Эрин Брокович, известной правозащитнице в области охраны окружающей среды, и разрабатывает реформу наземного транспорта в городе.
Но ту самую реформу транспорта провести никак не удается — коварный чиновник (Стивен Тоболовски) всякий раз отклоняет абсурдные и несуразные предложения Даррена. Расстроенный отсутствием прогресса, герой опускает руки после каждого отказа. Но однажды узнает, что этот самый чиновник в сговоре с местными бизнесменами.
Даррен начинает расследование, чтобы докопаться до истины, спасти Лос-Анджелес от засухи, а заодно и таинственную леди. В этом деле ему помогают подружка (Дженнифер Джейсон Ли), а также супружеская пара — психотерапевт (Аннетт Бенинг) и документалист (Дэнни ДеВито).
«Чистильщик бассейнов» — режиссерский дебют Криса Пайна, актера с большим багажом разноплановых ролей. Только за последние 10 лет он успел побывать вором в культовом фэнтези («Подземелья и драконы: Честь среди воров»), оперативником ЦРУ в детективе («Все старые ножи»), пилотом истребителя в кинокомиксе («Чудо-женщина») и доблестным рыцарем в Средневековье («Король вне закона»).
В последние годы на Западе все больше актеров пробуют себя в режиссуре: среди наиболее свежих примеров Майкл Китон («Хитмен. Последнее дело») и Вигго Мортенсен («Мертвые не причиняют боли»). Из Пайна режиссер пока, мягко говоря, средний. «Чистильщику бассейнов» явно хочется быть вторым «Под Сильвер-Лэйк» — загадочной историей в формате неонуара, где герой разгадывает символы в поисках ответа на вездесущие вопросы вселенной. Но размах режиссерского дебюта Пайна в разы меньше.
Главный конфликт разворачивается вокруг противостояния «городского сумасшедшего», коим местные считают Даррена, и нескольких фигур из высшего общества (их легко определить по стильным черным костюмам и тонированным стеклам автомобилей).
Повествование бежит вперед, не сбавляя скорость на поворотах. Чтобы разобраться, кто кому здесь друг, любовник, враг или двойной агент (будут и такие!), времени практически нет. Основной проблемой картины становятся диалоги — сам Пайн, не снимая солнцезащитных очков, общается с людьми, пытаясь воскресить культовый образ Чувака из «Большого Лебовски». Вот только там, где герой братьев Коэнов веселил и острил, Даррен сверлит глазами асфальт, запинается и выглядит пресным и раздражающим.
Другие герои немногим лучше него: выдавая какую-либо мысль, персонажи не заканчивают ее, обрывая предложения на полуслове. Монтажеру ничего не остается, кроме как перейти к следующей сцене, а если зрителю что-то непонятно, значит так тому и быть. Сама детективная интрига едва ли проговорена — Даррен просто накидывает теорию за теорией, цепляясь за нечто, что считает уликой. В итоге расследователь-любитель больше напоминает пародию на детектива.
Можно предположить, что это намеренный формат своеобразного мокьюментари. На это может намекать линия Дэнни ДеВито — его герой пытается снять документальный хит, который, по словам режиссера, вернет того в форму. За самого актера, конечно, радостно (давненько мы не видели так много экранного времени у ДеВито), но кино от микса докудрамы с детективом лучше не становится.
Конечно, «Чистильщику бассейнов» есть чем похвастаться. Крису Пайну удалось собрать неплохой актерский состав: помимо Джейсон Ли, ДеВито и Беннинг, в кадре появляется и Джон Ортис (в небольшой, но запоминающейся роли товарища Даррена и по совместительству агента ФБР). Да и сама завязка оставляла надежду на увлекательную реализацию примерно до середины фильма. Чтобы выглядеть захватывающим неонуаром, стоило тщательнее проработать злосчастный заговор, расследуемый главным героем. Страдает и комедийная составляющая: шуток мало, а те что есть, попросту несмешные.
В итоге режиссерский дебют Криса Пайна вышел скомканным и невнятным. Такому кино больше подошел бы релиз на стриминге, нежели кинотеатральный прокат. Тот же Netflix с радостью выпускает кино с россыпью звезд и незамысловатым сюжетом, которое оборачивается (в лучшем случае) двухчасовым фоновым кинопродуктом с минимумом смыслов.
Единственный неоспоримый плюс «Чистильщика бассейнов» — ироничная синефилия, которой заразительно увлечен герой Криса Пайна. Даррен видит в отдельных событиях жизни отсылки то к «Китайскому кварталу», то к все тому же «Большому Лебовски». Поклонникам голливудского кино эти вкрапления — долгожданный оазис в 100-минутной детективной пустыне.