Похититель золотого унитаза и Серебрякова за 17 млн рублей: новости арт-рынка
Аукционы и галереи: продажи в первом квартале, кадровые проблемы
По данным портала Artprice, мировой объем аукционных продаж по итогам первого квартала 2024 года составил $1,3 млрд. В сравнении с аналогичным показателем 2023 года произошел спад на 36%. Итоговая сумма — результат 162 000 зафиксированных сделок. Наиболее заметно (почти на 80%) продажи просели во Франции, где общий объем составил всего $17 млн вместо $82 млн, собранных в первой четверти 2023 года. Список самых продаваемых художников возглавляют Рене Магритт, Фрэнсис Бэкон и Дэвид Хокни.
Оценивая общую динамику арт-рынка, Мелани Герлис из The Art Newspaper называет его «упорно стагнирующей» отраслью, которой срочно требуются свежие управленческие идеи. За первые два месяца 2024 года должность покинул генеральный директор Phillips Стивен Брукс, из Bonhams ушел его коллега Бруно Винчигерра. Должность международного президента Christie’s после 38 лет работы покинул Юсси Пилкканен (это он виртуозно дирижировал торгами «Спасителя мира» да Винчи. Цена молотка — % 450 млн). Теперь Пилкканен будет консультировать клиентов в частном порядке. О новых назначениях на опустевшие должности аукционные дома пока не сообщают, ограничиваясь фигурами временно исполняющих обязанности.
В галерейном бизнесе, как отмечает Герлис, наблюдается схожая тенденция. Гэри Уотерстон, недавно ставший исполнительным вице-президентом галереи Pace, признается, что его роль сводится к удержанию персонала. На должность генерального директора White Cube недавно назначили опытного инвестиционного банкира Сэма Джонсона.
Предстоящие торги: коллекция за $50 млн, драгоценности в Женеве
Christie’s анонсировал распродажу семейного собрания американского телепродюсера Нормана Лира, которое в сумме оценивается примерно в $50 млн. В 1980-е годы Лир был одним из создателей целого ряда популярных ситкомов, давших начало золотому веку американского телевидения. Собирать искусство телемагнат, друживший с Робертом Раушенбергом и другими знаковыми художниками своего поколения, начал в 1960-е годы. Для масштабного (3,5 на 5 м) ассамбляжа Раушенберга Лирам пришлось выстроить в доме специальную стену. Главные шедевры из семейной коллекции выставят на вечерние торги 16 мая. Топ-лотом станет оцененная в $25–35 млн работа Дэвида Хокни «Лужайка с оросителями». С эстимейтом в $7–10 млн с молотка пустят «Правду» Эда Рушея, а за того самого Раушенберга (работа 1976 года под названием «Дворец родео») Christie’s планирует выручить $3–5 млн.
13 мая на Sotheby’s выставят четыре знаковых работы Джоан Митчелл. Картины, документирующие творческую эволюцию художницы за 40 лет — от раннего полотна «Без названия» (1955) до «Земли» (1989), происходят из одной частной коллекции. Спрос на работы Митчелл за последние несколько лет заметно вырос, во многом благодаря парной выставке «Моне и Митчелл», которая недавно проходила в нескольких американских музеях, а также в парижском Фонде Louis Vuitton. Самой дорогой картиной на предстоящих торгах будет написанное в 1969 году полотно под названием «Полдень», оцененное в $15–20 млн.
Phillips решил повторить прошлогодний успех, которым увенчались ювелирные торги в Женеве. Аукционный дом впервые провел их в ноябре 2023 года, собрав в сумме $22 млн. Тогда топ-лотом стал розовый бриллиант, проданный за $13,2 млн. На похожий камень Phillips делает ставку и сейчас. Топ-лотом намеченных на 13 мая торгов станет кольцо с розовым бриллиантом весом 6,2 карата, оцененное аукционистами в $15 млн. Сам камень относится к типу IIa и отличается чистотой категории VS1, то есть практически беспорочным. С молотка пустят массивный колумбийский изумруд весом более 280 каратов, получивший название «Королева Амазонки» ($1,5–2,6 млн), а также подборку брендовых украшений Cartier, JAR, Van Cleef & Arpels.
На 27 апреля намечены торги русского и западноевропейского искусства аукционного дома «Русская эмаль». На продажу выставлено 600 лотов из частных московских собраний. В секции живописи топ-лотом считается картина Юлия Клевера «Лес», оцененная в 4,1–5 млн рублей. А с эстимейтом в 25 000–30 000 рублей на продажу выставлена акварель «Влюбленные» Винсента Степевича. Творческое наследие художника-ориенталиста, родившегося в Российской империи в 1841 году и позднее оказавшегося в США, обширно представлено в американских коллекциях, включая Метрополитен-музей. В русских музеях его работы на сегодня отсутствуют. Мировой рекорд Степевича — картина «Песнь в гареме», проданная в 2007 году на Sotheby’s за $54 000. Большим поклонником работ Степевича считается коллекционер из Объединенных арабских эмиратов, медиамагнат Бассам Саид Фрейха, основатель фонда Bassam Freiha Art Foundation (BFAF) в Абу-Даби.
Прошедшие торги: Микеланджело за $200 000, Серебрякова за 17 млн рублей
По итогам проходивших 18 апреля торгов Christie’s был установлен новый ценовой рекорд на произведения американской модернистки Флорин Стеттхаймер, которую Энди Уорхол называл своей любимой художницей. При эстимейте в $300 000 за $1 млн с молотка ушла ее картина «Тюльпаны под навесом». На публичных аукционах работы Стеттхаймер появляются крайне редко (известно всего порядка 10 случаев). Перед смертью большую часть наследия художница передала американским музеям. Две работы, проданные на Christie’s, — дар Стеттхаймер адвокату Джозефу Соломону, который помогал ей составлять завещание.
Крошечный набросок Микеланджело был продан в 33 раза дороже эстимейта на торгах Christie’s 17 апреля. Лист бумаги с изображением мраморного блока ушел с молотка за $201 600. По словам экспертов аукционного дома, набросок был частью подготовительной работы к созданию росписей Сикстинской капеллы. Авторство рисунка подтверждается продававшимся вместе с ним письмом 1836 года, в котором потомок художника Козимо Буонарроти предлагает работу Микеланджело сэру Джону Боурингу, губернатору британского Гонконга.
Торги «Литфонда», посвященные выдающимся образцам живописи, графики и декоративно-прикладного искусства, прошли 20 апреля. Топ-лотом, как и ожидалось, стала пастельная зарисовка Зинаиды Серебряковой «Негр из Марокко», относящаяся к серии работ, созданных художницей во время двух поездок в Марокко в 1928 и 1932 годах. Организатором и спонсором путешествий Серебряковой на Ближний Восток был барон Жан-Анри де Броуэр (кисти художницы принадлежит несколько портретов его жены и дочерей). Выставленная на торги «Литфонда» работа ушла с молотка за 17 млн рублей.
Главные продажи ярмарки Expo Chicago
С 8 по 14 апреля в Чикаго проходила ярмарка Expo Chicago. Это первая ярмарка с тех пор, как в прошлом году бренд выкупили владельцы Frieze. Организаторам удалось собрать 170 галерей на одной площадке. К числу самых громких продаж, совершенных в день открытия, относится абстракция Мэри Эбботт, ушедшая со стенда McCormick за $525 000. Представители нью-йоркской галереи Kasmin отчитались о нескольких успешно реализованных работах в ценовом диапазоне от $20 000 до $200 000, включая редкий рисунок Анри Матисса. Среди тех, кто полностью распродал свои стенды, оказалась Spinello Projects из Майами с работами Нереиды Гарсии-Феррас (от $5000 до $22 000) и нью-йоркская The Hole с фотоколлажами Джозефа Парра (по $12 000 каждый).
Cube.Moscow отмечает юбилей, «Выкса-фестиваль» представил программу
Cube.Moscow отмечает первый пятилетний юбилей. Проект, который изначально задумывался как сетевой (организаторы планировали открытие Cube.London, Cube.LA и других международных точек), за время своего существования претерпел много изменений. Арт-платформа открылась на подвальном этаже отеля The Carlton в 2019 году и практически на старте своей деятельности столкнулась с пандемией COVID-19. По словам основателя Cube.Moscow и коллекционера Елены Белоноговой, пересилить скепсис со стороны арт-сообщества проекту удалось примерно на третий год работы: «Сначала мне казалось, что я работаю на зачетку, и только постепенно я начала понимать, что теперь она работает на меня».
За пять лет работы штат Cube.Moscow вырос в 10 раз (с трех до 30 человек), а ежемесячная посещаемость площадки сейчас составляет порядка 6000 человек. Сегодня в арт-пространстве постоянно работают 15 галерей-резидентов, а для проведения поп-ап-выставок осталась только зона лектория, программа которого уже расписана до лета 2025 года. Полным ходом идет диверсификация аудитории проекта. Новых клиентов завлекают форматом корпоративных ивентов. Для миллениалов с прошлого лета работает онлайн-платформа Cube.Market: большая доля продаж приходится на графику (23,6%) и тиражное искусство (37,9%). День рождения Cube.Moscow отмечает 24 апреля арт-форумом «С чего начинается арт-бизнес».
Объявлена программа «Выкса-фестиваля» этого года: порядка 30 событий, объединенных темой «Вы откуда и куда?». Главным из них станет спектакль «Призраки оперы», который поставят музыкант Петр Айду и режиссер Елизавета Мороз. А также тотальная инсталляция и мокьюментари-спектакль «Сочинение будущего»: драматург Элина Петрова и режиссер Борис Павлович вместе с выксунцами собрали «театр горожан», который работает над постановкой по текстам и идеям Александра Сухово-Кобылина. На фасаде одного из самых больших цехов выксунского завода ОМК в рамках фестиваля появится мурал Владимира Абиха «Крепче стали», он дополнит собой уже существующие на территории завода работы Эрика Булатова, Миши MOST и Алексея Луки.
Выставки: Данила Поляков в Лондоне, Малевич и Тышлер в Музее Москвы
В лондонской Art4 Gallery, запущенной в начале года основателем московского Музея АРТ4 Игорем Маркиным и художницей Лизой Бобковой, 16 апреля открылась выставка художника и модели Данилы Полякова «Мадонна в раю». Это уже третий проект новой галереи с января: все выставки, по решению основателей, длятся порядка месяца, а авторов на первом этапе Маркин и Бобкова выбирают из числа тех, кого они хорошо знают и с которыми давно работают. «Проект Полякова только начался, поэтому о продажах говорить рано, — говорит Лиза Бобкова. — Но с выставки Димы Филиппова, которой мы открылись в январе, мы продали несколько больших работ местным коллекционерам. В целом мы уже успели убедиться в том, что интерес на местной арт-сцене к нашим проектам есть».
В Музее Москвы открыта выставка «Москвичка. Женщины советской столицы 1920–1930-х», объединившая порядка 2000 экспонатов из более 30 российских музеев и частных коллекций, включая работы Казимира Малевича, Александра Дейнеки, Александра Лабаса, Ильи Машкова и других художников. Согласно замыслу кураторов Ксении Гусевой и Надежды Плунгян, проект помогает проследить за изменениями в образе москвички за первые десятилетия советской власти. Помимо картин, в экспозицию вошли скульптура, графика, плакаты и монументальные панно. Зоны выставочного пространства стилизованы под столичные улицы, проспекты и площади.
Судьба шедевров: музейный Пуссен и золотой унитаз Каттелана
На лондонских торгах Sloane Street Auctions 18 апреля за £60 000 была продана картина Никола Пуссена с изображением сатира и нимф. Лот ушел с молотка с двукратным превышением эстимейта. Авторство Пуссена было подтверждено сторонними экспертами накануне аукциона. По мнению искусствоведа Кристофера Райта, составителя каталога-резоне французского художника, композиция, датированная 1626—1627 годами, является законченным произведением. Более поздний вариант картины хранится в Кассельской картинной галерее, в то время как в собрании Британского музея находится эскиз к более ранней версии.
Третьяковская галерея отчиталась о завершении реставрации картины Василия Перова «Охотники на привале». Уже в мае ее представят публике в рамках выставки «На вкус и цвет. Образы еды в русском искусстве» в самарском филиале Третьяковки. Как отмечают специалисты, реставрация максимально приблизила полотно к изначальному замыслу художника.
На проект благоустройства расположенной в Хьюстоне часовни Ротко и ее превращение в полноценный арт-комплекс планируют потратить $42 млн. За два года вокруг здания самой часовни, построенной в 1971 году по заказу четы филантропов Джона и Доминик де Менил, планируют построить здание администрации, архив, домики для приглашенных лекторов и резидентов и площадку для проведения мероприятий. Данный проект, работы по которому начались 17 апреля, — продолжение реконструкции самой часовни, которая была закончена в 2021 году и обошлась в $30 млн.
Английская полиция добилась признательного показания от похитителя скульптуры Маурицио Каттелана в виде золотого унитаза под названием «Америка», которую украли в 2019 году с выставки в Бленхеймском дворце. В краже признался 39–летний Джеймс Шин, уже отбывающий тюремный срок за другие преступления. Шанс, что скульптуру, оцениваемую в $6 млн, удастся когда-либо вернуть, правоохранители оценивают как маловероятный.