К сожалению, сайт не работает без включенного JavaScript. Пожалуйста, включите JavaScript в настройках вашего браузера.

Рисунок Боуи и яйцо Фаберже на барахолке: как люди случайно находят шедевры искусства

Презентация картины «Юдифь и Олоферн» после реставрации
Презентация картины «Юдифь и Олоферн» после реставрации
История искусства знает много примеров, как шедевры находят на барахолках, в заброшенных домах, за камином, под полом или среди мусора, а затем пускают с молотка за миллионы долларов. Forbes Life собрал самые свежие истории

Мечта каждого начинающего коллекционера — найти на барахолке, в квартире бабушки или просто на улице что-то совершенно выдающееся, чьи достоинства не смогли разглядеть другие. Таких искателей драгоценностей, посетителей московских блошиных рынков, по словам Владимира Гиляровского, иронически называли «на грош медяков». Однако, некоторым действительно везет.

Коллекционер Феликс Вишневский по прозвищу Шерлок Холмс в начале 1960-х в домах Собачьей площадки, которая шла под снос при строительстве Калининского проспекта, собрал среди хлама, предназначенного на выброс, коллекцию, ставшую ядром Музея Тропинина. В США некий скупщик металлического лома на Среднем западе в начале 2000-х купил яйцо Фаберже и, как рассказывал обнаруживший драгоценность управляющий директор галереи Wartski Киран Маккарти, несколько лет хранил его в коробке для яиц. О том, где и как находят шедевры, — в подборке Forbes Life.

Караваджо (предположительно), «Юдифь и Олоферн» (Cabinet Turquin)

Караваджо (предположительно), «Юдифь и Олоферн» (Cabinet Turquin)

В 2019 году французский арт-дилер Эрик Тюркен с помпой представил публике ранее неизвестный вариант картины Караваджо «Юдифь и Олоферн» (оригинальная композиция 1599 года хранится в собрании римского палаццо Барберини). По словам Тюркена, в 2014 году его обнаружил оценщик аукционного дома Марк Лабарб, который проводил стандартную оценку имущества в поместье под Тулузой. Оба специалиста настаивали на том, что это подлинный Караваджо, стоимость которого, по их оценке, составляет $115–170 млн. Торги были намечены на конец июня 2019 года.

Как только о громкой находке было объявлено широкой публике, в профессиональном сообществе зазвучали сомнения в подлинности полотна. Среди тех, кто считал, что отдельные фрагменты написаны слишком грубо, чтобы считаться работой великого итальянца, был, например, тогдашний глава отдела европейской живописи Метрополитен-музея Кит Кристиансен. На фоне этих сомнений еще более подозрительной оказалась появившаяся накануне торгов новость, что картина была продана в частном порядке покупателю-иностранцу. Сообщалось, что он заплатил за нее порядка €30 млн.

47-е императорское яйцо Фаберже (Wartski)

47-е императорское яйцо Фаберже (Wartski)

Ювелирная фирма Карла Фаберже изготовила 52 императорских яйца, из которых до начала 2010-х шесть числились пропавшими. Одно из них объявили найденным в 2014 году, когда к лондонским антикварам из фирмы Wartski обратился пожелавший остаться неназванным американец. По его словам, он купил яйцо в 2011 году на блошином рынке в надежде по отдельности продать украшавшие предмет драгоценные камни и переплавленное золото. За находку он заплатил $14 000. В 2014 году он решил обратиться к специалистам.

По оценке представителей Wartski, это оказалось 47-е пасхальное яйцо Фаберже, выполненное по заказу императора Александра III и подаренное его супруге Марии Федоровне на Пасху 1887 года. По всей видимости, в 1920-е годы оно было продано большевиками за рубеж. Единственное задокументированное упоминание встречается в каталоге аукциона Parke Bernet, на торги которого яйцо выставлялось в 1964 году.

Представители Wartski выкупили яйцо у американца для частного лондонского коллекционера арабского происхождения предположительно за $33 млн. Аутентичность яйца оспаривают представители баден-баденского Музея Фаберже. В качестве одного из аргументов они ссылаются на то, что «сюрпризом» в настоящем изделии выступают часы Vacheron Constantin, чего «в изделиях Фаберже не могло быть в принципе».

Руфино Тамайо, «Три персонажа» (Sotheby’s)

Руфино Тамайо, «Три персонажа» (Sotheby’s)

В 2003 году, прогуливаясь по Манхэттену, американка Элизабет Гибсон заметила яркий холст, лежавший на куче мусора. Принеся полотно домой, женщина начала собственное расследование. Используя функцию поиска похожих изображений в интернете, она довольно быстро пришла к выводу, что это работа известного мексиканского художника-абстракциониста Руфино Тамайо.

Как выяснилось чуть позже, это была картина «Три персонажа», украденная в 1987 году со склада в Хьюстоне. По всей видимости, похитители не смогли найти покупателя и, отчаявшись, решили просто избавиться от шедевра. Вернув работу законному владельцу, Гибсон получила вознаграждение в размере $15 000. В 2007 году «Три персонажа» были проданы на Sotheby’s за $1 049 000. В 2013 году они были выставлены уже на Christie’s и ушли за $1 325 000.

Константин Сомов, «Отдых путешественника» (Christie’s)

Константин Сомов, «Отдых путешественника» (Christie’s)

Неожиданные находки — повод для гордости любого аукциониста. Алексей Тизенгаузен, до недавнего времени глава департамента русского искусства Christie’s, в 2000-е годы обнаружил коллекцию работ Константина Сомова у семьи, которая жила под Парижем и даже не подозревала о том, что владеет настоящим сокровищем. В доме этой семьи Сомов провел последние годы жизни. После смерти художника у наследников остались его поздние произведения и личный архив. На презентации коллекции Тизенгаузен признавался, что, когда называл владельцам примерные цены, они отказывались ему верить.

Первая часть коллекции (порядка полусотни работ) была распродана на Christie’s в 2007 году, собрав в сумме £6,3 млн. Тогда портрет Бориса Снежковского под названием «Боксер» ушел за £580 500. Летом 2018 года с молотка пустили еще восемь произведений из того же собрания, которые принесли еще порядка £300 000.

Дэвид Боуи, «Голова XLVI» (Cowley Abbott)

Дэвид Боуи, «Голова XLVI» (Cowley Abbott)

В ноябре 2016 года Sotheby’s распродавал коллекцию музыканта Дэвида Боуи. Работы Дэмиена Херста, Жан-Мишеля Баския и других именитых авторов из собрания рок-звезды в сумме принесли более $41 млн. Работы самого Боуи (музыкант начал рисовать в 1960-е и регулярно возвращался к этому занятию до конца жизни) тогда не выставлялись на торгах. Картины Боуи чаще попадают на Christie’s и обычно уходят за суммы в пределах нескольких десятков тысяч долларов.

В 2021 году на торги малоизвестного аукционного дома Cowley Abbott с ожидаемым эстимейтом в $9000–12 000 была выставлена датированная 1997 годом картина Боуи под названием «Голова XLVI». Владелец купил ее в начале того же года на развале в Онтарио всего за $5. Когда несколько месяцев спустя он решил обратиться к оценщикам, те заметили на обороте картины этикетку багетной компании John Jones Art Centre, которая в 1990-е годы сотрудничала со многими знаменитостями. Эта зацепка помогла подтвердить авторство Боуи. В итоге работа была продана за рекордные для произведений музыканта $108 120.

Александр Колдер, серебряное ожерелье (Christie’s)

Александр Колдер, серебряное ожерелье (Christie’s)

В 2009 году жительница Бруклина купила на блошином рынке за $15 необычное ожерелье из потемневшего металла. Спустя несколько лет она увидела точно такое же украшение на обложке журнала Philadelphia Weekly, где был опубликован материал о выставке работ Александра Колдера в Художественном музее Филадельфии.

Женщина вышла на оценщиков Christie’s, которые признали за серебряным ожерельем авторство Колдера и согласились выставить его на продажу. На торги лот попал уже с сертификатом подлинности, выданным Фондом Колдера. Осенью 2013 года ожерелье было продано за $267 750.

Китайская ваза XVIII века (Bainbridge’s)

Китайская ваза XVIII века (Bainbridge’s)

Существуют десятки рассказов о шедеврах, найденных на заброшенных чердаках, но самым громким и образцовым из них, по версии газеты Daily Mail, стала история о китайской вазе. В 2010 году Тони и Джин Джонсон, жившие в пригороде Лондона, неподалеку от аэропорта Хитроу, разбирали дом умерших родителей. На чердаке они нашли дюжину фарфоровых безделушек и фарфоровую вазу высотой 40 см с изображением плывущих рыб. Приглашенный для оценки консультант опознал в находке китайский артефакт и датировал его правлением императора Цяньлуна, то есть XVIII веком, о чем свидетельствовало соответствующее клеймо.

Джонсоны решили отнести все найденные предметы в ближайший аукционный дом. Им оказался специализирующийся на антиквариате Bainbridge’s, самым большим успехом которого на тот момент считался лот, проданный за $160 000. При эстимейте в $1,3–1,9 млн «война ставок» за лот продолжалась более получаса. В итоге цена молотка составила $69,5 млн.

Покупателем оказался коллекционер из Китая, делавший ставки по телефону. Однако впоследствии он отказался выплатить аукционному дому комиссию, которая составила еще порядка $20 млн, так что сделка оказалась замороженной и в итоге привела к двухлетнему судебному разбирательству. К 2013 году вазу в частном порядке и при посредничестве Bonhams выкупил оставшийся неназванным коллекционер с Ближнего Востока. Сообщалось, что он заплатил за нее £25 млн.

Н.К. Уайет, «Рамона» (Bonhams)

Н.К. Уайет, «Рамона» (Bonhams)

В сентябре 2023 года появились новости, что на торгах Bonhams за $191 000 с молотка ушла редкая работа американского художника ХХ века Ньюэлла Конверса Уайета, прославившегося иллюстрациями к изданиям классики вроде «Острова сокровищ» или «Приключений Робин Гуда». Сама по себе продажа не вызвала бы большого ажиотажа, если бы владелица проданной работы — иллюстрации к роману Хелен Хант Джексон «Рамона» — не купила ее в 2017 году на барахолке в Нью-Хэмпшире всего за $4.

Когда 56-летняя Трейси Донахью похвасталась находкой в соцсетях, к ней в друзья тут же добавились несколько арт-детективов, предположивших, что она купила оригинальный рисунок, репродукция которого была использована в качестве фронтисписа издания «Рамоны» 1939 года. По совету новых знакомых Донахью обратилась в экспертам Bonhams, в итоге согласившимся выставить рисунок со стартовой ценой в $150 000.

По итогам прошедших 7 сентября 2023 года торгов было объявлено о продаже лота за $191 000. Но по прошествии месяца Донахью так и не получила денег и начала звонить в Bonhams. Как оказалось, покупатель, сделавший финальную ставку в онлайн-формате из Австралии, по неизвестным причинам отказался платить. В декабре рисунок еще раз выставили на продажу, на этот раз на Heritage Auctions и наконец-то продали за $100 000.

Мы в соцсетях:

Мобильное приложение Forbes Russia на Android

На сайте работает синтез речи

Рассылка:

Наименование издания: forbes.ru

Cетевое издание «forbes.ru» зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, регистрационный номер и дата принятия решения о регистрации: серия Эл № ФС77-82431 от 23 декабря 2021 г.

Адрес редакции, издателя: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Адрес редакции: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Главный редактор: Мазурин Николай Дмитриевич

Адрес электронной почты редакции: press-release@forbes.ru

Номер телефона редакции: +7 (495) 565-32-06

На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети «Интернет», находящихся на территории Российской Федерации)

Перепечатка материалов и использование их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, возможны только с письменного разрешения редакции. Товарный знак Forbes является исключительной собственностью Forbes Media Asia Pte. Limited. Все права защищены.
AO «АС Рус Медиа» · 2024
16+