Милостыня остается самой популярной формой благотворительности в России
В 2023 году почти каждый четвертый россиянин (24%) подавал милостыню — это наиболее распространенная форма денежных пожертвований среди россиян. Об этом сообщает издание «Коммерсантъ» со ссылкой на результаты опроса Центра исследований гражданского общества и некоммерческого сектора НИУ ВШЭ.
Всего в 2023-м благотворительные пожертвования делали 53% россиян: каждый десятый (11%) жертвовал деньги часто, почти каждый третий (36%) — редко, хоть и неоднократно, а 6% — только один раз за год. Как отмечают исследователи НИУ ВШЭ, по сравнению с показателями годом ранее доля благотворителей в России почти не изменилась: в 2022-м она составила 54% и стабильно колеблется между 53% и 57% уже около 10 лет. Пик наблюдался лишь в 2019 году, когда доля благотворителей в стране составила 63%.
Согласно результатам исследования, активнее всех жертвовали деньги в прошлом году опрошенные в возрасте от 25 до 34 лет (61%). Среди респондентов старше 60 лет доля жертвователей составила 46%. В целом, наиболее щедрыми оказались жители Северо-Кавказского (71%) и Дальневосточного (62%) федеральных округов. Ниже всего доля благотворителей — Южном федеральном округе (42%).
Более половины россиян (52%), по данным исследователей, выразили уверенность, что большинству НКО и благотворительных фондов можно доверять. Однако, делать денежные пожертвования россияне все еще предпочитают не через специализированные институции, а по неформальным каналам — в том числе, подавая милостыню (24%). Треть благотворителей (18%) передавали деньги лично в руки получателям помощи, а 6% респондентов — через близких нуждающихся людей. Таким образом, как отмечают в НИУ ВШЭ, 40% жертвователей участвовали в неорганизованной благотворительности.
Как отмечают исследователи, чаще всего жертвуют на помощь больным детям — 42% благотворителей. На втором месте по уровню поддержки — помощь пожилым людям (27% благотворителей) и животным (23%). Также в 2023 году россияне жертвовали на помощь детям-сиротам (19%) и участникам «спецоперации»* или ветеранам боевых действий (18%). Как рассказала в комментарии «Коммерсанту» директор Центра исследований гражданского общества и некоммерческого сектора НИУ ВШЭ Ирина Мерсиянова, по сравнению с показателями годом ранее соотношение приоритетов россиян, которые жертвуют деньги, в 2023-м «значительно не изменилось». Исключение составил лишь уровень поддержки военнослужащих — помощь в прошлом году оказали почти вдвое больше россиян, чем в 2022-м.
Ранее, в декабре, исследователи Фонда борьбы с лейкемией и Фонда семьи Тиньковых выяснили, что большинство россиян (50%) жертвуют на благотворительность от случая к случаю и только 9% делают это регулярно в течение всего года. 47% участников опроса фондов рассказали, что откликаются на просьбы оказать адресную помощь и поучаствовать в сборах для конкретных людей, а 19% респондентов хотели бы поддерживать благотворительные организации и нуждающихся, но им не хватает на это средств.
*Согласно требованию Роскомнадзора, при подготовке материалов о специальной операции на востоке Украины все российские СМИ обязаны пользоваться информацией только из официальных источников РФ. Мы не можем публиковать материалы, в которых проводимая операция называется «нападением», «вторжением» либо «объявлением войны», если это не прямая цитата (статья 57 ФЗ о СМИ). В случае нарушения требования со СМИ может быть взыскан штраф в размере 5 млн рублей, также может последовать блокировка издания.