К сожалению, сайт не работает без включенного JavaScript. Пожалуйста, включите JavaScript в настройках вашего браузера.

Самая закрытая выставка: как искусство и фотография показывают жизнь интернатов

Фото DR
Фото DR
В Нижегородском государственном художественном музее до 19 мая проходит «Самая закрытая выставка России» — проект о людях, нормах, психическом здоровье и лояльном отношении к людям с нарушениями психических функций. Forbes Life выбрал несколько работ фотографа Юрия Козырева и подопечных психоневрологических интернатов (ПНИ), которые помогают увидеть закрытые учреждения изнутри и понять внутренний мир их жителей

Организаторами «Самой закрытой выставки России» выступили социальный проект «Регион заботы», альянс «Ценность каждого» и благотворительная организация «Перспективы». В экспозиции более 350 экспонатов: картины, фотографии, керамика, одежда, аудиозаписи. 

«За время погружения в тему интернатов я поняла, как важно менять сознание разных представителей общества в целом и людей, от которых зависит жизнь обитателей учреждений, — говорит учредитель благотворительного фонда помощи хосписам «Вера», директор Московского многопрофильного центра паллиативной помощи департамента здравоохранения Москвы, автор социального проекта Народного фронта «Регион заботы» и советник губернатора Нижегородской области Нюта Федермессер. — Чем ты ниже по должности, тем больше ты влияешь на качество жизни конкретного человека. Ведь именно человек, в зону ответственности которого попадают люди с психическими нарушениями, решает намного больше, чем любой закон, финансирование, система. Есть вещи, которые денег не стоят. Например, когда ты кормишь своего подопечного, не способного сидеть самостоятельно, можно приподнять часть его кровати, чтобы он не поперхнулся, сесть рядом и кормить с ложки, глядя глаза в глаза, а не нависать над ним и вливать в рот еду. Ничего не стоит воздерживаться от хамства в адрес беззащитного, нормально мыть его, приободрять. Быть человеком иногда трудно, но это того стоит. Наша выставка — один из элементов движения в сторону изменения интернатной системы. Мы хотим через искусство достучаться до простых людей».

На выставке гости могут увидеть работы Юрия Козырева (в прошлом военного фотожурналиста и шестикратного лауреата Международной премии в области фотожурналистики World Press Photo), который в последние годы активно снимает будни закрытых учреждений. Вместе с куратором он пересмотрел несколько сотен фотографий и собрал их в блоки: гигиена, прогулки, развлечения, жесты, пытки.  

 

Через каждую тему зритель видит людей и то, что скрывается за картинкой. «Искусство замечательно тем, что про него нельзя рассказать до дна. Если много спрашиваешь о предмете искусства и всегда получаешь ответы — это, скорее всего, не искусство, а дизайн. А работы наших участников порождают лишь новые открытые вопросы, заставляют думать и сомневаться. Наша визуальная история — про защиту, заботу, доверие и слегка наивный взгляд на мир жителей интернатов», — поясняет куратор экспозиции Георгий Никич.

Организаторы задействовали и творчество самих подопечных ПНИ, а также людей, которые смогли выйти оттуда. Такая включенность — важный аспект выставки. По наблюдениям Федермессер, внутри мира, от которого общество все время старается отгородиться забором, есть много недооцененного таланта.

 

«Жители интернатов очень любят дарить. Они легко расстаются с вещами, которые создали своими руками, потому что хотят, чтобы про них знали. Делая подарок, они как бы говорят: «Я есть. Помни обо мне! Повесь эту картину дома на стену, поставь мою чашку в шкаф и пей из нее чай!» Они себя раздают, чтобы люди, живущие на свободе, увидели их творения. Когда ты постоянно живешь в замкнутом сером мире и все равно рисуешь так ярко, ты пытаешься донести: «Я личность, и меня ваши серые стены не загубили». Поэтому я считаю, что подопечные интернатов, которые создают искусство, уже победили систему», — заключает Федермессер.

Выставка открыта до 19 мая, ее можно бесплатно посетить в часы работы Нижегородского художественного музея. В программе также предусмотрены лекции, мастер-классы и тренинги на тему психического здоровья. Команда проекта надеется, что экспозиция станет передвижной и отправится по разным регионам страны: Москва, Санкт-Петербург, Ленинградская область, Башкирия. 

Серия «Тепло», Юрий Козырев

Серия «Тепло», Юрий Козырев

«Мы с фотографом Юрием Козыревым обращаем внимание зрителя на обстановку в интернатах. В большинстве ведь нет всех этих атрибутов, все очень аскетично. А героиням фотографий повезло чуть больше: в какой-то момент директор поинтересовался у подопечных, что они хотели бы видеть в своих комнатах. Те назвали вещи, представляющие для них ценность, и их закупили, привезли, люди стали счастливее, — поясняет куратор экспозиции Георгий Никич. — Здесь суть даже не в том, что интернат, в котором сделаны эти две фотографии, находится в здании бывшего монастыря. Это история про общение с внешним миром через индивидуальные предметы. Ковер ценен, потому что он напоминает семейный обиход, где человек когда-то был счастлив. Икона освещает помещение и говорит жителю ПНИ: «Я с тобой, ты не одинок».

Но, как напоминает Никич, женщине только кажется, что ее охраняют. Она мысленно вписывает себя в другое измерение, возвращается в детство. «А на самом деле, у нее все также ежедневный подъем в 07:30, завтрак в 08:00, прием таблеток, затем просмотр телевизора, час ожидания обеда, потом обед, три часа сна и т. д. Раз в неделю гигиена: намылили, смыли жестким душем, перегнали в следующее помещение, и сюда уже заходит новая группа. Постригли всех одинаково, одели в одинаковые халаты, и вперед. Это система, в которой то, что вы видите на картинке, предполагает защиту от обезличивания и расчеловечивания. Но вам только кажется, а реальность осталась жестокой», — говорит Никич.

«Поцелуй», Юрий Козырев

«Поцелуй», Юрий Козырев

«Автор запечатлел редкий момент, когда люди находят возможность касаться друг друга, существовать рядом, вступать в отношения. Это замечательно, а смысл более широкий. Ведь счастливы могут быть не только мужчина с женщиной, а и друзья одного пола, компания из нескольких человек. Тут смысл в объединении, коллективной дружбе внутри системы, заботе друг о друге. Она очень сильно проявляется, когда жители ПНИ устраивают посиделки с чаем и сладостями, приносят угощения и делятся последними запасами. Например, женщинам выдают меньше сигарет, чем мужчинам (негласное правило интернатов), но последние делятся. Это про что-то настоящее, редкое, но искреннее», — комментирует куратор экспозиции.

«Кошка», Юрий Козырев

«Кошка», Юрий Козырев

Как рассказывает Георгий Никич, кошки обычно прибиваются к зданию ПНИ из-за запаха еды с кухни. Повара их подкармливают, затем кто-то из пациентов замечает, начинает гладить и звать к себе в комнату. Со временем животные селятся рядом с человеком.

«Через эту фотографию мы хотели деликатно передать и финансовую историю. Ведь многие думают, что все эти люди в цветочных халатиках и пижамах совершенно нищие. Или, может быть, у них есть родственники, которые оплачивают содержание в интернате и навещают изредка? На деле они все получают пенсию от государства. Руководитель учреждения — опекун этих людей. И вот представьте: в интернате постоянно живут несколько сотен человек, на счетах у каждого скапливаются сотни тысяч рублей. Весь бюджет концентрируется на счету организации, получается огромная сумма, то есть у ПНИ есть возможность покупать подопечным вкусную еду и полезные вещи, обеспечивать достойные бытовые условия и постоянную работу персонала. Но большая часть финансов не идет на нужды жителей учреждения. И если где-то удалось разрушить жестокие конструкции и добиться в том числе содержания домашнего животного — это маленькая победа», — поясняет куратор.

Серия «Ложная картинка», Юрий Козырев

Серия «Ложная картинка», Юрий Козырев

«Мы хотим сказать о сложных сиюминутных вещах. Все эти эмоциональные подарки к чему ведут? Это кусочек процесса, который вам показали, чтобы скрыть монотонность будней. Сам по себе он хороший, но в системе выглядит неоднозначно, — рассуждает куратор экспозиции. — Что вообще такое «дар»? Когда вы что-то дарите, вы в каком-то смысле откупаетесь, что применительно к теме ПНИ очень актуально».

Например, когда общественные контролеры приезжают проверять обстановку в интернатах, говорит Никич, их сразу ведут в актовый зал и показывают бесконечное веселье. Подопечные танцуют, отдыхают, радуются жизни. А стоит авторитетным гостям уехать, как строгий голос приказывает: «Взяли швабры, убираем!».

«Блюдо с цветами», Юлия Родина

«Блюдо с цветами», Юлия Родина

Эти цветы так реалистично нарисовала девушка на коляске, главный мастер по росписи керамики арт-студии благотворительной организации «Перспективы». «Юля сама по себе такая девчонка-девчонка: обожает принарядиться, рюши, помаду. Мне кажется, на блюде отражено ее девическое видение мира», — говорит исполнительный директор «Перспектив» Екатерина Таранченко. По ее словам, «Перспективы» уже открыли в Санкт-Петербурге и Ленинградской области несколько арт-студий и мастерских для художников, керамистов, мастеров по росписи на ткани. Так, многие люди из интернатов начали создавать объекты искусства.

Юлия 20 лет жила в петербургском интернате, нашла себя в творчестве и несколько лет назад перешла на формат сопровождаемого проживания. Сначала она поселилась в доме на несколько человек, где социальные работники круглосуточно помогали им социализироваться. Но со временем Родина стала самостоятельной, и теперь снимает отдельное жилье рядом с домом друзей, в деревне. Благодаря Юлии из интерната переехал и ее друг, с которым они прошлым летом поженились .

Картины Ильгара Наджафова Фуад-оглы

Картины Ильгара Наджафова Фуад-оглы

Азиатская пестрота, орнаменты, мир фантазии и философии, визуальное пространство, границы которого расширял художник, — все это внутренний мир Ильгара, который очень увлекался восточной культурой и черпал там яркие образы. «Он азербайджанец, прожил там свои первые годы и через всю дальнейшую жизнь пронес тоску по родине. Он мечтал туда съездить, и один раз это удалось. А после смерти Ильгара его родственники смогли вывезти тело и захоронить в родном Баку. Это стоило семье невероятных усилий, так как еще действовали ковидные ограничения», — вспоминает Екатерина Таранченко.

Ильгар, скончавшийся в 2021 году, был разносторонним человеком: занимался в арт-студии «Перспектив» и выступал в инклюзивном «Театре без границ», писал тексты про свое видение мира и зачитывал их со сцены. «Больше всего он любил монолог Гамлета «Быть или не быть» — историю про борьбу и неоднозначность. Поэтому и в творчестве Ильгар старался отразить что-то такое на грани, очень метафоричное и философское», — заключает Таранченко.

Домики из картона, Алексей Сахнов

Домики из картона, Алексей Сахнов

«Леша — удивительный художник. Невербальный, но полностью свободный внутри, сильный и уверенный в себе. Он живет экспрессией, постоянным созиданием новых художественных образов жизни. Неважно, в формате ли графики, видео или таких творений из картона», — говорит Георгий Никич.

Он вспоминает, как после участия Сахнова в одной из первых выставок шведский художник подарил ему камеру. Она выглядела как детская игрушка, но в ней был замаскирован настоящий аппарат, который мог снимать фото и видео. Благодаря этой технике Алексей смог запечатлеть огромное количество реальных сцен за закрытыми дверями интернатов: жуткие голоса, крики, диалоги. Некоторые из них стали мультимедийными экспонатами выставки (гости могут послушать записи через наушники).

«Алексей Сахнов — художник просто высочайшего уровня, звезда. Чудо и счастье, что его талант заметили в одном из петербургских интернатов и он попал в систему «Перспектив». Благодаря арт-студии он нашел художественные средства и теперь может спокойно творить, выражать то, что у него в голове», — заключает куратор экспозиции.

Мы в соцсетях:

Мобильное приложение Forbes Russia на Android

На сайте работает синтез речи

Рассылка:

Наименование издания: forbes.ru

Cетевое издание «forbes.ru» зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, регистрационный номер и дата принятия решения о регистрации: серия Эл № ФС77-82431 от 23 декабря 2021 г.

Адрес редакции, издателя: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Адрес редакции: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Главный редактор: Мазурин Николай Дмитриевич

Адрес электронной почты редакции: press-release@forbes.ru

Номер телефона редакции: +7 (495) 565-32-06

На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети «Интернет», находящихся на территории Российской Федерации)

Перепечатка материалов и использование их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, возможны только с письменного разрешения редакции. Товарный знак Forbes является исключительной собственностью Forbes Media Asia Pte. Limited. Все права защищены.
AO «АС Рус Медиа» · 2024
16+