Курица или яйцо
Когда домашние куры распространились по миру? Оказывается, трудно ответить — куриные кости плохо сохраняются и их легко спутать с костями фазанов или уток. Предполагают, что еще до повсеместного распространения кур использовали для жертвоприношений из-за яркого оперения, а петухов — для петушиных боев. Новое исследование яичной скорлупы с 12 археологических памятников, охватывающих полтора тысячелетия, показало, что домашние куры, прирученные где-то в Юго-Восточной Азии, примерно с 400 года до н. э. стали встречаться по всей Центральной Азии.
У расселения домашних кур по миру было две движущих силы. Оно произошло благодаря Шелковому пути, объединявшему тогда заселенную часть суши, — яичную скорлупу в основном находят вдоль него. Куры к этому времени стали нести яйца круглый год, а ведь их дикий предок, красная лесная курица, гнездится один раз в год, откладывая всего шесть яиц.
Получается, хоть в итоге курятина и стала главным для человечества мясом, куры совсем не такие древние, как другие одомашненные животные.
Запоминание — это воспаление
У нас часто очень упрощенные представления о том, как работает мозг: например, запоминание сейчас обычно представляют как установление новых связей между нейронами. Но картина, которую дают экспериментальные исследования, гораздо сложней и противоречивей, и у нас нет хорошей теории памяти, которая объясняла бы все данные (это, конечно, касается не только памяти, но и мышления, и сознания).
Исследование, опубликованное 27 марта в журнале Nature, трактует запоминание как воспаление: переход информации в долговременную память формируется путем разрыва ДНК, образования из-за этого разрыва воспаления и последующего ремонта.
Когда мы что-то запоминаем, некоторые клетки гиппокампа (уже давно понятно, что это — «орган запоминания») испытывают такой сильный прилив электрической активности, что их ДНК рвется. Затем начинается воспалительная реакция, восстанавливающая эти повреждения, и, видимо, модифицирующая каким-то образом ДНК, так что в результате новая информация записывается в память.
Это уже не первое исследование, по данным которого запоминание кодируется с помощью цикла повреждения и восстановления ДНК. Предполагают, что при нейродегенеративных заболеваниях этот цикл нарушается, и люди перестают запоминать информацию. Чтобы лучше понять роль, которую разрывы ДНК играют в формировании памяти, исследователи научили мышей ассоциировать слабые электрические разряды с новой средой: когда животных снова помещали в эту среду, они боялись и замирали. Изучение нейронов их гиппокампа показало, что даже через четыре дня после тренировки в некоторых из них был активен ген белка TLR9, который запускает воспаление — иммунный ответ на фрагменты порванной ДНК, плавающие внутри клеток. Но когда у мышей удалили ген белка TLR9, они перестали беспокоиться и замирать в новой среде — не запомнили, что там ток.
Неужели наша память записана прямо на ДНК? «Как эти результаты согласуются с другими открытиями о формировании памяти, неясно», — констатирует Nature.
В ХХ веке у людей вырос мозг
Оказывается, в ХХ веке (по крайней мере с 1930-х по 1970-е годы) у людей постепенно рос не только интеллект, но и объем мозга. Вы, возможно, слышали про эффект Флинна — вековую тенденцию роста интеллекта, так до конца и не объясненную. А вот данных о росте объема мозга раньше не было. Наоборот, известно, что со времен ледникового периода мозг людей уменьшился (возможно потому, что часть его функций взяла на себя культура и информационные технологии).
Узнать, что происходило с объемом мозга американцев в ХХ веке, помогло Фремингемское исследование, охватившее три поколения участников. Фремингем — городок в штате Массачусетс, в котором в 1948 году началось самое длинное в истории исследование факторов, влияющих на развитие сердечных заболеваний. Участниками исследования стали 5209 жителей Фремингема. Через 23 года, в 1971 году, в него включили их детей, а в 2002 году — внуков. Среди прочего участникам Фремингемского исследования делали томографию мозга — этими данными и воспользовались исследователи.
Изучение снимков мозга более чем 3000 участников исследования показало, что у родившихся в 1970-х годах представителей «поколения Х» общий объем мозга на 6,6% больше, чем у тех, кто родился в 1930-е. Особенно сильно выросла кора — у иксов оказалось на 15% больше серого вещества, чем у представителей «молчаливого поколения».
Авторы исследования предполагают, что этот рост мозга — одна из причин снижения деменции, при которой истончается серое вещество. В последние три десятилетия заболеваемость деменцией в развитых странах уменьшалась примерно на 13% каждое десятилетие.
Продолжает ли мозг расти сейчас? Это, конечно, самый интересный вопрос. Долго такой рост продолжаться не может, как и эффект Флинна, к сожалению, не мог длиться вечно. Исследования самого Флинна показали, что интеллект людей в западных странах в последние три десятилетия скорее падает, чем растет. Но не все эксперты уверены в его выводах: интеллектуальные задачи с тех пор изменились, а тесты остались прежними, и вообще интеллект следует оценивать скорее качественно, чем количественно.
Самцы крупнее самок?
Считалось, что самцы млекопитающих, как правило, крупнее самок. Но все оказалось не совсем так: зоологи из Нью-Йорка проанализировали данные о 429 видах и выяснили, что мужские особи тяжелее самок лишь в 45% случаев. Схожие цифры наблюдались и при анализе длины тела.
Теория более крупных самцов действительно верна для многих млекопитающих. Самцы косаток весят до 7,5 т, а самки почти в два раза легче — до 4 т. Да и спинной плавник у мужских особей в два раза выше. Наибольшая разница — у северного морского слона: самцы крупнее слоних в целых 3,2 раза.
Но это не правило в мире млекопитающих, скорее один из возможных вариантов. В 39% случаев разницы в размерах не наблюдается вообще. А в 16% самки крупнее самцов. Женские особи больше мужских часто среди небольших животных: например, у азиатских летучих мышек с красивым названием полуостровные трубконосы самки в 1,4 раза крупнее самцов.
Первый раз идею о превосходстве мужских особей в размерах поставили под сомнение еще в конце 1970-х годов, но широкой поддержки новые взгляды не получили. Причина в том, что зоологи предпочитали изучать более крупных животных — хищников, китообразных, парнокопытных и приматов — и обделяли вниманием огромные миры грызунов и рукокрылых.
Как детские аллергии связаны с питанием
Некоторые аллергии передаются по наследству. В недавнем исследовании увидели несколько связей: аллергия у матери на домашних животных часто приводит к развитию дерматита у ребенка, а астма — к пищевой аллергии. Но, оказалось, важны не только гены. Высокий риск развития аллергии или дерматита имеют младенцы с низким уровнем короткоцепочечных жирных кислот, поступающих в кровь ребенка из грудного молока. У матерей, которые едят макароны и цельнозерновое печенье, как выяснилось, гораздо больше этих кислот в молоке. А женщины, которые питаются исключительно овощами, фруктами или молочкой, не получают их в нужном количестве.
Важно напомнить и про другое исследование детских аллергий, ему уже год. Метаанализ рациона 30 000 детей показал, что введение аллергенов в рацион младенца существенно снижает риск развития пищевой аллергии — как в целом для разных аллергенов, так и конкретно для куриного яйца и арахиса.