Детские страхи: почему Неделя искусств в Гонконге не собрала топ-коллекционеров
Официанты, бармены, билетные контролеры, таксисты — весь обслуживающий персонал Гонконга в масках. В Uber не принимают наличные, во многих барах и кафе на ярмарке расплатиться можно только бесконтактным методом. В кинозале, где показывают Sex, видеодокументацию пластического перформанса Анны Имхоф в Tate Modern в 2019 году, стоит устойчивый запах средства для уничтожения клопов. Страх вирусов, микроорганизмов и насекомых в прямом смысле слова разлит в воздухе. Но амбиции арт-рынка все же сильнее.
Угрозы физические и политические
Спецвыпуск The Artnewspaper, приуроченный к открытию Art Basel Hong Kong, откровенно озаглавлен «Новый Гонконг, как город стремится стать мировым арт-хабом». Цель, которая еще несколько лет назад считалась достигнутой, предстоит одолеть вновь после пандемии. Для этого ярмарка Art Basel Hong Kong вернулась к прежним, допандемийным масштабам, а в порту вновь растянула тенты ярмарка-сателлит Art Central.
Прежде всего опасения связаны с тем, что главный массив покупателей современного искусства в Гонконге — коллекционеры из материкового Китая. Замедление арт-рынка, зафиксированное в 2023 году по исследованиям Art Basel & UBS Global Art Market report, на фоне нарастающих сложностей на рынке недвижимости тревожило устроителей ярмарки, отмечал в комментариях международный директор Art Basel Ноа Хоровиц. Но одновременно Китай, наконец-то обошедший Великобританию по объему покупок на арт-рынке с 12% на сумму $12,2 млрд и ставший вторым крупнейшим покупателем искусства в мире после США, позволял надеяться на то, что овчинка стоит выделки.
Помимо экономических причин, амбиции Гонконга оставаться мировым бизнес-хабом осаживает новый Закон о национальной безопасности, вступивший в силу 23 марта. Он вводит пожизненное заключение за государственную измену, мятеж, подстрекательство к мятежу, а также сговор с внешними силами «в целях нанесения ущерба или ослабления общественной инфраструктуры, ставящего под угрозу национальную безопасность».
Новый закон предусматривает 20 лет тюремного заключения за шпионаж и до 10 лет лишения свободы за разглашение информации, полученной в результате шпионажа. Теперь до 14 лет можно получить за публичное проявление намерения совершить государственную измену, за поддержку и участие в деятельности иностранных разведывательных организаций, за действия, расцениваемые как внешнее вмешательство, а также за участие в деятельности запрещенных организаций. Таким образом законодательство бывший британской колонии теперь соответствует законодательству материкового Китая.
Но, как задается вопросом The Artnewspaper, может ли такая среда быть питательной для современного искусства и коллекционеров. Аманда Хон, сопрезидент Ассоциации арт-галерей Гонконга так прокомментировала ситуацию на рынке: «Гонконг и остальная Азия, несомненно, очень сильно зависят от экономической ситуации на материке». Пока, по данным правительства Гонконга, сделки в области импорта и экспорта искусства и антиквариата в 2022 году составили $11,3 млрд, в пять раз превысив показатель 2017 года. В 2023 году мировые аукционные дома Sotheby’s и Christie’s открыли новые галереи и меняют свои штаб-квартиры в Гонконге, представительство появилось у аукциона Phillips, а в январе — у галереи Hauser&Wirth.
Азия рулит
Три главных художника ярмарки Art Basel в Гонконге: Яеи Кусама, Еситомо Нара и Нам Джун Пайк. Кусама и Нара, словно талисманы, присутствуют буквально на каждом стенде. Цены на их работы начинаются от $1 млн. Европейцы, хотя они и представлены первыми именами — на стендах есть и Марк Шагал, и Энди Уорхол, и Герхард Рихтер, и Фернандо Ботеро, и Александр Колдер, и Джордж Базелиц, и Инвайдер, — выглядят как, возможно, и родовитые, но не самые любимые родственники.
В первые часы превью швейцарская галерея Hauser&Wirth продала работу Марка Бредфорда за $3,5 млн, лондонская галерея Victoria Miro сообщила о продаже трех инсталляций Яеи Кусамы общей стоимостью $11 млн. Парижская галерея Templon отчиталась о продаже трех работ японской художницы Чихару Шиота по ценам $80 000-100 000. Со стенда нью-йоркской галереи Lehmann Maupin в первый же день ушли работы кореянки Ли Бул за $190 000 и американца Дэвида Салле за $15 873. Галерея Сontinua продала скульптуру Энтони Гормли «Транзакт» 2022 года за £550 000.
Пожалуй, самый изящный микс разных миров и цивилизаций выстроила на стенде парижская галерея Natalie Obadia, много работающая на Востоке и в Азии. Там были черно-белые снимки Аньес Варда, сделанные режиссером в 1957 году: европейский взгляд на патриархальный Китай. Тут же — нежные рисунки гуашью и акварелью Фионы Рей, уроженки Гонконга, Молодой британской художницы (YBA); многочастная инсталляция под названием «Рассеянность» на тему светил, звездного неба и времени — работа китайского художника Ни Юйю; эффектный гобелен Лор Пруво «Чтоб заполучить ее, мы танцуем» 2022 года (€100 000) — оммаж и Матиссу, и арт-брюту. Словно детскими мелками, на листе белой бумаги изображены силуэты летящих в танце обнаженных женщин разных цветов кожи в карнавальных масках. По периметру работы идет нехитрый стихотворный текст вроде: In the tunnel of his story not sorry. Конец истории мы встретим смеясь.
У гонконгской и шанхайской Pearl Lam Gallery на стенде — буквально манифест консьюмеризма. В комментарии The Artnewspaper Перл Лэм, владелица галереи, сообщила, что тренды на рынке искусства задают молодые коллекционеры, сегодня современное искусство — естественная среда обитания молодого поколения в Китае и Гонконге. Стенд открывают масштабные абстракции китайского художника Чжу Цзыньши с циклопическими, густо нанесенными слоями масляной краски по цене €400 000. Рядом — спагетти-граффити MrDoodle за €300 000.
Вопреки всему этому обозреватель Artnet посчитал, что крупные коллекционеры так и не вышли из тени на Art Basel Hong Kong, а ситуацию с продажами на ярмарке счел вялой.
Русский след в Гонконге
В непосредственной близости Гонконгского центра конференций и выставок, где проходит Art Basel Hong Kong, в парке на берегу бухты Виктория, раскрыла свои тенты еще одна ярмарка современного искусства — Art Сentral, по замыслу организаторов, представляющая более демократичное и молодежное искусство. Почти всюду здесь — галереи из Кореи, Японии, Китая и Гонконга. Манга, аниме и кавайи — на первый взгляд три главных слова, определяющих искусство на ярмарке, по-детски наивное и яркое.
Галеристы из лондонской Gilden’s Art Gallery, представляющие работы модернистов на бумаге и художников второй половины XX века, таких как Лихтенштейн, Шагал, Миро, Уорхол, и современных художников (на стенде, например, тиражная графика Инвайдера 2008 года «Бинарный код» выставлена за $22 000), выглядели слегка озадаченными. «Ярмарка сильно изменилась за те пять лет, что мы не приезжали в Гонконг, — поделился мнением директор галереи Офер Гилдор, — и художники, и галеристы радикально помолодели».
Так, галерея Vain Projects посвятила стенд работам Рии Чандирамани, молодой гонконгской художницы индийского происхождения, получившей образование в Германии и США. Рия работает с фотографией, создает живопись на всевозможных носителях, от холста до упаковок круп и резиновых перчаток. Цены на ее работы на стенде от 2000 гонконгских долларов до 86 000 гонконгских долларов (от $260 до $11 180).
Итальянская галерея Lis10 cделала ставку на молодых африканских художников. Звезда стенда — американский художник Абудия, уроженец Кот-д’Ивуара, один из лидеров рейтинга ультрасовременных художников. Галерея подписала с Абудией эксклюзивный контракт на территории Италии, когда художник участвовал в выставке в национальном павильоне Кот-д’Ивуара на Биеннале современного искусства в Венеции в 2022 году. На стенде галереи — свежие работы художника за €70 000 и €15 000. В день превью первой ушла работа Абудии за €20 000.
Однако и в рядах ультрасовременности нашлось место классикам. The Columns gallery выставила работы корейского классика Ли Уфана за $350 000 и $850 000. Cеульская галерея Artlink продавала инсталляцию Нам Джун Пайка «Колеса дхармы вертятся» 1990 года за $66 000. Всего в собрании галереи больше 50 произведений художника. Галеристы предполагают, что после ценового спада на работы Нам Джун Пайка рост начнется в ближайшее время.
На стенде шанхайской Pata Gallery — миниатюрная мраморная абстракция тайваньского классика Хсю Тунг Луна. Его камерный «Прекрасный лотус» 2016 года (60х36х48 см), вызывающий ассоциации с гиматием девы Марии, выставлен за $21 000. На Christie’s в 2016 году его «Пьяный герой» чуть большого размера (76 х 54 х 48 см) был продан за 437 500 гонконгских долларов ($56 875).
На стенде галереи Opera в центре расположилась скульптура лисы работы Яеи Кусамы ($1 млн), а по кругу от нее — голубые фишки арт-рынка: два Шагала (по $1 млн каждый), мраморная обнаженная Фернандо Ботеры ($880 000) и его живописный портрет клоуна за $990 000, стеклянная скульптура Ники де Сен-Фалль «Влюбленная птица» 2000 года за 595 000 гонконгских долларов ($77 350) и диптих Еситомо Нары Hey! Ho! Let’s go! 2011 года ($1 млн). Первой продажей галереи стала акриловая живопись испанского классика Хуана Геновеса «Соотношения» 2017 года, ушедшая за 1 890 000 гонконгских долларов ($245 700).
На стенде Literati Artspace гонконгский ювелир Диксон Юн показывает серию драгоценных бабочек, начатую в 2023 году. В проекте Диксона Юна — создать 60 разных видов драгоценных бабочек, что соответствует циклу китайского календаря.
Специально для ярмарки Диксон Юн создал два произведения современного искусства, своего рода ювелирный поп-арт: миниатюрный флакон Johnson&Johnson — подвеску, украшенную эмалями и драгоценными камнями и такой же миниатюрный драгоценный кулон в виде тюбика зубной пасты ($19 000). У тюбика завинчивается крышечка, флакон оснащен работающим дозатором.
Вместе с Диксоном Юном на стенде представляет работы дуэт A-Z, названный по инициалам создателей — Анны Минаковой и Захара Борисенко. Работы A-Z — это современное ювелирное искусство и инженерные решения. Все их произведения подвижны и обладают способностью к превращению. Серьги-камни раскрываются, вспыхивая спрятанными внутри бриллиантами, из кулона-яйца выглядывает пасхальный кролик, жук шевелит крыльями.
С A-Z сотрудничают художники Ольга Тобрелутс, Варя Аллай и Илья Федотов-Федоров (его абстракция из титана, эмали и бриллиантов выставлена за $15 000). Минакова и Борисенко уверены, что современное ювелирное искусство по-прежнему недооценено как медиа. «Людей все больше интересует каратность камней и вес драгоценных металлов», — говорят A-Z и тут же напоминают, что сейчас настало время сломить стереотипы. Ведь и фотографию до 1970-х годов мало кто воспринимал как искусство.
Московская галерея SISTEMA, впервые участвующая в ярмарке, приняла решение устроить на стенде выставку Ростана Тавасиева с серией живописных работ «Астероиды и кометы» ($14 000 за работу). Специально для ярмарки по заказу галереи художник выполнил две звездные скульптуры, которые вызвали наибольшой интерес зрителей. Одну из скульптурных работ Тавасиева ($8 000) купили во время ярмарки.
Директор галереи Анастасия Волкова говорит, что участие в Art Central — еще один шаг на пути быстрого, масштабного развития галереи. «Наша стратегия — добиться максимально быстрой известности на рынках Азии и Южной Америки», — говорит Волкова.
В 2023 году SISTEMA Gallery участвовала в Стамбульской ярмарке современного искусства. Следом за Гонконгом в ее планах ярмарки в Сеуле, Шанхае и Мексике. «Считается, чтобы заявить о себе на рынке, галерее нужно 10 лет. Мы планируем пройти этот путь за два года», — говорит Анастасия Волкова.
Галерея не только представляет современное российское искусство, но и закупает произведения местных художников. Например, на ярмарке в Стамбуле, в галерее Dirimart, куратор и директор галереи обратили внимание на произведения Шидем Аки, художницы турецкого происхождения, которая живет и работает в Мюнхене. Работу Аки галерея Dirimart выставила на своем стенде на Art Basel Hong Kong. В совместных планах SISTEMA Gallery и Dirimart — провести летом этого года выставку художницы в Москве. На Art Central Анастасия Волкова тоже запланировала ряд приобретений в коллекцию галереи, художников из Пекина, Токио, ЮАР и Стамбула.