Котокафе и йога со щенками: почему эксперты резко против «развлечений» с животными
На тематических сайтах и в соцсетях можно найти не только рекламу контактных зоопарков, но и объявления об аренде котят, щенят, птиц, ягнят, змей, пауков и другой экзотики. Их временно берут для «работы» на фотосессиях, корпоративах и детских праздниках. Что бы ни писали владельцы подобных услуг об условиях содержания, зоопсихологи и защитники животных однозначно против таких практик. Эксперты обращают внимание на то, что частые контакты с людьми и невозможность уединиться вызывают у животных постоянный стресс, а через прикосновения гостей могут передаваться инфекции от одного животного к другому.
В частности, президент фонда «Ника» Вера Митина подчеркивает, что в подобных условиях у зверей сбивается график бодрствования, спокойного отдыха и сна. «Более того, если животное в какой-то день плохо себя чувствует, оно, конечно, не может нам об этом сказать. Это касается, прежде всего, норных животных (лисицы, еноты, хорьки). Им не свойственно близкое общение с людьми. И если в приюте для бездомных животных прогулки с человеком — это возможность для собак, например, подвигаться и социализироваться, то в контактных зоопарках, и тем более в треш-коробках и квестах, никакой пользы для животных нет», — говорит Митина.
«Для животных огромное значение имеют зоны бегства. Видя, что в окружающей среде происходит что-то непонятное, они увеличивают расстояние и находят укрытие, реализуя свой инстинкт выживания. Поэтому в контактные зоопарки не берут животных, которые могут дать отпор. Берут более спокойных, терпеливых и недоминантных. Они ежедневно терпят чрезмерные касания, отрыв от земли. Это провоцирует дистресс, сокращает жизнь», — добавляет эксперт кинологии и зоопсихологии ассоциации «Благополучие животных» Наталья Анашина.
Также не секрет, что основная аудитория контактных зоопарков — семьи, чаще всего с маленькими детьми, которым сложно объяснить, что животному может быть неприятно и что есть правила взаимодействия с ним. «С большой вероятностью дети будут вести себя непредсказуемо. Есть много инцидентов, когда животные вываливаются из коробок, причиняя себе травмы. Плюс в контактных зоопарках люди ходят и трогают животных без разбора, там не соблюдены стерильные условия. В таком ограниченном пространстве разносятся различные инфекции: глисты, лишай и т.п. Они могут передаваться очень быстро от одного животного к другому и затем к людям. К тому же в таких местах часто есть дополнительный заработок от угощения, и никто не контролирует, в каких количествах закармливаются животные. Это может вызвать у них расстройства системы пищеварения», — поясняет Митина.
«Кролики, шиншиллы, которых часто используют в фотосессиях или на праздниках, довольно пугливые звери. Для них большой стресс, когда кто-то (тем более незнакомый) берет их на руки. Нервов добавляют шум, яркий свет, дети без присмотра родителей. Если бизнес поставлен на поток, зверям приходится выносить по несколько часов такой «ласки» в день», — говорит эксперт из общественной организации «Голоса за животных» Оксана Данилова.
Контактные зоопарки и другие подобные форматы развлечений несут риск и для посетителей: животное может покусать гостя или заразить инфекцией. Волонтер центра реабилитации для диких животных «Велес» Ирина Гордеева подчеркивает, что лисы, еноты, хорьки очень больно кусаются. И дети по неопытности легко могут спровоцировать их на приступ агрессии. «Эти животные даже в благодушном состоянии могут прикусить: они так общаются в природе с сородичами. Поэтому, увы, им часто (во избежание несчастных случаев) дают седативные препараты. Что впоследствии, конечно, дает о себе знать в плане здоровья», — говорит Гордеева.
Что говорит закон
Еще в 2020 году в России вступили в силу новые статьи закона «Об ответственном обращении с животными», которые запрещают «использование животных в культурно-зрелищных целях, основной целью которой является предоставление зрителям или посетителям физического контакта с животными». А с 2022 года все зоопарки, цирки обязаны иметь лицензию на осуществление своей деятельности. Чтобы получить ее в Россельхознадзоре, заведение должно отвечать определенным условиям содержания животных. В частности, предоставлять им постоянный доступ к укрытию, воде и пище.
Однако, как утверждает Оксана Данилова, при внимательном прочтении закона можно найти допущения для таких предпринимателей, позволяющие им работать дальше. «Владельцы должны лишь принять дополнительные меры для работы своих заведений в соответствии с новыми нормами. Например, пункт 3 статьи 15 закона предписывает: животные, которых используют в зрелищных мероприятиях, могут содержаться только в специальных зданиях, сооружениях или на обособленных территориях. Что это за территории? Какого вида и размера она должна быть? Законом не регулируется», — говорит эксперт.
Пункт пять этой же статьи закона сохраняет возможность использования животных для контакта с людьми (если это не является основной целью заведения). Должно быть соблюдено условие: наличие у животного специальной зоны, в которую для людей закрыт доступ, чтобы оно могло в любой момент изолироваться и отдохнуть от гостей. «То есть контактный зоопарк может продолжить работу, если сменит название и вывеску на обычный зоопарк, сменит помещение (например, займет отдельное здание, переедет из торгового центра за город на отдельную территорию), соорудит в клетках для животных зоны с укрытием. Многие так и сделали, продолжив работу под другим названием и на усмотрение проверяющих контролеров, которые могут не увидеть никаких нарушений», — подчеркивает Данилова.
В итоге, по наблюдениям экспертов, с принятием поправок в закон фактически мало что изменилось. «Контактные зоопарки продолжают существовать, просто называются по-другому: зоопарк, мини-зоопарк, зообаза. Так, в репортаже, снятом в 2022 году в контактном зоопарке «Страна ЕНОТиЯ» исполнительным директором «Альянса защитников животных» Юрием Корецких, видно, что условия зоопарка неподобающие для содержания животных. Например, их не кормят, чтобы как можно больше посетителей покупали для них корм и животные охотнее с ними взаимодействовали. Хотя с момента принятия закона прошло два года», — говорит Вера Митина.
Старший юрист компании «АЛРУД» Мария Шабалина приводит пример из судебной практики, когда контактный зоопарк продолжил работать несмотря на введенный запрет: «В октябре 2022 года суд в Челябинске отказал прокурору в его требованиях по запрету деятельности контактного зоопарка в торговом центре, установив недоказанность факта причинения вреда животным, проведение тренингов и инструктажей сотрудниками контактного зоопарка, а также устранение ранее выявленных прокурором нарушений (отсутствия прививок)».
По наблюдениям Натальи Анашиной, контактных зоопарков стало меньше в мегаполисах, особенно в торговых центрах, на нулевых этажах. Но они стали мигрировать в города поменьше, где жителей еще можно удивить таким форматом и за права животных особо никто не борется. Приютов для доживания таких несчастных существ нет.
«Еноты никому ничем не обязаны»
Forbes Life предложил высказаться представителям многих контактных зоопарков, цирков, зоовыставок и других бизнесов с животными. Мало кто согласился ответить на аргументы зоозащитников по существу. Некоторые отсылали к своим сайтам, а именно — к правилам для гостей заведения. Кто-то запросил письменную гарантию выхода статьи лишь после согласования всего текста.
Управляющая котокафе «Больше шерсти!» Анна Петрова, согласившаяся ответить на вопросы Forbes Life, подчеркнула, что они берут животных из приютов, с которыми заключен строгий договор. «Мы берем разных животных, в том числе трусливых и агрессивных. Социализируем их с помощью зоопсихолога», — говорит Петрова. А в песокафе «Рыжий пес» живут собаки из приютов и отловов Уфы.
Условия труда кошек в кафе везде примерно одинаковы: постоянный доступ к еде и воде, возможность в любой момент удалиться в котейную (специальную комнату отдыха, где их не побеспокоят). Гостям нельзя будить спящих котов, удерживать на руках против их воли, пугать, делать резкие движения, кормить человеческой едой. «Если животное само изъявит желание запрыгнуть к кому-то на ручки, оно это сделает. Фотографировать можно только без вспышки. Конечно же, мы тщательно следим за детьми, которые могут вести себя громко», — рассказывают в котокафе «КОфеТерий». Везде стараются регулировать посещаемость: чтобы рядом с кошками не было много людей одновременно.
У собак из «Рыжего пса» права более расширенные: ежедневный выгул, также администратор может ограничить посетителей в общении с конкретной собакой (в зависимости от ее состояния). Поскольку выходные и праздничные дни обычно очень насыщенные, песокафе иногда закрывается на несколько дней, чтобы дать животным время отдохнуть.
«При правильном содержании и разумном подходе, еноты не будут чувствовать дискомфорт и стресс, так как им нравится общаться с людьми», — уверена создатель и директор проекта «Енотовиль» Юлия Сибирякова. Опираясь на опыт экспонирования животных, она призывает учитывать их индивидуальные особенности, советоваться с ветеринарами, зоопсихологами и другими специалистами, чтобы составить расписание, при котором питомцы будут счастливы и здоровы.
«Важно грамотно строить общение, то есть по правилам енотов. Не нужно требовать, чтобы они развлекали посетителей. Еноты никому ничем не обязаны», — считает Сибирякова.
Перед приездом в «Енотовиль» все животные проходят ветосмотр, им делают анализы и ставят прививки, все кастрированы и стерилизованы. Плановые осмотры проводят каждые полгода, а раз в три месяца — обработку от паразитов. У каждого есть ветпаспорт. «Мы сдаем все необходимые анализы, сотрудничаем с несколькими ветеринарами на постоянной основе. Ведем дневники здоровья енотов, где отслеживаем их состояние — как физическое, так и эмоциональное. В случае любого беспокойства к нам приезжает врач», — рассказывает директор «Енотовиля».
По ее словам, до открытия проекта она сотрудничала с ветеринарами и зоопсихологами, которые работали с енотами. Команда профессионалов составила расписание и строгий регламент посещения животных. Таким образом, у енотов есть выходные дни, перерывы, тихий час и другие виды отдыха, которые необходимы для здоровой психики этих существ.
«Мы ежедневно следим за состоянием своих подопечных: если кто-то не расположен к общению, визит может быть прерван, перенесен или отменен, — объясняет Сибирякова. — Посетителям запрещено причинять любой вред енотам, в том числе пугать их, будить, доставлять дискомфорт. Рядом все время находятся инструктор и его помощник, которые следят, чтобы коммуникация «енот — человек» происходила максимально приятно и правильно в обе стороны».
Формат йоги с животными предполагает тесный контакт с человеком, но создатель и президент фермы No Regrets в Орегоне Лейни Морз, которая первой придумала проводить йогу с козами, уверена, что козы, которые свободно гуляют во время занятий, не против. «Козы — стадные животные, поэтому им нравится быть с людьми. Но я против того, чтобы наряжать коз в костюмы и учить прыгать людям на спины. Поэтому у моих подопечных нет обязанностей. Они делают что хотят. В основном просто ложатся на коврики для йоги и прижимаются к людям. Есть ограничения по расписанию, длительности контакта, времени для сна и тихого часа. Например, вечером я провожу свое личное время с козами, отдыхая в поле», — говорит Forbes Life Лейни Морз.
Большинство ее подопечных спасены с мясных и молочных ферм. Учитывая, что козы были одними из первых одомашненных животных в мире, они, по словам Морз, расцветают при взаимодействии с людьми. Если они социализированы, то чувствуют себя в безопасности и с любовью примут человека в свое стадо. «Если вы когда-нибудь были в контактном зоопарке, то знаете, что козы могут быть агрессивными, так как они очень заинтересованы в еде. Но мои козы всегда сыты и потому смотрят на каждого, кто входит в ворота, как на человека, который будет любить их в ближайший час. Главное, не бегать и не кричать. Козам нравятся спокойные и счастливые люди. Тогда они в ответ дарят умиротворение», — заключает Лейни.
Ни одна из российских студий йоги со щенками, с которыми связывался Forbes Life, на вопросы редакции не ответила. Согласно информации с одного из сайтов, щенков берут на время занятий йогой у питомников и заводчиков и учат их социализации. В Москве создатели одной из студий йоги со щенками призывают гостей проявлять внимание к их потребностям и сигналам: «Если вы заметили, что щенок стал беспокойным, извивающимся или проявляющим признаки напряжения, необходимо немедленно отпустить его… Если малыш не хочет объятий и контакта, не тревожьте его. Строго запрещено держать щенков выше плеч или в любом положении, которое может вызвать дискомфорт или нанести потенциальный вред малышам».
Правила содержания животных
На тезис про стресс от частого присутствия людей владельцы кафе отвечают, что важно тщательно следить за соблюдением правил посещения. Также справляться со стрессом помогают занятия с зоопсихологом, успокаивающие ошейники. «Все зависит и от того, какие гости. Котики могут уставать лишь от детей, если те активно лезут, бегают, кричат. Посещение спокойных взрослых или детей никак не мешает жизни котиков. Большое количество гостей бывает, но чаще ситуация наоборот: когда их мало, кошки сами бегут стаей к администратору, потому что им не хватает общения», — комментирует директор кафе «КОТОФЕЙ» Елизавета Казьмина.
Президент Российской ассоциации практикующих ветеринарных врачей Сергей Середа согласен, что во всех форматах развлечений с животными нужен постоянный контроль за условиями их содержания, кормлением и здоровьем, регулярный осмотр ветеринаров.
В постановлении Правительства №1937 прописаны правила работы, ограничения по времени контакта животных с людьми, требования о доступе к еде и воде, наличию укрытия, времени отдыха и выгула и т.п. Период непрерывной активной работы животного — максимум три часа подряд в день. Во время мероприятий не допускается физическое воздействие на животное, причиняющее вред его здоровью. Уровень звука не должен превышать 90 децибел. Запрещается использование световых эффектов, раздражающих и ослепляющих животных, веществ с резкими запахами, применение удушающих приемов.
Также важно: нельзя использовать животных младше трех месяцев, больных и беременных. На каждого зверя организатор обязан предъявить документы о прививках и ветеринарных обработках, документ о законности приобретения (происхождения) дикого животного.
«На деле же многие работают без документов. Один из главных минусов постановления: в нем не прописан контроль за содержанием, перевозками и использованием животных. Это развязывает руки нерадивым предпринимателям. Они часто используют зверей как расходный материал. Лечить их невыгодно, на «пенсию» их не отправят. По опыту работы над проблемой контактных зоопарков, мы знаем, что, к примеру, милые цыплята и утята в таких условиях часто не доживают до взрослого возраста. От заболевших животных и птиц проще избавиться и завести новых. Никто не контролирует, куда исчезают старые живые существа», — делится Данилова. Посетители часто и не замечают, если одно животное умерло, а его место занимает другое похожее.
«Я работала в довольно крупном котокафе в центре Петербурга несколько лет. Видела, как некоторые животные засиживались годами, уставали от непрерывного внимания и шума, у них менялся характер, от стресса снижался иммунитет, они часто болели, а инфекционные болячки быстро передавались всем остальным. Некоторые от осложнений умирали, если их не забирали к себе неравнодушные посетители или сами сотрудники. На моей памяти таких смертей было несколько», — вспоминает бывшая сотрудница котокафе, пожелавшая остаться анонимной.
«Были случаи, когда животных просто запирали в заброшенных железных вагончиках умирать без еды и воды, некоторых отдают в придорожные кафе или рестораны в еще более ужасные условия», — добавляет специалист по внешним коммуникациям общественной организации «Голоса за животных» Людмила Зайцева. И только некоторые владельцы, по словам Веры Митиной, предлагают невостребованных животных зоозащитникам или частным зоопаркам.
Из кафе — в дом?
Иногда формат кафе с животными позиционируется как шанс найти постоянный дом. «Мы целенаправленно шли в котокафе именно за другом. Ведь там все кошки привитые, осмотренные ветеринаром, по части здоровья многое уже известно. То есть сюрпризов точно будет меньше. Ну и есть шанс выбрать: кому-то спокойного кота хочется, кому-то самостоятельного, кому-то определенного цвета», — делится опытом жительница Новосибирска Анна Беляева.
«Да, можно взять собаку из приюта. Но в большинстве случаев она не будет приучена к выгулу, к жизни в городе, с человеком, в квартире. Все наши собаки имеют навыки, едят из своих мисок, знают свое имя и минимальный набор слов-команд («нет», «нельзя», «идем» и т.д.), спокойно относятся к душу, стрижке когтей и вычесу, понимают, что существуют правила и режим дня. Мы можем рассказать все нюансы по поведению собаки, которые увидим, пока она находится у нас. Можем понять, совпадет ли собака по характеру, темпераменту и образу жизни с потенциальным хозяином. То есть наша цель — адаптировать собаку к дому», — поясняет создатель и директор песокафе «Рыжий пес» Виктория Маляренко.
Человек, желающий взять животное из кафе, должен рассказать сотрудникам о своем опыте содержания питомцев, про условия, в которых кошка (собака) будет жить, чем ее планируют кормить. «Мы не отдаем котов в третьи руки — потенциальный владелец должен лично прийти и познакомиться. Судьба каждого животного отслеживается, в нашей группе можно найти массу «приветов из дома». Мы со всеми заключаем договор и ненавязчиво отслеживаем дальнейшую судьбу. Все наши котики ищут дом, мы пристроили уже 166», — говорят представители «КОфеТерия».
В песокафе пристрой занимает три-четыре недели и включает в себя также несколько прогулок с собакой (в среднем пять-шесть). Если люди никогда не жили с собакой или в семье есть дети, сдается тест на аллергию. «Ну и главное: мы очень много общаемся с людьми. Первое время почти ежедневно, потом реже. Подписаны на социальные сети, советуем что-то и помогаем, если необходимо. В прошлом году даже ездили к некоторым в гости. Люди сами отправляют приветы из дома, но если давно не было сообщений, мы связываемся с хозяевами и узнаем, как дела. Смысла в договоре особо не видим, потому что никакой бумажкой невозможно гарантировать счастливую жизнь собаки», — рассказывает Маляренко.
«Лично мое мнение: контактные зоопарки полезны для образования детей, большинство из которых не различают даже сельскохозяйственных животных. Но важно четко прописать перечень зверей, с кем можно контактировать», — говорит волонтер центра реабилитации для диких животных «Велес» Ирина Гордеева. Она добавляет, что в их центре живут в том числе еноты, конфискованные у фотографов, и львица, которую изъяли прямо с фотосессии. У последней был подделан ветпаспорт: указан более старший возраст, чтобы она не попала под действие закона.
Оксана Данилова призывает всех неравнодушных людей, которые видят жестокое обращение с животными, снимать факт нарушения на фото и видео, писать заявления с просьбой провести внеплановую проверку. Государственные органы в сфере развлечений с животными — это Минприроды, Росприроднадзор, Россельхознадзор, МВД, профильные комитеты по охране животных, ветеринарные управления.
«По закону у человека есть право фиксировать правонарушение, если на двери нет запрещающей таблички, — объясняет Данилова. — И прилагать такие материалы к заявлениям в полицию нужно! Желательно фиксировать и опознавательные знаки заведения, которые укажут, где именно это снималось, — чтобы у нарушителей не было шанса сказать, что съемка велась в другом месте, и таким образом уйти от ответственности».