Дом на Конюшенной площади был построен по приказу императрицы Елизаветы Петровны как часть Императорского конюшенного ведомства и служил своей цели почти 300 лет. После конюшен, в здании, построенном в форме каре с большим внутренним двором, как у ренессансных палаццо, в советское время размещался таксопарк. Возможно, именно преемственность рода занятий квартирантов помогла сохранить потолочную роспись на лошадиную тему, выполненную Джованни Баттиста Скотти.
Представитель второго поколения иностранных мастеров, служивших русской императорской династии, Джованни Скотти преуспел больше всех: работал с архитектором Карлом Росси, создавал эскизы бронзовых барельефов на пьедестале Александровской колоны, участвовал в росписи Таврического, Зимнего, Михайловского, Александровского дворцов. Но от его работ мало что сохранилось.
Авторству Джованни Баттиста Скотти принадлежит украшение Присутственной комнаты главного корпуса конторы Придворного конюшенного ведомства. Помещение, строго сориентированное по сторонам света, украшает потолочная роспись в форме круга со знаками зодиака. Четыре живописные композиции, созданные на миткале и затем закрепленные на потолке, — четыре сюжета на тему времен года, от пахоты, сбора урожая до войны; а ниже — расписная падуга и фриз с изображениями доспехов, конской сбруи и фигур лошадей.
Парадоксально, но во время революции, войны и в перестройку, пока здание меняло профиль и переходило из рук в руки, роспись на потолке никто из новых владельцев не тронул. В советское время плафон неоднократно поновляли, дописывая сверху новым слоем, что называется «по грязи». Новые владельцы, девелоперы компании VOS’HOD, переоборудовали пространство дома, разбив его на 12 резиденций с интерьерами в эстетике Ralph Lauren. Но прежде всего они заказали профессиональным реставраторам расчистить, восстановить и укрепить потолочную живопись Джованни Баттиста Скотти.
Как рассказала Forbes Life генеральный директор строительно-реставрационной компании «Дом мастеров» Марина Нименская, реставраторы работали без устали по несколько смен почти год. Использовали материалы и техники, идентичные началу XIX века, восстанавливали обрушившиеся рельефы, красочный слой на месте протечек и золотили так, как это было принято во времена Джованни Баттиста Скотти.
Во время реставрационных работ был обнаружен живописный холст, написанный Скотти для украшения потолочной росписи. В 1990-е он был вырезан из композиции на потолке, но, по счастью, сохранился. Отреставрированный холст занял свое место на потолке. Сейчас отличить восстановленную и расчищенную роспись Скотти от воссозданной можно по тону. Оригинальная краска светлее, ярче и нежнее.