К сожалению, сайт не работает без включенного JavaScript. Пожалуйста, включите JavaScript в настройках вашего броузера.

Фарфоровый камин и китайский кабинет: как реставраторы работают на деньги меценатов

Фото DR
Фото DR
В Санкт-Петербурге при реставрации здания конюшенного ведомства Елизаветы Петровны восстановили потолочную роспись XVIII века, а в Петергофе по мутной довоенной фотографии — фарфоровой камин эпохи Николая I. Forbes Life рассказывает о сложных технически реставрациях-реконструкциях, выполненных на деньги меценатов в архитектурных памятниках федерального и регионального значения за последние несколько лет
Китайские лаковые панно. Екатерининский дворец, музей-заповедник «Царское село»
DR

Китайские лаковые панно. Екатерининский дворец, музей-заповедник «Царское село»

Царское село, или город Пушкин, как он назывался при советской власти, был освобожден 24 января 1944 года. Город и дворцово-парковый ансамбль лежали в руинах. В феврале 1944 года научный сотрудник Зеленова писала: «От Екатерининского дворца-музея остались только фасадные стены да чудом уцелевшая Камеронова галерея с агатовыми комнатами (все взорвано и погибло от пожара). Уцелели изо всей внутренней отделки Дворца — только «часть» большого зала Растрелли да нижний этаж с грудами навоза и обломками коронационных карет, в которых ездили фрицы (залы первого этажа были конюшней)».

Уже 5 мая 1944 было принято решение исполкома Ленгорсовета «О разработке мероприятий по восстановлению городов Петродворец и Пушкин» как мест отдыха трудящихся Ленинграда. Местное радио провело первый репортаж из Екатерининского дворца: «И вот мы идем по развалинам Екатерининского дворца. Всюду — следы чудовищных злодеяний немцев. И здесь же видны следы кропотливого и сложного труда восстановителей дворца. В разных концах парка собрано 300 деревянных архитектурных деталей, которые снова будут установлены на стенах. Собраны и частички паркета».

Одновременно с работами по консервации научные сотрудники готовились к реставрации сохранившихся залов Екатерининского дворца и полного восстановления Александровского — эти работы в музее-заповеднике идут по-прежнему. Так, в 2019 году началось восстановление личных комнат Екатерины II в Зубовском флигеле Екатерининского дворца, — интерьеры, созданные Чарльзом Камероном и Джакомо Кваренги, считались шедевром эпохи классицизма конца XVIII века.

В рамках проекта «Екатерина II. Личное пространство» при поддержке Газпрома начались работы по созданию настенных лаковых панелей для Китайского зала императрицы, который во время войны был полностью разрушен. О том, что за интерьеры его украшали, специалисты выясняли, сверяя акварельные рисунки разных периодов и несколько скупых довоенных фотографий.

Сложнейшей задачей стали лаковые панно, украшавшие стены зала в XVIII веке. Изначально их создали из фрагментов старинных китайских ширм с живописью, выполненной в трудоемких техниках куанцай (резной полихромный лак) и мяоцзинь (золотой лак по черному лаку). Старший научный сотрудник музея-заповедника Марина Басова рассказывает, что после долгих поисков удалось найти мастеров, владеющих старинными техниками, в пекинской художественной компании «Синьсинши». Музей-заповедник подписал договор с компанией о создании 155 лаковых панно для Китайского зала. На создание этих работ потребуется от 600 до 900 дней.

«Секреты национальной техники XVIII века китайские мастера передавали из поколения в поколение. Поэтому мы бесконечно счастливы, что их воссозданием будут заниматься специалисты пекинской художественной компании «Синьсинши». Это очередное подтверждение того, что культура и музеи — мощная сила, объединяющая разные институции и разные страны», — сообщила директор музея-заповедника «Царское Село» Ольга Таратынова.

Большой китайский кабинет. Китайский дворец в Ораниенбауме, музей-заповедник «Петергоф»
Мария Гельман·VII для Forbes

Большой китайский кабинет. Китайский дворец в Ораниенбауме, музей-заповедник «Петергоф»

«Газпром» и лично Алексей Миллер также патронируют восстановление Китайского дворца в музее-заповеднике «Ораниенбаум». Воссоздание внутреннего убранства дворца идет с 2009 года. В этом году заповедник планирует открыть последние четыре из 17 залов Китайского дворца.

Один из самых сложных залов — Большой китайский кабинет. Над его восстановлением шесть лет трудились более 120 специалистов «Петербургской реставрационной компании»: позолотчики, художники, паркетчики, реставраторы произведений деревянного зодчества, произведений из дерева. Большой Китайский кабинет выдержан в стиле «шинуазри» (европейский стиль с использованием мотивов и приемов традиционного китайского искусства. — Forbes Life), стены украшают деревянные панно с бытовыми сценками из китайской жизни.

Композиции были выполнены русскими мастерами в технике маркетри (мозаики из разных пород дерева) с инкрустацией пластинками моржовой кости. Исторически завершал композицию живописный плафон «Китайская свадьба» (или «Союз Европы и Азии», по другим источникам), исполненный венецианцем Якопо Гуарана. Впервые плафон реставрировали в 1946 году (по сравнению с тем, что осталось от Большого дворца Петергофа, Китайский дворец в Ораниенбауме пострадал незначительно; среди музейных работников бытует шутка, что Китайскому дворцу повезло дважды — и в войну не разбомбили, и Миллер в него удачно зашел).

Второй раз потолочный плафон реставрировали совсем недавно. Полотно демонтировали, проверили состояние внутренней стороны и элементы крепежной конструкции. Плафон реставрировали прямо в зале, в том микроклимате, в котором полотно существует на протяжении нескольких столетий. «Сначала реставраторы боялись приступать к работам, — объясняет Татьяна Сясина, заведующая сектором «Собственная дача» отдела «Хранение и изучение памятников Ораниенбаума» ГМЗ «Петергоф». — Было принято решение сначала ввести зал в режим консервационного отопления. В течение двух лет подгонялась температура, доводилась до нужного состояния, потому что реставрация может идти при температуре не ниже 14 градусов. За две зимы, когда дворец немного протапливался, мы смогли начать реставрационные работы». Зал открыт для посетителей с 2022 года.

Потолочная роспись Джованни Батиста Скотти. Дом Императорского конюшенного ведомства, ныне — клубный дом Cheval Court
DR

Потолочная роспись Джованни Батиста Скотти. Дом Императорского конюшенного ведомства, ныне — клубный дом Cheval Court

Дом на Конюшенной площади был построен по приказу императрицы Елизаветы Петровны как часть Императорского конюшенного ведомства и служил своей цели почти 300 лет. После конюшен, в здании, построенном в форме каре с большим внутренним двором, как у ренессансных палаццо, в советское время размещался таксопарк. Возможно, именно преемственность рода занятий квартирантов помогла сохранить потолочную роспись на лошадиную тему, выполненную Джованни Баттиста Скотти.

Представитель второго поколения иностранных мастеров, служивших русской императорской династии, Джованни Скотти преуспел больше всех: работал с архитектором Карлом Росси, создавал эскизы бронзовых барельефов на пьедестале Александровской колоны, участвовал в росписи Таврического, Зимнего, Михайловского, Александровского дворцов. Но от его работ мало что сохранилось.

Авторству Джованни Баттиста Скотти принадлежит украшение Присутственной комнаты главного корпуса конторы Придворного конюшенного ведомства. Помещение, строго сориентированное по сторонам света, украшает потолочная роспись в форме круга со знаками зодиака. Четыре живописные композиции, созданные на миткале и затем закрепленные на потолке, — четыре сюжета на тему времен года, от пахоты, сбора урожая до войны; а ниже — расписная падуга и фриз с изображениями доспехов, конской сбруи и фигур лошадей.

Парадоксально, но во время революции, войны и в перестройку, пока здание меняло профиль и переходило из рук в руки, роспись на потолке никто из новых владельцев не тронул. В советское время плафон неоднократно поновляли, дописывая сверху новым слоем, что называется «по грязи». Новые владельцы, девелоперы компании VOS’HOD, переоборудовали пространство дома, разбив его на 12 резиденций с интерьерами в эстетике Ralph Lauren. Но прежде всего они заказали профессиональным реставраторам расчистить, восстановить и укрепить потолочную живопись Джованни Баттиста Скотти.

Как рассказала Forbes Life генеральный директор строительно-реставрационной компании «Дом мастеров» Марина Нименская, реставраторы работали без устали по несколько смен почти год. Использовали материалы и техники, идентичные началу XIX века, восстанавливали обрушившиеся рельефы, красочный слой на месте протечек и золотили так, как это было принято во времена Джованни Баттиста Скотти.

Во время реставрационных работ был обнаружен живописный холст, написанный Скотти для украшения потолочной росписи. В 1990-е он был вырезан из композиции на потолке, но, по счастью, сохранился. Отреставрированный  холст занял свое место на потолке. Сейчас отличить восстановленную и расчищенную роспись Скотти от воссозданной можно по тону. Оригинальная краска светлее, ярче и нежнее.

Фарфоровый каминный экран. Большой Петергофский дворец, музей-заповедник «Петергоф»
ГМЗ «Петергоф»

Фарфоровый каминный экран. Большой Петергофский дворец, музей-заповедник «Петергоф»

От Большого Петергофского дворца в 1944 году оставалась лишь малая часть фасада и внутренних стен. Все императорские интерьеры были уничтожены, их восстановление продолжается до сих пор. Так, над воссозданием фарфорового каминного экрана в виде хвоста павлина работают реставраторы компании «Паллада» и лично ее глава, основатель музея «Керамарх» Константин Лихолат. Реставрацию оплачивают благотворительный фонд «Транссоюз», ПАО «Группа ЛСР» Андрея Молчанова и ООО «Паллада» Константина Лихолата.

Фарфоровый камин с экраном заказал для супруги Александры Федоровны император Николай I. В гарнитур также входили зеркальная рама и два канделябра. Проект камина создал архитектор Андрей Штакеншнейдер, а отлили мастера Императорского фарфорового завода. Войну фарфор не пережил. И теперь перед реставраторами стоит задача не просто восстановить экспонат по доступному историческому материалу, но и выполнить его с тем же мастерством, что и в XIX веке.

Мастера  «Паллады» проделали необычайную работу, воссоздав экран  по единственной довоенной черно-белой фотографии и нескольким сохранившимся осколкам. Они тщательно атрибутировали каждый цветок и насекомое, изображенные на фарфоровых вставках, консультировались с ботаниками и энтомологами. «Каждый лепесток, каждое соцветие рассматривали не одну сотню раз. Экран можно назвать «ботаническим атласом», ведь на нем изображено 38 различных видов растений и восемь насекомых», — рассказывает директор реставрационной компании «Паллада» Константин Лихолат.

Работы над фарфоровым камином и зеркалом еще продолжаются. Так специалистам предстоит разгадать квест: кто управляет парой лебедей в композиции снизу экрана. Учитывая, что именно этот фрагмент на фотографии затемнен, а других источников нет, — задача предстоит непростая.

Мы в соцсетях:

Мобильное приложение Forbes Russia на Android

На сайте работает синтез речи

иконка маруси

Рассылка:

Наименование издания: forbes.ru

Cетевое издание «forbes.ru» зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, регистрационный номер и дата принятия решения о регистрации: серия Эл № ФС77-82431 от 23 декабря 2021 г.

Адрес редакции, издателя: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Адрес редакции: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Главный редактор: Мазурин Николай Дмитриевич

Адрес электронной почты редакции: press-release@forbes.ru

Номер телефона редакции: +7 (495) 565-32-06

На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети «Интернет», находящихся на территории Российской Федерации)

Перепечатка материалов и использование их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, возможны только с письменного разрешения редакции. Товарный знак Forbes является исключительной собственностью Forbes Media Asia Pte. Limited. Все права защищены.
AO «АС Рус Медиа» · 2024
16+