Поленов за £1,5 млн и акварели княгини Романовой на торгах: новости арт-рынка
Предстоящие торги: Бэкон за $50 млн и акварели великой княгини Романовой
На 14 апреля намечены торги Московского аукционного дома, в ходе которых будет распродаваться наследие дочери императора Александра III и сестры Николая II, великой княгини Ольги Александровны. Живописи княгиня училась у разных мастеров, включая Василия Маковского, и дарила ее преимущественно родственникам и друзьям, подписывая работы сначала инициалами, а после эмиграции именем Olga. В каталоге собрано более 40 акварелей, суммарная оценочная стоимость которых составляет порядка 30 млн рублей. Эстимейты отдельных лотов варьируются от 500 000 до 1,5 млн рублей. По словам организаторов, это вторая по масштабу подборка произведений великой княгини после коллекции Русского музея и самая дорогая из всех, что когда-либо появлялись на рынке.
Топ-лотом торгов ARTinvestment.RU «Первые имена», продолжающихся до конца этой недели, стала работа Ивана Айвазовского. Резервная цена датированного 1863 годом «Крымского пейзажа» составляет 73,6 млн рублей. На этот же аукцион выставлена выполненная на бумаге работа Николая Рериха «Псково-Печерский монастырь» (резерв: 18,5 млн рублей). По всей видимости, это вариант масштабной композиции «Печоры. Вход в монастырь», долгие годы считавшейся утерянной и выставлявшейся на MacDougall’s в 2020 году (тогда при эстимейте в £400 000–600 000 лот остался непроданным). Среди топ-лотов также присутствуют произведения Ильи Репина, Аполлинария Васнецова, Наталии Гончаровой, Бориса Григорьева, Петра Кончаловского, Николая Фешина. Особое внимание организаторы аукциона советуют обратить на раздел с работами шестидесятников. Руководитель ARTinvestment.RU Егор Молчанов отмечает, что «за два года цены на них выросли от 50% до 100%».
На посвященные современному искусству вечерние торги Sotheby’s, которые пройдут в Нью-Йорке в мае, выставят «Портрет Джорджа Дайера, сидящего на корточках» кисти Фрэнсиса Бэкона. Картина оценена аукционистами в $30–50 млн. Это первый и один из самых масштабных (под два метра в высоту) в серии из 10 портретов Дайера, созданных Бэконом в период с 1966 по 1968 год. До наших дней дошли только девять работ: одна сгорела при пожаре в 1979 году. Выставляемый на Sotheby’s портрет участвовал во многих знаковых ретроспективах художника, включая выставку в парижском Гран-Пале в 1971–1972 годах (сам Дайер умер за два дня до ее открытия). Нынешний владелец купил картину в галерее Marlborough в 1970 году. С тех пор она ни разу не появлялась на рынке. Самым дорогим на сегодня одиночным портретом Дайера (Бэкон также любил создавать портреты-триптихи) считается «Портрет разговаривающего Джорджа Дайера» 1966 года. Он был продан на лондонских торгах Christie’s в 2014 году за $70 млн.
Прошедшие торги: Поленов за £1,3 млн, успехи и провалы Лондона
Топ-лотом проходивших 20 марта торгов Bonhams «Искусство XIX века и британский импрессионизм» стала картина Василия Поленова «Она пошла и возвестила бывшим с Ним, плачущим и рыдающим» из коллекции Чарльза Крейна. Полотно, относящееся к «Евангельскому циклу», ушло с молотка за £1,3 млн. В прошлом году другая картина цикла из этой же коллекции («Стояли вдали») была продана на Bonhams за £1,5 млн.
Топ-лотами проходивших в начале марта лондонских торгов Christie’s и Sotheby’s, посвященных импрессионизму, модернизму и современному искусству, стали шедевры Магритта и Пикассо, проданные за десятки миллионов фунтов. Но подавляющая часть топ-лотов ушла с молотка в рамках своих эстимейтов: никаких неожиданностей не было. Зато заметно превзойти ожидания аукционистов удалось лотам в более низком ценовом сегменте. Например, редкая пастель Эжена Будена «Эскиз неба» была продана на Christie’s за £201 600, то есть в 10 раз дороже нижней планки оценочной стоимости. А Sotheby’s удалось продать картину Тео ван Рейссельберге «Под соснами» за £1,3 млн. Эстимейт лота составлял £500 000–700 000. Но непроданными остались сразу несколько произведений Бэнкси, включая работу «Смейтесь пока можете» (Sotheby’s, £300 000–400 000) и картину «Тяжелое вооружение» (Phillips, £180 000–250 000).
Российские ярмарки: второй выпуск Catalog и 12-я ярмарка Cosmoscow
Второй выпуск ярмарки современного искусства Сatalog пройдет в здании исторической типографии Ивана Сытина на Пятницкой улице с 12 по 14 апреля. Впервые ярмарка прошла в середине декабря прошлого года, цены тогда варьировались от 10 000 до 4,8 млн рублей. В этот раз число участников мероприятия, инициированного Ассоциацией галерей (АГА) и «Винзаводом», выросло с 31 до 52 галерей. Среди них и ветераны отечественного арт-рынка вроде XL Галереи, и новички. Созданная летом прошлого года галерея Shift готовит стенд, названный в честь фильма Джима Джармуша «Ночь на земле» с работами Полины Шилкините, Семы и Evsti Bomse. Цены будут варьироваться от 80 000 рублей за графику и небольшую живопись до €5000–7000 за масштабные фотографии Тима Парщикова.
Московская галерея pop/off/art соберет полностью женский стенд с произведениями Ольги Татаринцевой, Анны Афониной, Ангелины Меренковой, Юлии Ивашкиной и Аси Заславской. Средняя цена работ составит примерно 200 000–300 000 рублей. Галерея Anna Nova привезет из Санкт-Петербурга бронзовые скульптуры Дениса Патракеева и живописные работы Ильи Федотова-Федорова по ценам от 160 000 до 2 млн рублей. На стенде Marina Gisich Gallery работы Александра Цикаришвили, Керима Рагимова и других авторов будут объединены темой исследования личной памяти.
Стали известны даты и площадка 12-го выпуска Cosmoscow. В этом году ярмарка снова пройдет в ЦВК «Экспоцентр» (павильон «Форум») с 27 по 29 сентября. Сбор заявок на участие продолжается до 31 мая. Параллельно с Cosmoscow пройдет пятый юбилейный выпуск ярмарки-сателлита blazar, место и даты проведения которой будут объявлены позже.
«Вашингтонские принципы» уточняют, Тейт «на колесах»
Британская галерея Тейт с прошлого года успешно реализует проект Art Explora, в основу которого положена французская модель «Мобильного музея» (MuMo), запущенного Ингрид Брошар в 2011 году. Отдельные произведения из коллекции галереи, включая работы Тернера, Констебла и других художников, путешествуют по отдаленным населенным пунктам страны во вместительном грузовике, который служит выставочным пространством, а также площадкой для мастер-классов и других образовательных инициатив.
Неделю назад исполнилось 25 лет с момента подписания «Вашингтонских принципов», международного соглашения, регулирующего процедуры идентификации и реституции произведений искусства, незаконно перемещенных в период Второй мировой войны. На церемонии по случаю юбилея в Мемориальном музее Холокоста (Вашингтон) группа стран во главе с США одобрила поправки к основному тексту соглашения, которые должны прояснить размытые формулировки, допускающие различные интерпретации. Цель нововведений — ускорить ход процессов реституции. Под ними уже подписались 22 страны. Согласно уточнениям, теперь в суде не придется доказывать, что продажа того или иного произведения происходила под принуждением. Достаточно будет свидетельств в пользу того, что продавец в период с 1933 по 1945 год подвергался преследованиям со стороны нацистов.
Три художницы в Stella Art Foundation и выставка памяти Аркадия Ипполитова
С 29 марта в пространстве основанного Стеллой Кесаевой Stella Art Foundation (башня «Меркурий» комплекса Москва-Сити) открывается выставка «О всех вещах, там обитающих» с работами трех художниц: Нины Котел, Александры Митлянской и Евгении Соломатиной. В экспозицию войдут полсотни произведений, которые впервые выставляются публично. Зрители увидят медитативно-статичные видео Александры Митлянской и новую серию Нины Котел, включая специально созданный для этого проекта свиток длиной 25 метров. Творчество Евгении Соломатиной будет представлено снимками из серии «И это тоже пройдет».
В петербургской KGallery с 27 марта начинает работать выставка Melancholia, посвященная памяти умершего в прошлом году искусствоведа и куратора, многолетнего сотрудника Эрмитажа, хранителя итальянской гравюры Аркадия Ипполитова. Экспозиция собрана из работ авторов, с которыми Ипполитов дружил и сотрудничал при жизни, включая Тимура Новикова, Георгия Гурьянова и Ольгу Тобрелутс, выступившую сокуратором проекта вместе с Сергеем Николаевичем. Заглавным экспонатом выставки станет выполненная по мотивам гравюры Дюрера Melencolia I картина Егора Острова, украшавшая собой кабинет Ипполитова. К открытию также выйдет сборник статей и эссе, дополненный воспоминаниями друзей и коллег: Зельфиры Трегуловой, Любови Аркус, Екатерины Андреевой.