К сожалению, сайт не работает без включенного JavaScript. Пожалуйста, включите JavaScript в настройках вашего броузера.

Пять лет в подвале на Тверской: самые дорогие работы, проданные в Cube.Moscow

Гоша Острецов, триптих «Мультиживопись», 2006 (Фото Syntax Gallery)
Гоша Острецов, триптих «Мультиживопись», 2006 (Фото Syntax Gallery)
Площадке современного искусства Cube.Moscow, открытой в подвале отеля The Carlton на Тверской, исполнилось пять лет. Ее концепция, объединяющая усилия галерей для создания живого, постоянного меняющегося пространства, доказала свою жизнеспособность. О том, как Cube удалось стать одним из важных центров московской художественной жизни, на примере десяти самых дорогих продаж площадки рассказывают его совладелица Елена Белоногова и галеристы-резиденты

Елена ⁠Белоногова — предпринимательница и коллекционер. Выпускница факультета международных экономических отношений в Красноярском государственном университете (сегодня — Сибирский федеральный университет), специалист по развитию франчайзинговых проектов, стратегического консалтинга, бизнес-инвестициям на фондовом рынке. Увлекшись современным искусством, Елена Белоногова закончила отделение «Арт-менеджмент и галерейный бизнес» в московской бизнес-школе RMA. 

В 2019 году в самом центре Москвы в здании отеля The Ritz-Carlton, Moscow (сегодня The Carlton, Moscow) на Тверской улице Белоногова совместно с партнерами открыла арт-пространство Cube.Moscow, которое стало стартовой точкой для развития арт-платформы современного искусства с дальнейшим запуском проектов в онлайн-пространстве. 

Елена Белоногова уверена: если бы пять лет назад она могла представить себе, что будет происходить в стране и в мире, то никакого проекта в области современного искусства открывать бы не стала. И тем не менее, проект в подземельях отеля на Тверской не только продолжает работать, но и активно развивается. В 2022 году Cube.Moscow вышел из минуса, но «все что зарабатываем, инвестируем в развитие проекта», говорит Елена Белоногова.

 

На сегодня на площади 1500 м² помещаются 14 галерей-резидентов, лекционный зал и два выставочных пространства. Для того, чтобы разместить всех нынешних арендаторов, пришлось отрезать часть большого выставочного зала — помещения, предназначенного для парадных проектов галерей-резидентов. По условиям договора галерей и Cube.Moscow, каждая имеет право раз в год бесплатно устроить большую выставку на этой площадке. Всего за пять лет подземелье отеля квартировали порядка 40 галерей. Кто-то съезжал довольно быстро, кто-то, такие как PA Gallery, Syntaх Gallery и «КультПроект», стал постоянными арендаторами.

«Одни плюс один в сумме больше, чем два, — так Елена Белоногова формулирует успех Cube.Moscow. — Расходы делятся на всех, а внимание публики за счет множества разных проектов сходится в одной точке. В общем наша сила — в колаборации». За пять лет на площадке прошло более 360 выставок современного искусства, 150 экскурсий по экспозициям, более 220 мероприятий, пришло 170 000 человек. Продано более 2 000 произведений искусства.

 

Каждый месяц галереи Cube.Moscow открывают новые выставки. Открытия стремятся синхронизировать: механизм, опробованный прежде на «Винзаводе», доказал свою эффективность и на Тверской. Сейчас владельцы инвестируют в онлайн-проекты. Один из них — Cube.Market уже действует. Другие — на подходе. 

Изначально Cube.Moscow запускался как проект международный и сетевой. Уже в 2019 году стала действовать грантовая программа поддержки галерей для участия в международных ярмарках. Резиденты Cube Syntaх Gallery, PA Gallery и «КультПроект» при поддержке площадки получали  стенды на берлинской Liste, на Untitled в Сан-Франциско, на NADA в Майами. Первые сателлиты Cube планировал открывать в Лос-Анджелесе, Нью-Йорке, Сингапуре и Дубае. 

Консультантом в создании стратегии выступал швейцарский коллекционер Ули Сигг, протагонист китайского современного искусства, сумевший вывести его на мировой арт-рынок. Планировалось, что каждый из филиалов Cube в разных городах и странах будет представлять прежде всего локальных художников, подмешивая до 30% российских авторов. Сейчас международная программа приостановлена, как отложен и запуск сетевых отделений.

 

Однако Елена Белоногова замечает, что  в отрыве от мирового российский арт-рынок не только активно растет, но и следует мировым трендам. Коллекционеры молодеют, все больше покупок совершают онлайн, растет интерес к digital-искусству. Но художникам не хватает производственной базы, материалов, знаний и технологических умений.

Forbes Life рассказывает про самые дорогие продажи Cube.Moscow за прошедшие пять лет. 

Александр Косолапов, «Сашок! Ты будешь пить чай?», €70 000
Syntax Gallery

Александр Косолапов, «Сашок! Ты будешь пить чай?», €70 000

«Александр Косолапов — один из основоположников соц-арта, художник с мировой известностью, его работы есть в собрании МOMA и Музее Гуггенхайма в Нью-Йорке, в Центре Помпиду в Париже. Картина «Сашок! Ты будешь пить чай?» относится к периоду 1970-х годов. Работ этого времени на рынке сейчас практически найти невозможно, это действительно очень редкое событие. Похожая работа есть в собрании американского фонда семьи Колодзей, Kolodzei Art Foundation», — рассказывает Эльвира Тарноградская, основательница Syntax Gallery.

По ее словам, это произведение можно назвать квинтэссенцией соц-арта — художник сопоставляет эстетику западной рекламы с советским идеологическим плакатом. Александр Косолапов создает в картине некий визуальный и смысловой парадокс: на узнаваемом красном фоне вместо патетического лозунга художник располагает простую бытовую фразу «Сашок! Ты будешь пить чай?» и помещает вместо Маркса или Энгельса профиль милой женщины, придавая всему изображению ощущение будничности, которая эксплуатируют капиталистические рекламные технологии.

Серия графики, Владислав Провоторов, $50 000
Kupol Gallery

Серия графики, Владислав Провоторов, $50 000

«Владислав Провоторов входил в «Двадцатку московских художников». В 1977—1991 годах часто выставлялся в зале на Малой Грузинской, который был центром притяжения художников-нонконформистов, — комментирует Виктория Михопулу, соосновательница Kupol Gallery. — В начале 90-х годов работы художника и многие живописные полотна были проданы за границу, в частности в Финляндию и США. Произведения Провоторова давно не экспонировали в России и довольно редко появлялись на рынке, поэтому, когда мы организовали выставку, это вызвало ажиотаж у коллекционеров».

Антон Конюхов, 4 млн рублей
PA Gallery

Антон Конюхов, 4 млн рублей

Как объясняет Надежда Аванесова, соосновательница PA Gallery, Антон Конюхов — один из самых интересных авторов на современном российском арт-рынке, который создает работы средствами уникальной художественной практики наслаивания мерцающих материалов с эффектом жидкого металла на поверхности холста.

«Он придумал и разработал свою собственную авторскую технику, которая впечатляет не только визуальными эффектами и безупречным качеством исполнения, но и спектром возможностей для раскрытия философских концепций, — в том числе размышлений художника о свойствах времени, пространства, смене парадигм, — говорит Аванесова. — Конюхов создает произведения на грани живописи и объекта, его работы имеют скульптурные качества и за счет металлизированных поверхностей мгновенно захватывают и вовлекают зрителя в диалог с произведением. Работы художника выставлялись в Московском музее современного искусства, Третьяковской галерее, а также были представлены на его персональной выставке в галерее «Граунд Солянка», сейчас готовится персональный музейный проект художника с работами из его новой серии «Направленные действия».

Гоша Острецов, триптих «Мультиживопись», €35 000
Syntax Gallery

Гоша Острецов, триптих «Мультиживопись», €35 000

«В этом произведении художник Гоша Острецов комбинирует образы западной массовой культуры и узнаваемые элементы из советского мультфильма. Идея серии «Мультживопись» — показать взаимопроникновение русской и американской массовой культур и раскрыть их параллели. Это произведение 2000-х годов, таких работ практически не осталось на рынке, и это повышает ее ценность», — рассказывает Эльвира Тарноградская, основательница Syntax Gallery.

 Александр Косолапов, Chess Pussy, €15 000
Syntax Gallery

Александр Косолапов, Chess Pussy, €15 000

«Пик славы Александра Косолапова пришелся на 1990-е годы, но и сегодня художник продолжает создавать остро актуальные работы, обращаясь при этом к наследию истории мирового искусства, — поясняет Тарноградская. — Эта работа 2021 года — оммаж Марселю Дюшану, который увлекался шахматами. Вместо традиционных шахматных фигур Косолапов размещает на доске слепки той части женского тела, которая в произведениях классического обычно прикрывалась фиговым листом».

Тимофей Карафф-Корбут, «Тигр, гуляющий вдоль синего моря», $15 000
Kupol Gallery

Тимофей Карафф-Корбут, «Тигр, гуляющий вдоль синего моря», $15 000

«Тимофей Караффа-Корбут — один из самых самобытных российских художников с узнаваемым живописным почерком. Его вариант примитивизма объединяет художественные формы детского рисунка, народного творчества и наскальной живописи, — говорит Виктория Михопулу. — В январе 2023 года при поддержке Kupol Gallery состоялась персональная выставка Тимофея Караффа-Корбута «Антропос» в Московском музее современного искусства — это вызвало интерес коллекционеров».

Анна Демина, «Рассвет и дождь. В саду густой туман», 410 000 рублей
Postrigay Gallery

Анна Демина, «Рассвет и дождь. В саду густой туман», 410 000 рублей

«Впервые я увидела работы художницы Анны Деминой на маркете WIN-WIN, — рассказывает основательница Postrigay Gallery Анастасия Постригай. — Инструментами современного искусства через настроение природы художница передает тонкие вибрации души, что сразу напомнило мне любимого художника Исаака Левитана. В моем чек-листе, по которому я обычно прогоняю произведения современного искусства, присутствует пункт «Диалог с искусством прошлых веков». По-настоящему современные художники часто выстраивают такой разговор со своими предшественниками. И когда художник использует новаторские приемы, когда он не вторичен и действительно открывает какую-то новую страницу в истории искусства, он всегда опирается на то, что делали его предшественники. Диалог с Левитаном меня тронул».

По словам Постригай, работы Деминой можно назвать безмолвной поэзией цвета. Ее пейзажная живопись  — редкая история на современном российском арт-рынке. В основном современные художники обращаются к образам человеческого тела, к абстракции, но редко работают с пейзажем, потому что боятся перешагнуть вот эту грань и уйти в детализацию, которая свойственна художникам, работающим в реалистическом ключе. Художнице удалось выдержать эту грань и найти собственный узнаваемый стиль, который ни с кем не спутаешь.

Евгений Малышев, «Семейное фото №1», 400 000 рублей
159F Gallery

Евгений Малышев, «Семейное фото №1», 400 000 рублей

«Ценообразование работ Евгения Малышева складывается из множества факторов. Это, безусловно, большой художественный опыт, богатая выставочная история, участие в многочисленных фестивалях. Работы Малышева выставлялись как в России, так и за рубежом, — объясняет основательница 159F Gallery Анна Антонова. — Стоит отметить, что Евгений Малышев — один из самобытных и ярких фигур на калининградской арт-сцене, которую мы открываем теперь и московской публике. Конечно, во многом благодаря 159F Gallery в творческой карьере художника случился интересный поворот от стрит-арта к более традиционной, но оттого не менее актуальной технике живописи».

Теперь художник, говорит Анна Антонова, продолжает экспериментировать с формами и материалами уже в галерейном формате. Произошло динамичное движение «со стены на холст» — именно так назвали паблик-ток с художником, который проходил в конце октября прошлого года в Cube.Moscow при участии куратора, сооснователя биеннале уличного искусства «Артмоссфера» Сабины Чагиной. Немаловажный фактор — интерес как со стороны профессионального сообщества, так и со стороны широкого круга зрителей.

 Вероника Казаченок, «Интуитивная композиция №23», 300 000 рублей
Галерея «Луч»

Вероника Казаченок, «Интуитивная композиция №23», 300 000 рублей

«Работы художницы Вероники Казаченок я впервые увидела на аукционе Vladey в 2020 году. Они привлекли мое внимание мастерской живописной техникой, экзистенциальной проблематикой и сюрреалистическим пейзажем, — вспоминает Светлана Николаева, основательница галереи «Луч». — В апреле 2023 года в галерее мы открыли ее первую персональную выставку, и именно тогда работа «Интуитивная композиция №23» была приобретена в частную коллекцию. Параллельно с выставкой в арт-пространстве Cube.Moscow мы представляли ее картины на ярмарке «Арт Москва». Интерес к творчеству Вероники Казаченок, который мы увидели у публики на обоих мероприятиях, а затем осенью на Cosmoscow, подтвердил убежденность в большом потенциале художницы и правильности моего выбора. К маю Вероника готовит для нас новую выставку, и я уверена, что продажа «Композиции №23» останется в истории и как стартовая минимальная галерейная цена».

Леха QJay, «Жизнь — мчащийся поезд», 280 000 рублей
Most Wanted Gallery

Леха QJay, «Жизнь — мчащийся поезд», 280 000 рублей

«Картина Лехи Куджея «Жизнь — мчащийся поезд» отражает суть жизни как непрерывного пути и постоянных изменений, делая ее актуальной и универсально понятной для зрителя. В сочетании с уникальной техникой художника, впечатляющим масштабом, присутствием автора в медийном поле и спросом, эти факторы повышают ценность произведения искусства, — комментирует основательница Most Wanted Gallery Виктория Буткова.

По ее словам, Куджей кропотливо создает детализированные произведения, скрупулезно прорисовывая мельчайшие элементы пейзажа или облачения персонажа, что производит вау-эффект на зрителя. Авторское послание может включать в себя философские концепции или сцены повседневности — как в серии комиксов «163 Story From 163 Block», которая принесла ему широкое признание и преданных поклонников. Художник выступает на шоу «Яндекса», снимается в хип-хоп клипах, сотрудничает с брендами одежды.

Мы в соцсетях:

Мобильное приложение Forbes Russia на Android

На сайте работает синтез речи

иконка маруси

Рассылка:

Наименование издания: forbes.ru

Cетевое издание «forbes.ru» зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, регистрационный номер и дата принятия решения о регистрации: серия Эл № ФС77-82431 от 23 декабря 2021 г.

Адрес редакции, издателя: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Адрес редакции: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Главный редактор: Мазурин Николай Дмитриевич

Адрес электронной почты редакции: press-release@forbes.ru

Номер телефона редакции: +7 (495) 565-32-06

На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети «Интернет», находящихся на территории Российской Федерации)

Перепечатка материалов и использование их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, возможны только с письменного разрешения редакции. Товарный знак Forbes является исключительной собственностью Forbes Media Asia Pte. Limited. Все права защищены.
AO «АС Рус Медиа» · 2024
16+