К сожалению, сайт не работает без включенного JavaScript. Пожалуйста, включите JavaScript в настройках вашего браузера.

Спасение дельфинов и лошадей: как НКО помогают диким и эксплуатируемым животным

Фото Екатерины Осиповой / Центр спасения дельфинов «Дельфа»
Фото Екатерины Осиповой / Центр спасения дельфинов «Дельфа»
27 февраля отмечают Всемирный день некоммерческих организаций. Forbes Life выбрал примеры НКО, которые занимаются довольно редким для России делом — помощью диким и сельскохозяйственным животным, которые перестали быть нужными из-за травм или старости. Их берут на доживание, лечат и окружают заботой, позволяющей существенно увеличить продолжительность их жизни

 «Был у нас подопечный — взрослый дельфин-белобочка Микки Рурк. Когда его нашли, у него было вирусное заболевание, на которое наложилась бактериальная инфекция. Дельфин не мог ни двигаться, ни есть, очень тяжело дышал. Мы начали его лечить и регулярно плавать вместе — сначала с полной поддержкой (он совсем не мог сам держаться на плаву), «разныривание». Это напоминает грудничковое плавание — нужно внимательно наблюдать за дыхалом, как только дельфин делает выдох/вдох и дыхало закрывается, нужно аккуратно в движении погрузить его под воду. 

Микки Рурк начал постепенно оживать. Когда ему полегчало, мы стали плавать уже довольно долго, он прислушивался ко мне, и мы вместе возвращались к берегу на процедуры. Но потом стал уже возмущаться на мои попытки развернуть его к берегу. Через некоторое время дельфин убедился, что у него уже достаточно сил и он не хочет больше хоть как-то зависеть от нас — тогда он вернулся в море», — рассказывает директор Центра спасения дельфинов «Дельфа» Татьяна Белей. 

Центр спасения дельфинов «Дельфа» (Фото  DR)

Центр «Дельфа» работает в нескольких прибрежных городах Краснодарского края и помогает диким китообразным, которые пострадали в результате деятельности человека (рыболовства, загрязнения моря). «Мы вызволяем их из сетей, выхаживаем больных. На Черном море есть «сезон выбросов», когда гибнет большое количество дельфинов. Некоторые оказываются на мелководье в критическом состоянии. Если неравнодушный человек находит такого дельфина, мы получаем сигнал и сразу организуем выезд волонтеров и специалистов. Пока что у нас нет стационара, поэтому оказываем помощь прямо на месте, в экстремальных условиях: сооружаем нечто вроде подводно-надводного гамака из носилок и баллонов, проводим ветеринарные манипуляции», — рассказывает Белей. 

 

Также организация помогает дельфинам, обитающим в неволе. «Это ведь разумные, свободолюбивые создания, им важно плавать и нырять в большом морском пространстве, жить с семьей и друзьями, охотиться на живую рыбу, эхолоцировать. В замкнутых дельфинариях они всего этого лишены, и как результат — страдания, хронический стресс, — объясняет директор «Дельфы». — Если в природе черноморские афалины живут около 40 лет, то в дельфинариях в среднем 7-10 лет. Ни один дельфинарий в мире не может удовлетворить даже базовые потребности китообразных. Мы стараемся максимально распространить информацию среди людей, которые не знают о тяжелых условиях «работы» китообразных в индустрии развлечений и потому поддерживают этот бизнес».

Помощь сельскохозяйственным животным

Приюты и реабилитационные центры для эксплуатируемых животных, которые по разным причинам (возраст, слабое здоровье, нехватка средств на содержание) перестали быть нужны прежним владельцам, — редкая для России категория НКО.  

 

Подобных благотворительных проектов в стране единицы. Например, конюшня «Шанс на жизнь» в Московской области, где сейчас обитают 170 лошадей, спасенных из проката, со скачек или скотобоен. По словам президента приюта Анастасии Елизаровой, территория состоит из двух больших зданий площадью 3 000 м² и прилегающего участка для выгула. «Молодые лошади, спасенные в раннем возрасте, и те, что рождены у нас в приюте, участвуют в соревнованиях. Они занимаются спортом, выездкой, конкуром. Самый старший долгожитель приюта — конь Огонек, ему было 37 лет», — говорит Елизарова. Для посетителей здесь проводят Дни открытых дверей, субботники и масленицу.

Конюшня «Шанс на жизнь» (Фото  DR)

 В реабилитационном центре «Вольные кони» Ярославской области тоже обитают лошади, которых планировали отправить на бойню. «Чаще получается так, что к нам обращаются люди, которые уже спасли лошадь от плохого хозяина. Двух лошадей — Златку и жеребенка — выкупила женщина с бойни в Питере. Но у нее не было столько времени и сил, чтобы ухаживать за ними. Ведь это не так просто, как кажется на первый взгляд. Женщина узнала про наше место, попросила забрать лошадей, полностью оплатила их перевозку из Питера сюда, купила корма. В общем, повела себя, как человек», — рассказывает основательница центра Анастасия Юстинова.

В приюте «Голока» в Псковской области, открытом 12 лет назад, живут около 100 пожилых коров и быков. Они свободно гуляют и даже заглядывают в гости к жителям соседних деревень. Приют «СвободаЦентр» в Ленобласти опекает спасенных лошадей, пони, коз, ослов и свиней. «Приехала в «СвободаЦентр» от черных разведенцев. Это люди, зарабатывающие деньги на животных, которые оказались жертвами моды. Они организуют конвейер по производству малышей. Зачастую этих животных не лечат, кормят отходами, если кормят вообще, поэтому они истощены и нездоровы», — так описана история подопечной свинки Бони на сайте. Проект благотворительного фонда «Я свободен» также организует гуманное образование для детей и подростков, обучение зооволонтеров.

 

НКО предлагают и другие варианты бережного контакта с животными. Так, центр «Вольные кони» летом 2022 года проводил акцию «Обними корову»: людей, склонных к стрессу и депрессиям, приглашали поправить душевное здоровье, посмотрев на стада вольно пасущихся животных. 

В остальном в приюты (реабилитационные центры) чаще всего можно приехать и сделать что-то полезное своими руками: почистить стойла, покормить и помыть подопечных, смастерить для животного игрушку. Можно стать опекуном конкретного подопечного приюта и поддерживать его постоянно. Конюшня «Шанс на жизнь» и приют «СвободаЦентр», например, давно практикуют такое кураторство

Спасение диких особей

«Всех поступающих в центр животных можно условно разделить на четыре группы. Во-первых, некрупные виды (лисы, ежи, белки), травмированные в ДТП или покусанные собаками. Иногда их находят обычные люди на дачных участках. Во-вторых, крупные животные (лоси, медведи, львы, косули), изъятые у фотографов, из-за незаконного содержания, найденные в лесах. Их нам передают на реабилитацию государственные органы. Далее, хищники, выкупленные у передвижных цирков и зоопарков. И наконец, животные, от которых отказались хозяева после домашнего содержания, либо выкупленные частными лицами с пушных производств. Обычно это мелкие хищники: лисы, песцы, норки, соболи, хорьки, еноты», — рассказывает волонтер Центра спасения диких животных «Велес» Ирина Гордеева.  

По сути, «Велес» — это два в одном: ветклиника, где осуществляется карантин, лечение и реабилитация животных, и приют для постоянного проживания подопечных, которые не смогут вернуться в природу. Сегодня здесь живет почти 200 животных и птиц: медведи разных возрастов и видов, рыси, африканские львы и львицы, лоси, северные олени, волки и волкособы, лисицы, енотовидные собаки, еноты-полоскуны, косули, ежи, белки, зайцы и несколько десятков хищных птиц.

Центра спасения диких животных «Велес» (Фото  DR)

Территория центра составляет 1 га. Пространство максимально приближенно к естественным условиям обитания диких зверей. Тех, кто одного возраста и вида, сотрудники стараются группировать вместе. Тогда они растут как братья и сестры, что в дальнейшем помогает избегать острых конфликтов.

 

По наблюдениям специалистов, в комфортных условиях продолжительность жизни животных увеличивается в два-три раза. Конечно же, при условии правильного питания, если нет увечий или хронических заболеваний. Особенно заметна разница на примере некрупных зверей. Лиса в природе живет около пяти лет, а в руках специалистов — до 12-14. Зайцы обитают в природе максимум два-три года, а в реабилитационных центрах могут доживать до пяти-семи лет.

«К нашему огромному сожалению, все реже удается вернуть животных обратно в дикую природу. Разрастающиеся мегаполисы, скоростные трассы с каждым годом увеличивают общее число травм. В 80% это травмы, несовместимые с жизнью, еще в 10% — инвалидность, с которой зачастую само животное не готово мириться и стремится уйти на тот свет, оставшиеся 10% — либо пожизненное содержание в центре, либо все же хорошее восстановление и возвращение в дикую природу. Мы выпускаем на волю только тех подопечных, в чьей жизнеспособности абсолютно уверены. За 13 лет работы мы выпустили 23 медведя, почти десяток лосей и косулей. Стабильно каждый год выпускаем около десятка лис и енотовидных собак, а также белок, ежей. Медведей, лосей, лис и других крупных зверей, хищников выпускаем как можно дальше от населенных пунктов», — делится Ирина.

В конце января 2024 года за НКО официально закрепили новый большой участок земли — территорию в 30 га и 27 помещений общей площадью 11 400 м². По словам Гордеевой, последние несколько лет команда центра «Велес» активно работала над выделением центру этого участка, чтобы максимально комфортно разместить всех своих зверей.  Для того, чтобы центр могли посещать и обычные люди, «Велес» проектирует деревни отдельных животных (деревня медведей, деревня лосей, деревня львов) и прогулочные зоны («эко-тропы») по ним.

Единственный в России центр спасения балтийской нерпы лечит и пытается сохранить редких млекопитающих, которые живут в водах Финского залива. «Полгода мы занимаемся реабилитацией нерп. В марте-апреле малыши преждевременно выходят в самостоятельную жизнь из-за штормов, ветров и потепления. Лед ломается, и самка с детенышем теряют друг друга. В среднем к нам поступают по 10-15 животных в год. О них сообщают сотрудники портовых служб, спасатели, либо обычные люди, которые прогуливаются по берегу залива. Мы и сами много ездим вдоль побережья после штормов, когда высок шанс выброса нерп, которым нужна срочная помощь», — делится руководитель «Фонда друзей балтийской нерпы» Елена Андриевская.

 

Остальное время НКО занимаемся научной и просветительской деятельностью: токсикологические и микробиологические исследования, вскрытия погибших животных, поиск и мониторинг их залежек. Например, в рамках проекта «Дом для нерп» волонтеры очищают от мусора побережья в местах обитания тюленей.

«Фонд друзей балтийской нерпы» (Фото  DR)

 Просветительскую деятельность ведет и центр «Дельфа»: учит волонтеров оказывать дельфинам первую помощь, читает лекции про китообразных, их биологические особенности, поведение, уникальные свойства, что и почему для них опасно, как человек может помочь. Команду часто приглашают в учебные заведения, на профильные фестивали и конференции.

«Дельфа» организует научные экспедиции: выходы на лодке в открытое море, чтобы понаблюдать за дельфинами вживую. Люди записывают голоса этих существ на гидрофон, ныряют с ними и проводят подводные съемки. «Мы стараемся не беспокоить дельфинов, общаемся с ними максимально бережно, только когда они сами этого хотят и приплывают к нам. Если они заняты, мы наблюдаем на расстоянии. Для участников это яркие впечатления и новые знания. Побывав с нами в море, люди больше не хотят идти в дельфинарий. У нас коллаборация с другими НКО: в экспедициях бесплатно участвуют дети с особенностями развития и их родители. Здесь заложена помощь одновременно и людям, и нашим подопечным», — рассказывает директор Татьяна Белей.

По ее мнению, «дельфинотерапия — миф, построенный на эксплуатации самых уязвимых: детей и их родителей, готовых отдать все за любую надежду». Белей считает, тесный контакт с дельфинами в замкнутом пространстве опасен для человека: его могут укусить, нанести физическую или психологическую травму, в воде могут оказаться опасные бактерии. Ряд ученых действительно отрицает пользу дельфинотерапии, тогда как центр «Дельфа» предлагает «терапию радостью и счастьем» от встреч со свободными дельфинами в открытом море». 

 

Системные изменения 

Как и в других направлениях работы НКО, без достижения системных изменений в помощи животным адресная поддержка позволяет помогать только конкретным особям. Так, региональная общественная организация «Голоса за животных» добивается принятия закона в защиту животных в сельском хозяйстве, «которое регламентировало бы содержание животных в сельском хозяйстве с учетом их благополучия и тем самым снижало степень их страданий». 

«Мы разработали законодательные поправки, которые позволят включить сельскохозяйственных животных в Федеральный закон №498 «Об ответственном обращении с животными». Сейчас пытаемся заручиться поддержкой экспертов и представителей органов власти, чтобы добиться таких перемен», — рассказывает представитель «Голосов за животных» Людмила Зайцева.

Организация также ведет просветительскую работу, чтобы формировать в обществе этичное отношение ко всем живым существам. Члены команды собирают и обнародуют факты жестокости на фермах: когда животных бросают умирать без еды и воды или массово уничтожают ужасными методами (лишают доступа к кислороду, сжигают заживо и т.д.). В рамках петиционной кампании (на момент публикации статьи петицию подписали более 66 000 человек) выходят материалы расследований на фермах. Представители «Голосов за животных» часто выступают с лекциями, привлекают внимание к этой проблеме через прессу.

В прошлом году «Голоса за животных» выпустили исследование на тему влияния животноводства на окружающую среду. В рамках образовательного проекта «Биоэтика детям» создаются учебные материалы для школьников о бережном отношении к животным и природе. Проект «Пища для ума», в свою очередь, разрабатывает и внедряет в вузах России здоровое и экологичное растительное меню.

 

«Альянс защитников животных» также выступает за системные изменения. Например, они размещают наружную рекламу, проводят акции против убийства животных ради меха и опытов над ними. Российская конференция по правам животных ежегодно объединяет активистов из разных регионов страны, помогает им обменяться опытом и вместе вырабатывать новые стратегии для защиты животных.

Летом 2023 года президент подписал закон, который с 1 сентября 2024 года запрещает вылов китов, дельфинов и других морских млекопитающих в учебных и культурно-просветительских целях. «Это огромная победа, хотя мы и огорчены, что ограничения приняли в урезанном виде: есть оговорка, что добычу морских млекопитающих в учебных и культурно-просветительских целях могут разрешить по решению правительственной комиссии», — объясняла Татьяна Белей. 

В том же 2023 году в Госдуме прошли нулевые чтения законопроекта депутатов от «Новых людей», которые предлагают ввести запрет на использование животных в цирках в России. Представители циркового сообщества инициативу не поддержали, а участники организаций по защите животных включились в процесс по ее доработке, который продолжается до сих пор. 

Мы в соцсетях:

Мобильное приложение Forbes Russia на Android

На сайте работает синтез речи

Рассылка:

Наименование издания: forbes.ru

Cетевое издание «forbes.ru» зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, регистрационный номер и дата принятия решения о регистрации: серия Эл № ФС77-82431 от 23 декабря 2021 г.

Адрес редакции, издателя: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Адрес редакции: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Главный редактор: Мазурин Николай Дмитриевич

Адрес электронной почты редакции: press-release@forbes.ru

Номер телефона редакции: +7 (495) 565-32-06

На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети «Интернет», находящихся на территории Российской Федерации)

Перепечатка материалов и использование их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, возможны только с письменного разрешения редакции. Товарный знак Forbes является исключительной собственностью Forbes Media Asia Pte. Limited. Все права защищены.
AO «АС Рус Медиа» · 2024
16+