«Престиж»: детективный сериал о тайнах, которые скрывают жители элитного поселка
«Расскажи сказку, да пострашнее»
От «Санта-Барбары» и «Отчаянных домохозяек» до «Большой маленькой лжи» и «Белого лотоса» — эти и сотни других аналогичных проектов смогли собрать вокруг себя самую разношерстную аудиторию от любителей триллеров до фанатов легких комедий. Несмотря на схожесть в некоторых деталях, режиссеры то и дело соревнуются в искрометности сюжетов, которые бы потешили воображение зрителей.
Часто в таких проектах интриги, сплетни, скандалы вписываются в зарисовки из жизни богатых людей и их окружающих. Более заманчивой классовую борьбу, как правило, делают яркие портреты персонажей и убийства. Эту кальку зрители увидят и в «Престиже», над которым работали комедийный режиссер Сергей Сенцов и продюсеры Вячеслав Муругов, Эдуард Илоян и Алексей Троцюк. Зрителей погружают в быт элитного поселка, в котором, словно в Барбиленде, живут красивые и беспечные женщины, некоторые из которых эмансипированные адвокатессы (Любовь Толкалина) и оперные певицы (Ирина Дубцова).
Томную и гламурную идиллию нарушает убийство няни из семьи Филимоновых. Кто виноват в преступлении и какие тайны скрывают жители райского места — в этом предстоит разобраться дерзкой следовательнице Елизавете Егоровне (Ирина Розанова). Ее персонаж также выполняет роль рассказчика — еще один атрибут, который прижился в классике легких детективных сериалов («Отчаянные домохозяйки», «Почему женщины убивают»). Но в «Престиже» рассказчик не просто обращает внимание зрителей на невидимые глазу детали, а добавляет шарм сказки, рассказанной детям на ночь. Здесь и проклятье, и красна девица, и злой волк, и спасительница красоты невиданной — такая аллегория нужна для того, чтобы подать зрителям их любимое блюдо, которое они ели на протяжении десятков лет, но под другим соусом и на более красочном блюде.
От фарса до трагедии
Высмеивать богатых за жизнь в башне из слоновой кости и откровенную глупость — пусть не самый благородный, но точно рабочий способ привлечь к проекту максимально широкую аудиторию. «Солтберн» уже доказал, что классовая ненависть — самая излюбленная тема миллионов зрителей. «Престиж» пытается работать в той же плоскости. Характеры богачей возведены в театральный гротеск, а их няни, наоборот, отличаются особой хладнокровностью.
Истеричная и тревожная Ирина (Любовь Толкалина) нанимает сдержанную и порой зловеще суровую Ольгу (Анна Уколова), а у просветленной от безделья Эльвиры (Юлия Снигирь) работает хитрая, но при этом чуткая и внимательная помощница Таисия (Вера Кинчева). Изощренный портрет поселка также дополняет манерная сплетница Юлия (Настасья Самбурская), оперная дива Анна (Ирина Дубцова) и няня-филиппинка, которая на самом деле — мужчина из ближнего зарубежья (привет мисс Эндрю из «Мэри Поппинс, до свидания»).
Если жизнь богачек отображена карикатурно и смешно, то жизнь их нянь добавляет в сюжет фатальный драматизм. История одной связана с судьбоносным решением избавиться от ребенка, другая бежала из психбольницы, а третья (если быть точнее — третий) изобретательно скрывается от депортации. Кажется, что эти драмы уровня мыльных опер на НТВ не слишком удачно вписываются в глянцевый детектив. Но именно эти жанровые горки придают проекту тот хичкоковский саспенс, который может стать ключом к успеху. Если, конечно, клубок сложных сюжетных линий все же будет распутан, а не лениво брошен на второй сезон.
От Босха до Агаты Кристи
В «Престиже» внимательные зрители встретят несколько жирных отсылок к мировой культуре. Например, титры к сериалу украшают элементы триптиха Иеронима Босха «Сад земных наслаждений». Эта одна из самых известных картин голландского художника посвящена греху сладострастия. Но ее актуальность для сериала «Престиж» выглядит сомнительной: тема «сладострастия» никак не поднимается в первых двух эпизодах, да и никаких предпосылок для дальнейшего ее раскрытия нет. В конце концов, гораздо уместнее такая отсылка смотрелась бы в сериале «Беспринципные».
В «Престиже» хоть и есть упоминания любовных похождений героев, пока они остаются на уровне второстепенных элементов. Да и дальнейшее их развитие не выглядит логичным. Помимо главной интриги, а именно поиска убийцы, важнейшую роль играет развитие сюжетной линии каждой из нянь. Возможно, авторы хотели придать проекту интеллигентности, или один из них — фанат группы «Сплин». Ведь именно в песне этой группы «Прочь из моей головы» встречается строчка «…где музыка Баха смешалась с полотнами Босха». Да, в «Престиже» также звучит Токката и фуга ре минор — произведение Иоганна Баха для органа. Насколько оправданы эти отсылки — узнаем позднее.
Кроме Босха и Баха зрители могут считать образ великой мисс Марпл — главного персонажа детективов Агаты Кристи. Ее черты угадываются в следователе Елизавете Егоровне. Как и Марпл, она не привлекает к себе лишнего внимания, оставаясь в роли наблюдателя, но при этом цинично подозревает каждого: «Если алиби есть у всех, значит, его нет ни у кого». Несмотря на то что в поселке «Престиж» живет ее внук, героиня явно не отличается мягкостью бабули, которая могла бы помочь в сокрытии преступления.
Благодаря жанровому многообразию и легкости повествования «Престиж» пытается угодить как искушенному, так и непривередливому зрителю. Создатели сериала аккуратно чередуют между собой элементы детектива, драмы и комедии для тех, кто заскучал или ищет что-нибудь «эдакое». Насыщенный событиями сюжет не вызывает ощущения монотонной затянутости, которой часто грешат многосерийные проекты, а тщательно прорисованные персонажи вызывают эмпатию.
Отдельного внимания заслуживают визуальные приемы и операторская работа: зритель буквально становится гостем самых дорогих особняков в поселке. Он сидит за столом с соседями, когда те обсуждают благотворительный вечер, и наблюдает за тем, что происходит в спальнях хозяев. «Престиж» наконец погружает не в унылый быт соцреализма, а переносит на красочный карнавал для избранных. Что скрывают жители элитного поселка и кому они на самом деле доверяют своих детей — узнаем совсем скоро. Серии «Престижа» выходят каждый четверг в онлайн-кинотеатре START.