«Сокровище» с Данэм и Фраем: как показан холокост в истории одной семьи
Берлинале всегда позиционировал себя как площадку для смелых политических высказываний и старался не игнорировать происходящие во всем мире конфликты. В этом году главный фокус фестиваля предсказуемо сместился на палестино-израильский конфликт, от которого всю Германию трясет уже несколько месяцев. При этом стоит отметить, что холокост, по понятным причинам, является извечной больной темой всей Германии, поэтому присутствием фильмов на эту тему в программе Берлинале точно никого не удивишь. Так, например, сразу же вспоминается картина «Уроки фарси» Вадима Перельмана из программы смотра 2020 года о том, как заключенный концлагеря учил нациста в исполнении Ларса Айдингера выдуманному фарси. В этом же году за эту тему отвечает драма Юлии фон Хайнц «Сокровище» с Леной Данэм и Стивеном Фраем.
Несмотря на усиленное внимание фестиваля к никогда не теряющей актуальности темы холокоста, самые заметные фильмы про него выходят не с фабрики Берлинале, а других смотров. Так, самой яркой работой об этом болезненном вопросе стал обладатель Гран-при жюри Канн «Зона интереса» Джонатана Глейзера о семье коменданта Освенцима Рудольфа Хёсса. Британский режиссер решает посмотреть на трагедию с совершенно другой точки зрения и показывает нам бытовую жизнь человека, ответственного за смерть миллионов людей. Банальность зла всегда холодит сердце и поражает воображение, несмотря на свою обыденность, что обеспечило Глейзеру не только успех в Каннах, но и пять номинаций на премию «Оскар», в том числе в категории «Лучший фильм». Немецкий режиссер Юлия фон Хайнц пошла по проторенной дорожке, которая вряд ли останется в памяти зрителей или профессиональной публики надолго.
«Сокровище» основано на частично автобиографический книге австралийской писательницы Лили Бретт «Слишком много людей». Действие происходит в 1991 году, сразу же после падения железного занавеса. Журналистка Рут (Данэм) отправляется в тур по Польше, чтобы узнать про историю своей семьи и родителей, которые смогли выжить в Освенциме и после войны переехали в США. За ней увязывается ее отец, рассеянный весельчак Эдек, который возвращается на родину впервые после пережитых ужасов Второй мировой. Рут настроена серьезно — она полностью распланировала маршрут и хочет провести настоящее журналистское расследование. Эдек же теряет багаж, постоянно меняет планы, пускает полякам пыль в глаза и флиртует с дамами. Рут хочет поехать в Лодзь, где прошло детство родителей, а Эдек тащит ее в музей Шопена.
В общем, традиционный конфликт поколений налицо. Собранная и организованная дочь, страдающий ерундой отец — все это сильно напоминает динамику «Тони Эрдманна» Марен Аде, однако режиссер отказывается углубляться в этот вопрос. Напряжение между дочерью и отцом выражается в его шутках по поводу «птичьей» еды Рут и ее молчаливом раздражении при любой попытке саботажа поездки. Герои очень долго ходят вокруг да около, не желая замечать слона в посудной лавке и обсудить то, что действительно волнует. Не нужно быть особо догадливым для того, чтобы понять, что под бравадой Эдека скрывается его нежелание вспоминать болезненное прошлое, которое наложило печать на жизнь всей его семьи. Однако сама Рут, с самого детства просыпающаяся от криков матери посреди ночи, не сразу соображает, что к чему. Для Эдека единственный способ справиться со своей травмой — забыть о прошлом, а для Рут, наоборот, углубиться в него, чтобы найти ответы на свои вопросы.
Данэм играет свою героиню со строгой точностью отличницы, а Стивен Фрай, несмотря на сложность прошлого его персонажа, выполняет примерно ту же функцию, что и Эдек, — очаровывает публику. Выбор блестящего британского писателя, актера, комика на роль польского еврея кажется не самым очевидным. Прадедушка и прабабушка Фрая по материнской линии были венгерскими евреями и эмигрировали в Британию в 1927 году. Их дальние родственники погибли в Освенциме. Фрай не знает польского, на котором при этом бойко разговаривает треть фильма. Безусловно, актер может очаровать кого угодно, но есть ощущение, что это кастинговое решение продиктовано маркетинговыми целями, нежели художественными.
Старания актеров саботируются режиссерским нежеланием говорить об их внутренних конфликтах, которые, по идее, должны затмить ужасы холокоста. Фильм слишком проблематичный и тяжелый, чтобы быть семейной мелодрамой, и при этом слишком нерешительный и сентиментальный, чтобы стать серьезным исследованием травмы холокоста. Гораздо более убедительной выглядит работа художников-постановщиков — Катажины Собанска и Марселя Славиньского, отвечавшие за «Иду» и «Холодную войну» Павла Павликовского. Им удалось воссоздать образ разрушенной страны, потерявшей ориентиры вместе с приобретением долгожданной независимости. Грязь, бедность и отчаяние поляков после падения железного занавеса будут понятны тем, кто пережил падение СССР.
«Сокровище» показали вне конкурса. Даже не очень строгие кураторы Берлинале понимают, что фильм явно не дотягивает, но идеально попадает в категорию тихой семейной драмеди с известными актерами. Для молодого режиссера Юлии фон Хайнц это скорее неудача, несмотря на международный продакшен. Ее дебют «Предисловие» показали на Берлинале в 2007 году, а в 2020 году в Венеции прошла премьера ее энергичного антифашистского манифеста «А завтра весь мир». «Сокровищу» явно не хватает решительности ее предыдущей работы, а желание угодить всем и сразу делает фильм слишком вторичным.