К сожалению, сайт не работает без включенного JavaScript. Пожалуйста, включите JavaScript в настройках вашего браузера.

Ремонт русской идеи: современное искусство в тундре, у марийцев и в мегаполисах Урала

Выставка «Архипелаг грез» (Фото фонда «Сфера»). Фрагмент композиции «Островымя» художественного объединения «Гуй»
Выставка «Архипелаг грез» (Фото фонда «Сфера»). Фрагмент композиции «Островымя» художественного объединения «Гуй»
Выставки фонда поддержки современного искусства «Сфера»( прежде — фонд Владимира Смирнова и Константина Сорокина) гастролируют по России, Екатеринбург показывает работы из Эрмитажа и частных собраний, в Салехарде открылась первая Ямальская биеннале, а заброшенную набережную в Йошкар-Оле обживают молодые художники. Рассказываем, как искусство в регионах пытается развиваться в пределах возможных официальных границ
«Архипелаг грез», Екатеринбург
spdplf, «Треугольник печали». Фонд «Сфера»

«Архипелаг грез», Екатеринбург

Где: Галерея «Синара Арт»

Когда: до 26 мая

Инициатором проекта «Архипелаг грез» выступает московский Фонд поддержки современного искусства «Сфера». Групповая выставка была впервые показана в 2023 году в Казани, затем она превратилась в гастрольный проект, который уже успел побывать в Самаре, а теперь доехал до Екатеринбурга. На каждой из остановок состав и пространственное решение выставки немного меняется, подстраиваясь под местные реалии. Например, в Самаре и в Казани демонстрировались две работы Рамина Нафикова, которые затем вернулись в казанскую коллекцию. Зато в Екатеринбурге добавилась работа Олега Елового из коллекции «Синары». В качестве вариантов следующей остановки проекта сейчас рассматриваются Коломна, Тюмень и Нижний Новгород.

По замыслу куратора Сергея Гуськова, название выставки отсылает к циклу рассказов о вымышленных островах британского писателя Кристофера Приста. Самым ярким экспонатом выставки является композиция «Островымя» художественного объединения «Гуй» (Егор Ефремов, Мария Плаксина). Родной Урал художники видят как сеть островов посреди каменного моря и лесов, центром которого является родной для Плаксиной Нижний Тагил. В Самаре к проекту присоединилась группа spdplf, которые в качестве отдельного острова рассматривают всю визуальную эстетику 2010-х годов.

Ставку на работу с российскими регионами фонд «Сфера», существующий с 2008 года (до 2021 года работал как Фонд Владимира Смирнова и Константина Сорокина) сделал уже давно. «Мы хотим открывать для себя новые регионы и города, помогать художникам, у которых нет возможности выставляться в Москве», — говорит директор фонда Анна Зыкина. В 2019—2021 годы реализовывалась программа «Фокус», в рамках которой на площадке московской мастерской фонда проводились групповые выставки  авторов из Ростова, Краснодара и Екатеринбурга. С осени 2022 года фонд ищет новое пространство в Москве и пока что занимается проектами на сторонних площадках. В 2018 году фонд получил премию «Инновация» «За поддержку современного искусства России».

«О-Сеть. Экспериментальная эстетика и новые медиа в СССР», Екатеринбург
Макет «Здание-светоинструмент». Арт-галерея «Ельцин Центра»

«О-Сеть. Экспериментальная эстетика и новые медиа в СССР», Екатеринбург

Где: арт-галерея «Ельцин Центра»

Когда: до 25 февраля

В арт-галерее «Ельцин Центра» последнюю неделю идет выставка «О-Сеть». Как рассказывает куратор проекта Кирилл Маевский, проект охватывает сразу несколько малоизвестных сюжетов, в центре которых — судьба студенческого конструкторского бюро «Прометей», созданного в 1962 году. Объединение сформировалось на базе радиофакультета Казанского авиационного института вокруг фигуры Булата Галеева. Помимо физиков в него входили художники, поэты и теоретики, которых увлекала идея синтеза искусств (само название бюро отсылает к «Поэме огня» Скрябина, который предвосхитил эксперименты в области светомузыки). Вместе они стали пионерами медиа- и видеоарта в СССР. Специально для выставки современные музыканты и художники из Екатеринбурга и Казани создали несколько аудиовизуальных произведений, используя сохранившиеся аналоговые светомузыкальные инструменты «прометеевцев».

«Это была невероятно герметичная тусовка, но при этом как ученые они много путешествовали по миру, вели обширную переписку, конструировали сложные приборы, занимались световой архитектурой и оформляли концертные площадки,  — говорит Кирилл Маевский. — Они удивительным образом балансировали между официальным миром и подпольем, между «физиками» и «лириками». Отдельный раздел выставки посвящен экспериментам периода Оттепели в области книжного и шрифтового дизайна. Здесь детские книжки, оформленные нонконформистами Ильей Кабаковым и Виктором Пивоваровым, соседствуют с работами художника «Прометея» Надира Альмеева и Михаила Ромадина, постановщика «Соляриса» Тарковского.

Проект «О-Сеть» стал результатом коллаборации галереи с фондом «Галеев-Прометей» (Казань), Центром современной культуры «Смена» (Казань) и Центром Вознесенского (Москва). «В этом смысле он очень показательный, — говорит Светлана Усольцева, директор галереи, — он посвящен тому, как Булат Галеев сотрудничал с художниками, учеными и фотографами из Свердловска. Мы же с коллегами из Казани и Москвы продолжаем эту линию взаимодействия». В ближайшее время галерея «Ельцин Центра» планирует реализовать совместные проекты с красноярским музейным центром «Площадь Мира», а также с кураторами и художниками из Нижнего Тагила (Свердловская область).

 «Пермское посольство», Екатеринбург
Работы Антонио дель Массаро да Витербо и художника круга Себастьяно Майнарди. «Эрмитаж-Урал»

«Пермское посольство», Екатеринбург

Где: центр «Эрмитаж-Урал»

Когда: до января 2025

Центр «Эрмитаж-Урал» открылся в Екатеринбурге летом 2021 года как спутник главного петербургского музея. Одновременно он служит одной из площадок Екатеринбургского музея изобразительных искусств (ЕМИИ). Постоянная экспозиция центра посвящена западноевропейскому искусству. До января 2025 года в нее интегрированы работы из Пермской государственной художественной галереи, которая ожидает переезда в новое здание. В рамках проекта «Пермское посольство» постоянную экспозицию центра дополнили 20 работ, которые можно опознать по красной покраске стен. Все картины за единичным исключением экспонируются без стекла. Самое раннее произведение — «Мадонна с младенцем» кисти мастера итальянского Ренессанса Антонио да Витербо. Как в этом, так и в остальных случаях соседство с постоянными экспонатами центра позволяет сравнить разные трактовки одного сюжета (Святой Себастьян или Мадонна с младенцем) или работы одного автора (например, Йорданса), которые раньше никогда вместе не выставлялись. В главном здании ЕМИИ представлено порядка 30 работ русских художников из Перми, которые аналогичным образом включены в постоянную экспозицию.

История Центра «Эрмитаж-Урал» неразрывно связана с Санкт-Петербургом. В 1941 году здание, принадлежавшее Свердловской картинной галерее, стало временным домом для более миллиона экспонатов, эвакуированных из петербургского Эрмитажа. Истории их перевозки и хранения посвящена интерактивная мемориальная экспозиция на третьем этаже центра. В качестве жеста благодарности с конца 1980-х годы Эрмитаж поэтапно передавал в дар Свердловской картинной галерее две сотни работ, которые пополнили ее собственную коллекцию. Сегодня Центр «Эрмитаж-Урал» регулярно участвует в обменных проектах с другими региональными музеями. Особенно активным в этом плане был 2023 года, когда в Пермь ездили шедевры знаменитого уральского чугунного литья, а в Екатеринбурге гостили «пермские боги». В том же году в выставочном Пакгаузе Нижнего Новгорода проходила масштабная выставка «Другие грани: русский авангард из музейных и частных собраний Урала».

«Весь этот мир», Салехард
Ульяна Подкорытова. «567 видов снега». Владимир Марин

«Весь этот мир», Салехард

Где: арт-резиденция «Полярис»

Когда: до 3 марта

Административная столица Ямала, город Салехард, расположена ровно на Полярном круге. Здесь есть северное сияние, летом стоит полярный день, но нет полярной ночи. Коренные народы Ямала — ненцы, ханты, коми-зыряне и селькупы, — живут и в городах, и в тундре. В трудовой книжке у мужчин-оленеводов так и пишут «оленевод», а женскую профессию определяют как «чумработница».  Часто горожане из числа коренных народов держат чумы за городом, которые используют как дачи на выходных.

Традиционные занятия коренных народов — оленеводство, охота и рыболовство. Как сохранить древние традиции и национальную самобытность в процессе ассимиляции, при развитии новых технологий, — вопрос, актуальный и не имеющий решения на Ямале до сих пор, — десант уральских, сибирских и московских художников под руководством куратора Жени Чайка сделал темой своей выставки-исследования «Весь этот мир». 13 авторов, известных своими проектами в «Немоскве», «ГЭС-2» и Уральской индустриальной биеннале, осенью 2023 года отправились в экспедицию по Ямалу, в течение нескольких дней они посетили города и поселки, ездили в тундру и ночевали в чумах. Для понимания местной культуры брали уроки ненецкого языка. И хотя разговаривать на ненецком не пришлось — все местные жители прекрасно владеют русским, — по мнению куратора Жени Чайка это дало представление об устройстве и языка, и культуры. 50 слов и выражений, освоенных участниками арт-десанта, вошли в мини-разговорник, который выдавали на открытии выставки.

Так, ненецкое «ненянг» означает не только комар, но и месяц июль, то есть комариный месяц. В борьбе с комарами оленеводы не используют репиленты, они лишь отгоняют насекомых дымом, чтобы не оставлять рыбу без пищи.  Художники Татьяна и Денис Трачевские, арт-группа 6etamodern, посвятили свою работу комариной теме. Как иронично заметил Денис Траческий, олени, возможно, терпят людей рядом с собой лишь потому, что они отгоняют комаров.

Исследовательница русского севера, московская художница Ульяна Подкорытова, создала проект «567 видов снега»: выстроила будку-караоке в китчевом стиле, где внутри на экране идет видео с песней на ненецком об истории девочки, которую мама три года прятала, чтобы не отдавать учиться в интернат. Это подлинная история из жизни исполнительницы народных песен Татьяны Лар. Федор Телков, известный своими документальными проектами по изучению старообрядческих общин и «Урал Мари. Смерти нет» из жизни марийцев, выполнил две стремительных фотосессии «Пути каслания», портретировав жизнь оленеводов в горной тундре и жизнь жителей Салехарда, рэпера и комика.

Впрочем, возможно, самой интересной работой по итогам выставки окажется книга отзывов: как местные жители отреагируют на попытки современных художников отразить их жизнь.

Пока первая биеннале современного искусства, стартовавшая на Ямале, предлагает несколько аудиомаршрутов прогулки по городу, инсталляцию «Сигнал» Анны Червонной — раскрашенный в разные цвета дом ионосферной станции. Самым неформальным проектом в Салехарде оказалась квартирная галерея «Ямальская,2», которую открыли Агния Оводова (резидентка «Поляриса») и художница Таня Макарова.

«Ремонт русской идеи», Йошкар-Ола
Работы Нелли Акчуриной и Даниила Кудряшова. Галерея «Бизоn»

«Ремонт русской идеи», Йошкар-Ола

Где: резиденция «Красота»

Когда: до 10 марта

В Йошкар-Оле идет первый фестиваль современного искусства «Красота». В открывшейся недавно одноименной резиденции до 10 марта проходит выставка казанской галереи «Бизоn». В экспозицию вошли работы восьми молодых авторов из разных регионов Центральной России, каждый из которых старается сохранить свою идентичность, одновременно вступая в творческий диалог с другими художниками.

По мнению куратора Александра Шагулина, Йошкар-Ола территориально находится в эпицентре попыток переосмысления «русской идеи» и роли национальных культур. Заглавная работа выставки, созданная московским художником Даниилом Кудряшовым, была забронирована потенциальным покупателем уже на открытии выставки. До сих пор активно продаются работы художницы из Уфы Нелли Акчуриной. В программу фестиваля также вошел ее дриппинг-перформанс в стиле Джексона Поллока.

«Развивается тренд — российское современное искусство идет в регионы, а столичный арт-рынок все чаще интересуется локальными авторами, идет осмысление национальных культур», — отмечают представители галереи. Осенью прошлого года «Бизоn» курировал выставку «Из точки А: два поколения российского совриска» в Альметьевске с работами 13 художников из Москвы, Татарстана, Башкортостана и других регионов. «Когда пять лет назад мы только начинал свою работу, в Казани практически не было пространств, ориентированных на современное искусство. А сейчас открываются новые галереи, растет зрительский интерес, особенно в среде молодежи, появляются коллекционеры», — рассказывают галеристы.

Мы в соцсетях:

Мобильное приложение Forbes Russia на Android

На сайте работает синтез речи

Рассылка:

Наименование издания: forbes.ru

Cетевое издание «forbes.ru» зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, регистрационный номер и дата принятия решения о регистрации: серия Эл № ФС77-82431 от 23 декабря 2021 г.

Адрес редакции, издателя: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Адрес редакции: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Главный редактор: Мазурин Николай Дмитриевич

Адрес электронной почты редакции: press-release@forbes.ru

Номер телефона редакции: +7 (495) 565-32-06

На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети «Интернет», находящихся на территории Российской Федерации)

Перепечатка материалов и использование их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, возможны только с письменного разрешения редакции. Товарный знак Forbes является исключительной собственностью Forbes Media Asia Pte. Limited. Все права защищены.
AO «АС Рус Медиа» · 2024
16+