К сожалению, сайт не работает без включенного JavaScript. Пожалуйста, включите JavaScript в настройках вашего браузера.

Что за «Прелесть»: каким получился сериал с Олегом Меньшиковом о криминальной России

Кадр из сериала «Прелесть»
Кадр из сериала «Прелесть»
18 января 2024 года на платформе Premier вышли первые эпизоды криминальной драмы «Прелесть». Главные роли исполнили Олег Меньшиков, Филипп Янковский, Федор Федотов, Максим Коновалов. Зачем смотреть новую историю о призраках прошлого и демонах настоящего в антураже провинциальной России и золотым хвостом, уходящим в гущу девяностых, рассказывает автор Forbes Life Полина Агибалова

В городе N

В провинциальном городе орудует молодой автоугонщик Цыган. Вскрыв замок помощника бывшего авторитета города, Цыган оказывается втянут в криминальную цепочку, которая приведет его к ответу на вопрос, кто в девяностых убил его отца. Интрига строится вокруг аффинажного завода и разборок вне и внутри его стен. Цыгану предстоит сделать нелегкий выбор, кому верить: вернувшемуся в город после 20 лет тюрьмы авторитету Леониду или хозяину завода Осинскому. Ведь и тот, и другой убеждают героя, что знают убийцу и помогут восстановить справедливость. Вот только понятия справедливости у каждого свои. В том числе, и у самого Цыгана. 

Кадр из сериала «Прелесть»

В роли криминального авторитета девяностых и бывшего хозяина завода выступает народный артист Олег Меньшиков. Его персонаж Леонид Максимович (или как его называют в городе — ЛМ) напоминает Дона Карлеоне — эдакий «крестный отец» из российской глубинки. Его напарника Бубу сыграл Максим Коновалов, один из главных «бандитов» российского кино двухтысячных: многие зрители помнят Коновалова по роли Лехи «Киллы» из культового фильма «Бумер». 

Роль нынешнего хозяина аффинажного завода исполнил Филипп Янковский. Его истеричная манера игры, граничащая с демоническим образом, делает персонажа едва ли не эталонным антагонистом. За бунтующую молодость, противостоящую беспределу из девяностых, отвечает артист Федор Федотов, ранее сыгравший главную роль в ретромелодраме «Серебряные коньки». Вместе актеры создают насыщенный портрет жителей маленького городка, оказавшегося во власти противостояния двух авторитетов. Режиссер «Прелести» — Динар Гарипов, который работал над вторым сезоном этно-детектива «Территория».

 

Дары волхвов и другие отсылки к мировой культуре

Один из главных атрибутов сериала — золото, которое выступает не просто в роли мерила роскоши, а аллегорией зла. В «Прелести» металл связывает бандитские девяностые, современное «сегодня» и религиозные мотивы воедино. В культурном смысле золото часто несет метафоричный образ наказания за жадность и глупость. Вспомнить хотя бы сказки А.С.Пушкина. В «Сказке о рыбаке и рыбке» и «Сказке о золотом петушке» — радость о внезапном обретении драгоценного металла довольно скоро сменяется необратимыми потерями. «Лучше бы мы без золота обошлись», — читает закадровый голос в начале первой серии «Прелести». Рассказчик вводит зрителя в сюжет через описание, что есть золото и как оно влияет на судьбы. Уже здесь проявляются библейские темы о всемогуществе металла. 

Кадр из сериала «Прелесть»

Также стоит отметить связь с религией в сериале через церковные атрибуты: золотые зеркала, кресты, рисованные золотом картины выступают не только символом роскоши, но и орудием правосудия. Право вершить правосудие, равняя себя едва ли не с богом, берет на себя бывший авторитет девяностых, ранее «наказанный» золотом. Свои мотивы мести нынешним «хозяевам» города он прикрывает ярлыком «хороших дел», которые буквально ставят в ступор других жителей города и прекращают их в марионеток. 

 

Таким образом, авторы сериала отсылают зрителей к библейскому сюжету о волхвах, которые преподносили дары в виде золота младенцу Иисусу Христу. В сериале эти «дары» раскрывают самые низменные замыслы персонажей. Продать жену, подставить напарника, предать начальника — это меньшее, на что способны герои ради вожделенного богатства. Через религиозную тему об убийственной силе золота авторы сериала обличают пороки современного общества, связывая их воедино с религиозными заповедями. 

Однако не стоит бояться чрезмерности библейских отсылок в сериале. Они важны для создания атмосферы и большей погруженности зрителя, но не требуют особых познаний религиозных сюжетов — в конце концов, проект ориентирован на самую многослойную аудиторию пользователей стриминг-платформ. 

На поверхности истории — жестокость соцреализма, который, в свою очередь, перекликается и с другими культурными мотивами. Например, с классикой американской литературы пятидесятых. Дочь Осинского (Филипп Янковский) Арина (Елизавета Кононова) дарит Цыгану книгу Кена Кизи «Над кукушкиным гнездом». Этот роман выбран авторами неслучайно: таким образом, они проводят параллель между существованием в обособленном мире маленького темного города со своими законами и за его пределами. Отец Цыгана мечтал уехать со своей семьей и начать новую жизнь, но его убили. Арина мечтает вырваться из плена своенравного отца, но тот предусмотрительно забрал у дочери документы. Если авторы сценария приписывают Цыгану роль Вождя Бромдена из романа Кена Кизи, стоит предположить, что финал истории будет предсказуем для читателей классики.

 
Кадр из сериала «Прелесть»

Еще одна отсылка к мировой литературе — само название проекта «Прелесть». Именно так называл золото Голлум — персонаж вселенной «Властелина колец» британского писателя Дж.Р.Р.Толкина. Кстати, в этой истории, как и в Библии, как и в «Прелести», золото тоже наделяет авторитетом своего обладателя и властью вершить судьбы обездоленных. «Прелесть» — кладезь жирных отсылок к символу золота в мировой культуре, которые придают проекту особую глубину в раскрытии сюжета и его героев, и шарм кино «не для всех».

Как звучит «Прелесть»?

На сегодняшний день саундтрек — неотъемлемая часть успеха сериала. Вспомнить хотя бы недавно прогремевшую премьеру «Слово пацана» — ее объемный в жанровости саундтрек подогрел интерес не только к самому проекту, но и к российским хитам девяностых, и к русскому року, и к татарскому техно в исполнении дуэта «Аигел». «Прелесть» пошла по другому пути. Музыка в сериале скорее аккуратно дополняет события, играя из окон черных автомобилей, чем выступает полноценным атрибутом для раскрытия сюжета. В первой серии зрители узнают хит «Вечно молодой» в исполнении группы Symbol и отрывок песни «Поцелуй» чартового дуэта Dabro. А во второй серии уже прозвучит главный трек сериала «Цвет золота», записанный рэпером Pharaoh. Напевная мелодия и романтичный текст о любви сильно выбиваются из общей картины творчества дерзкого артиста. Не исключено, что «Цвет золота» откроет в нем новое амплуа и привлечет еще больше слушателей.

Мы в соцсетях:

Мобильное приложение Forbes Russia на Android

На сайте работает синтез речи

Рассылка:

Наименование издания: forbes.ru

Cетевое издание «forbes.ru» зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, регистрационный номер и дата принятия решения о регистрации: серия Эл № ФС77-82431 от 23 декабря 2021 г.

Адрес редакции, издателя: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Адрес редакции: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Главный редактор: Мазурин Николай Дмитриевич

Адрес электронной почты редакции: press-release@forbes.ru

Номер телефона редакции: +7 (495) 565-32-06

На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети «Интернет», находящихся на территории Российской Федерации)

Перепечатка материалов и использование их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, возможны только с письменного разрешения редакции. Товарный знак Forbes является исключительной собственностью Forbes Media Asia Pte. Limited. Все права защищены.
AO «АС Рус Медиа» · 2024
16+