Что за «Прелесть»: каким получился сериал с Олегом Меньшиковом о криминальной России
В городе N
В провинциальном городе орудует молодой автоугонщик Цыган. Вскрыв замок помощника бывшего авторитета города, Цыган оказывается втянут в криминальную цепочку, которая приведет его к ответу на вопрос, кто в девяностых убил его отца. Интрига строится вокруг аффинажного завода и разборок вне и внутри его стен. Цыгану предстоит сделать нелегкий выбор, кому верить: вернувшемуся в город после 20 лет тюрьмы авторитету Леониду или хозяину завода Осинскому. Ведь и тот, и другой убеждают героя, что знают убийцу и помогут восстановить справедливость. Вот только понятия справедливости у каждого свои. В том числе, и у самого Цыгана.
В роли криминального авторитета девяностых и бывшего хозяина завода выступает народный артист Олег Меньшиков. Его персонаж Леонид Максимович (или как его называют в городе — ЛМ) напоминает Дона Карлеоне — эдакий «крестный отец» из российской глубинки. Его напарника Бубу сыграл Максим Коновалов, один из главных «бандитов» российского кино двухтысячных: многие зрители помнят Коновалова по роли Лехи «Киллы» из культового фильма «Бумер».
Роль нынешнего хозяина аффинажного завода исполнил Филипп Янковский. Его истеричная манера игры, граничащая с демоническим образом, делает персонажа едва ли не эталонным антагонистом. За бунтующую молодость, противостоящую беспределу из девяностых, отвечает артист Федор Федотов, ранее сыгравший главную роль в ретромелодраме «Серебряные коньки». Вместе актеры создают насыщенный портрет жителей маленького городка, оказавшегося во власти противостояния двух авторитетов. Режиссер «Прелести» — Динар Гарипов, который работал над вторым сезоном этно-детектива «Территория».
Дары волхвов и другие отсылки к мировой культуре
Один из главных атрибутов сериала — золото, которое выступает не просто в роли мерила роскоши, а аллегорией зла. В «Прелести» металл связывает бандитские девяностые, современное «сегодня» и религиозные мотивы воедино. В культурном смысле золото часто несет метафоричный образ наказания за жадность и глупость. Вспомнить хотя бы сказки А.С.Пушкина. В «Сказке о рыбаке и рыбке» и «Сказке о золотом петушке» — радость о внезапном обретении драгоценного металла довольно скоро сменяется необратимыми потерями. «Лучше бы мы без золота обошлись», — читает закадровый голос в начале первой серии «Прелести». Рассказчик вводит зрителя в сюжет через описание, что есть золото и как оно влияет на судьбы. Уже здесь проявляются библейские темы о всемогуществе металла.
Также стоит отметить связь с религией в сериале через церковные атрибуты: золотые зеркала, кресты, рисованные золотом картины выступают не только символом роскоши, но и орудием правосудия. Право вершить правосудие, равняя себя едва ли не с богом, берет на себя бывший авторитет девяностых, ранее «наказанный» золотом. Свои мотивы мести нынешним «хозяевам» города он прикрывает ярлыком «хороших дел», которые буквально ставят в ступор других жителей города и прекращают их в марионеток.
Таким образом, авторы сериала отсылают зрителей к библейскому сюжету о волхвах, которые преподносили дары в виде золота младенцу Иисусу Христу. В сериале эти «дары» раскрывают самые низменные замыслы персонажей. Продать жену, подставить напарника, предать начальника — это меньшее, на что способны герои ради вожделенного богатства. Через религиозную тему об убийственной силе золота авторы сериала обличают пороки современного общества, связывая их воедино с религиозными заповедями.
Однако не стоит бояться чрезмерности библейских отсылок в сериале. Они важны для создания атмосферы и большей погруженности зрителя, но не требуют особых познаний религиозных сюжетов — в конце концов, проект ориентирован на самую многослойную аудиторию пользователей стриминг-платформ.
На поверхности истории — жестокость соцреализма, который, в свою очередь, перекликается и с другими культурными мотивами. Например, с классикой американской литературы пятидесятых. Дочь Осинского (Филипп Янковский) Арина (Елизавета Кононова) дарит Цыгану книгу Кена Кизи «Над кукушкиным гнездом». Этот роман выбран авторами неслучайно: таким образом, они проводят параллель между существованием в обособленном мире маленького темного города со своими законами и за его пределами. Отец Цыгана мечтал уехать со своей семьей и начать новую жизнь, но его убили. Арина мечтает вырваться из плена своенравного отца, но тот предусмотрительно забрал у дочери документы. Если авторы сценария приписывают Цыгану роль Вождя Бромдена из романа Кена Кизи, стоит предположить, что финал истории будет предсказуем для читателей классики.
Еще одна отсылка к мировой литературе — само название проекта «Прелесть». Именно так называл золото Голлум — персонаж вселенной «Властелина колец» британского писателя Дж.Р.Р.Толкина. Кстати, в этой истории, как и в Библии, как и в «Прелести», золото тоже наделяет авторитетом своего обладателя и властью вершить судьбы обездоленных. «Прелесть» — кладезь жирных отсылок к символу золота в мировой культуре, которые придают проекту особую глубину в раскрытии сюжета и его героев, и шарм кино «не для всех».
Как звучит «Прелесть»?
На сегодняшний день саундтрек — неотъемлемая часть успеха сериала. Вспомнить хотя бы недавно прогремевшую премьеру «Слово пацана» — ее объемный в жанровости саундтрек подогрел интерес не только к самому проекту, но и к российским хитам девяностых, и к русскому року, и к татарскому техно в исполнении дуэта «Аигел». «Прелесть» пошла по другому пути. Музыка в сериале скорее аккуратно дополняет события, играя из окон черных автомобилей, чем выступает полноценным атрибутом для раскрытия сюжета. В первой серии зрители узнают хит «Вечно молодой» в исполнении группы Symbol и отрывок песни «Поцелуй» чартового дуэта Dabro. А во второй серии уже прозвучит главный трек сериала «Цвет золота», записанный рэпером Pharaoh. Напевная мелодия и романтичный текст о любви сильно выбиваются из общей картины творчества дерзкого артиста. Не исключено, что «Цвет золота» откроет в нем новое амплуа и привлечет еще больше слушателей.